• Главная
  • Мониторинг
  • Религия: В ходе визита патриарха Кирилла в Молдавию "речь пойдет об автокефалии молдавской церкви" Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1409254.html#ixzz1NpbvB5Jj Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки...

Религия: В ходе визита патриарха Кирилла в Молдавию "речь пойдет об автокефалии молдавской церкви" Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1409254.html#ixzz1NpbvB5Jj Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки

30.05.2011, 13:44

Издание Romanian Global News комментирует намеченный на осень текущего года визит в Молдавию патриарха Русской Православной Церкви Кирилла. Ведь, говоря о визите российского патриарха в Кишинев, мы говорим не столько о церкви, сколько о власти, пишет издание. О политике и геополитике. Об империях и нациях.

Издание Romanian Global News комментирует намеченный на осень текущего года визит в Молдавию патриарха Русской Православной Церкви Кирилла. Ведь, говоря о визите российского патриарха в Кишинев, мы говорим не столько о церкви, сколько о власти, пишет издание. О политике и геополитике. Об империях и нациях.

В пресс-релизе Митрополии Кишинева и всея Молдавии от 4 апреля сего года говорится, что на заседании синода Православной церкви Молдавии "обсуждался вопрос организации канонического визита в РМ святейшего патриарха Кирилла, патриарха Московского и всея Руси, намеченного на 8-12 октября 2011", продолжает Romanian Global News. Это не первый русский патриарх, который посещает РМ, и отнюдь не случаен тот факт, что обсуждение планируемого визита провоцируют разговоры не столько на уровне религии, сколько на уровне геополитики. Идеи о "Святой Руси", "едином каноническом пространстве России", "Русском мире" и другие подтверждают, что православие должно быть либо русским, либо ему вообще не быть. Давняя навязчивая идея спасительницы-России становится все опаснее и очевиднее. Но самой важной из этих концепций является концепция "Русского мира", созданная патриархом Кириллом и распространяемая по различным поводам.

В этом "Русском мире", ("одухотворенное" название для давнего продвижения империи) в поле зрения Москвы попадает и Республика Молдова, пишет Romanian Global News. Стоит отметить здесь послание, которое отправил российский патриарх по поводу рукоположения архимандрита Никодима Вулпе из Оргеева в сан епископа Единец и Бричан (Москва 26 декабря 2010): "Православная церковь Молдавии... является органичной и неотделимой частью Московской Патриархии", а "молдавский народ... следуя за Христом в исполнении его заповедей сотни и сотни лет плечом к плечу шел с народами православной России... Долгое время мы были одним государством". И еще: "Православный народ независимой Молдавии сохраняет свое единство с братскими народами Белоруссии, России, Украины и других стран, являющихся духовными наследницами Святой Руси, свидетельством этого единства является принадлежность одной Матери - Церкви". Элементов этих особых отношений множество: многочисленные премии, которыми российские патриархи награждают лояльных им молдавских президентов и, наоборот; политические проекты вроде Валерия Пасата и его партии вместе с митрополитом Владимиром; использование церковных каналов в политических и дипломатических целях.

Ко всему этому надо добавить кое-что еще, продолжает Romanian Global News. На левом берегу Прута сегодня управляют две митрополии: одна - Бессарабская, под покровительством Румынской патриархии, другая - Молдавская, которая является частью Московской патриархии. Но в биноме Румыния - Россия появился еще один элемент - Республика Молдова. Отметим, что полное название российской митрополии звучит так - "Митрополия Кишинева и всея Молдавии" (!), что свидетельствует о претензии на то, что именно она является настоящей наследницей всей митрополии Молдавии. (Сложно избежать сравнения с проповедниками "агрессивного молдовенизма", которые заявляют, что Республика Молдова является единственной наследницей Молдавского княжества). Также символическое сближение с некоторыми элементами наследия Румынской православной церкви не является таким уж невинным. Например, Митрополия Кишинева и всея Молдавии вводит настоящий культ воеводы Стефана Великого, хотя канонизировала его румынская церковь. Более того, желая подчеркнуть различия, Митрополия Кишинева и всея Молдавии отмечает этот день 15 июля, хотя праздник Благоверного Воеводы назначен на 2 июля.

Теперь у нас есть все элементы мозаики, пишет Romanian Global News. Основная проблема приезда российского патриарха в Кишинев (а также и в Тирасполь) касается того, как будет выражено "молдовенистское" воскресение в этой области - новая форма самоопределения за Прутом, которую можно назвать "европейский молдовенизм" - с церковной политикой и геополитикой Москвы. А точнее, - речь пойдет о "провоцировании" автокефалии "Молдавской Церкви", о которой уже некоторое время идут разговоры. Кроме огромных проблем, которые может спровоцировать в этой зоне подобный сценарий (особенно на Украине), остается только следить, как с этим будут разбираться в Москве, у которой в этом деле все карты на руках. Так как эта зона полностью в ее власти, Россия может поднять проблему автокефалии, которая будет неразрешима, как и "приднестровская проблема". И это будет означать одно: Россия цинично преследует цель вывести из диалога митрополию Бессарабии, а значит и Румынскую патриархию. Таким образом, будет не только непоследовательно, но и иронично, если мы начнем проклинать "румынский национализм", или российский, стараясь ради "национализма молдавского", подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: После вхождения Бессарабии в состав Российской империи по Бухаресткому договору 1812 года в 1813 году была создана Кишиневская епархия Русской Православной Церкви, то есть до возникновения по решению Берлинского конгресса 1878 года независимого государства Румыния и до получения Румынской православной церковью автокефалии (самоуправления) от Константинополя в 1885 году. В 1918 году, после оккупации Румынией Бессарабии, Кишиневская епархия была в одностороннем порядке включена в состав Румынской православной церкви, по поводу чего патриарх Московский и всея Руси Тихон в октябре 1918 года выразил синоду Румынской православной церкви протест. В 1940 году, после вхождения Бессарабии в состав СССР Кишиневская епархия была возвращена Русской Православной Церкви. С 1941 по 1944 год, во время повторной румынской оккупации Бессарабии Кишиневская епархия вновь была включена в состав Румынской православной церкви и получила название "Бессарабской митрополии". В мае 1945 года в Бухаресте и в 1946 году в Москве патриарх Румынский Никодим и патриарх Московский и всея Руси Алексий I подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией юрисдикции Русской Православной Церкви. В 1992 году синод Румынской православной церкви возобновил свои притязания на Кишиневскую епархию, что послужило началу продолжающегося по сей день противостояния между Молдавско-Кишиневской митрополией Русской Православной Церкви и "Бессарабской митрополией". В 2002 году по решению Европейского суда по правам человека коммунистические власти Молдавии официально зарегистрировали "Бессарабскую митрополию".

"ИА-Регнум", 30 мая 2011 года