Решение Синода УПЦ (МП) – шаг к ликвидации независимости этой Церкви, – считают УПЦ КП
В Киевском Патриархате поставили под сомнение легитимность Синода УПЦ (МП) от 21 февраля 2012 года, который провел свое заседание под председательством митрополита Одесского Агафангела – несмотря на письменный запрет делать это, направленный Митрополитом Владимиром синодалам 17 февраля.
В Киевском Патриархате поставили под сомнение легитимность Синода УПЦ (МП) от 21 февраля 2012 года, который провел свое заседание под председательством митрополита Одесского Агафангела – несмотря на письменный запрет делать это, направленный Митрополитом Владимиром синодалам 17 февраля. Снятие с должности председателя Отдела внешних церковных связей личного секретаря Митрополита Владимира и его «правой руки» архиепископа Александра (Драбинко) в УПЦ КП называют лишь верхушкой айсберга, что может привести к полной потере независимости УПЦ от Москвы.
«Речь идет о более глубоких вещах. А именно – о воплощении в жизнь давней мечты Московского Патриарха Кирилла – лишить УПЦ (МП) независимости и самостоятельности в управлении», – пишет в статье «Что происходит в УПЦ МП? Или О двух рулях в одной машине» архиепископ Черниговский и Нежинский, Евтратий (Зоря) секретарь Синода, глава Информационного управления УПЦ КП.
Как отмечает владыка Естратий: «Для Кремля было бы желательным иметь максимальный уровень влияния на УПЦ (МП), включая возможность использовать ее, в случае необходимости, против государственного руководства Украины».
В УПЦ КП убеждены, что в усилении своего непосредственного контроля за жизнью УПЦ (МП) заинтересован и лично Патриарх Кирилл, который стремится самостоятельно рулить украинской Церковью. Как отмечает владыка Евстратий, в структуру УПЦ был заложен конструктивный недостаток, который рано или поздно должен привести к ее взлому. А именно – в ней было предусмотрено два руля, московское и киевское. Последнее при Митрополиту Владимиру приобретало все большую весомость. Митрополит Владимир начал активно противиться московским замыслам. Однако, авторитет Митрополита Владимира не дает Москве возможности открыто идти против него, поэтому Москва избрала другой путь – «бьет по Митрополиту Владимиру в наиболее уязвимую область – архиепископа Александра. Там хорошо понимают – без помощи молодого секретаря тяжело болен Предстоятель УПЦ (МП) держать, тем более защищать руль уже не способен».
Как утверждает владыка Евстратий, Предстоятель и секретарь в определенной степени виноваты в том положении, в котором оказались сегодня как сами, так и вся УПЦ (МП): "Ибо тогда, когда надо было проявить твердость и настаивать на закреплении независимости Церкви – принимались половинчатые, компромиссные решения. Так, начав на Соборе УПЦ (МП) летом 2011 г. утверждение новой редакции Устава, руководители Церкви не смогли довести это дело до логического конца, уступив «ради мира» давлению промосковского меньшинства».
Таким образом, делает вывод владыка Евстратий, главная проблема для Москвы – это убрать киевский руль. Самостоятельность и независимость в управлении УПЦ (МП) держится на том, что ее руководство само избирает, назначает и перемещает архиереев. Потеря этих трех функций ведет к фактической потере УПЦ (МП) статуса независимости и превращения ее снова в экзархат РПЦ.
«Сейчас в Синоде УПЦ (МП) фактически собрались все основные претенденты на должность Киевского Митрополита, которая освободится после смерти владыки Владимира. Поэтому им из Москвы, очевидно, предложен следующий обмен: поддержка на выборах – за согласие изменить Устав. Кто не согласится на такой обмен – тот покажет себя как нелояльный, и автоматически сойдет с дистанции ... Именно это и должно стать, при полном сохранении мнимого статуса концом реальной независимости УПЦ (МП) в управлении... Единственным, или правильнее – двуединым членом Синода, кто ни при каких условиях не согласится на такой переворот статуса, является Митрополит Владимир в лице архиепископа Александра. Поэтому для подготовки дальнейших решений заговорщикам принципиально важным было удалить секретаря Митрополита, а по сути – самого Митрополита, из Синода», – делает вывод в статье владыка Евстратий (Зоря).