«Рождественские грабли» по-украински
И снова, как уже заведено, после 20 декабря в украинских масс-медиа и в лентах информагентств появилось словосочетание «католическое Рождество». Мол, сейчас рождение Спасителя будут отмечать католики (некоторые добавляли: «и протестанты»), а вот 7 января Рождество будут отмечать православные.
Автор этих строк (и не только он, а еще несколько журналистов и экспертов, умеющие пользоваться справочной литературой и не забывшие выученного ими в вузах) уже устал из года в год повторять: никакого «католического Рождества» (так же, как и «протестантского» или «православного») не существует и существовать не может. Дело в том, что сейчас «гражданский» мир пользуется Григорианским календарем, так же, как и подавляющее большинство церквей (их переход на него начался еще в 1582 году), а часть христиан (не только православные, но и некоторые протестанты в Швейцарии и на островах Океании) придерживается Юлианского календаря, не совпадающего с астрономическим временем. Не случайно: во времена Гая Юлия Цезаря, когда он был введен, точность измерения астрономического («звездного») времени не была достаточной. Поэтому сегодня набежало уже более 13 суток отставания этого календаря от реального времени. И вообще, Рождество Христово, которое по решению Эфесского собора 431 года стали отмечать 25 декабря, стало «движущимся»: «православное Рождество» в эпоху Богдана Хмельницкого приходилось на 4 января по Григорианскому календарю (то есть по «звездному» времени), в XIX веке – на 6 января, а с 2100 года сдвинется на 14 января...
Православные церкви, несмотря на яростное сопротивление консерваторов, не могли не отреагировать на эту абсурдную во всех отношениях ситуацию (ведь получалось, что введенный язычником календарь имеет большее значение, чем Божье творение – «звездное» время). Поэтому в мае 1923 года во Вселенском Патриархате состоялся собор православных восточных церквей, созванный патриархом Мелетием IV. На этом соборе было утверждено решение о календарной реформе. Однако чтобы не принимать Григорианский календарь (так как он «исходит от католического Папы»), было решено ввести Новоюлианский календарь, разработанный сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем. Он практически полностью совпадает с Григорианским, и расхождение в датах между ними наступит только после 2800 года. А на это, разумеется, можно не очень обращать внимание.
Сейчас Новоюлианский календарь используют Константинопольская православная церковь, Александрийская православная церковь, Антиохийская православная церковь, Румынская православная церковь, Болгарская православная церковь, Кипрская православная церковь, Элладская православная церковь, Польская православная церковь, Албанская православная церковь и Православная церковь Чешских земель и Словакии. Финляндская православная церковь, которая является автономной в составе Константинопольской, но с 1980 года работает над получением автокефалии, использует Григорианский календарь. То есть примерно пятая часть от общей численности православных христиан и большинство православных патриархов, включая Вселенского, уже отметили Рождество Христово 25 декабря. Более того: и часть верующих РПЦ придерживается этой нормы. Скажем, Латвийская православная церковь Московского патриархата еще с 1920-х годов по благословению патриарха Тихона правит рождественские богослужения ежегодно 24 и 25 декабря. И не только она.
А теперь вернемся к украинским рождественским сюжетам. В этом году имеем положительные перемены: где-то с 23-24 декабря вместо «католического Рождества» в медиа заговорили о «Рождестве по Григорианскому календарю». Впрочем, все равно «отлученными» от одного из самых больших христианских праздников оказались православные Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Чехии, Латвии, Эстонии, Сирии, Ливана, Египта и ряда других стран. В преимущественно православной Болгарии официальными праздниками являются 24 декабря – Сочельник, 25 и 26 декабря – Рождество Христово. Также преимущественно православная Румыния Рождество отмечает 25 и 26 декабря. Православная Греция официально отмечает Рождество тоже 25 декабря. По Новоюлианскому календарю, разумеется...
Но об этом календаре, похоже, подавляющее большинство журналистов Украины даже не слышали.
В «политическом классе» ситуация не намного лучше. Конечно, сегодня в нем отсутствуют персонажи уровня Виктора Януковича и его команды, у которых рождественские поздравления тогдашнего президента оказались «очищенными» от греко-католиков и верующих Армянской апостольской церкви (одна из девяти ее епархий в Европе находится в Украине, с центром во Львове). Но все же спикеры как власти, так и оппозиции умудрились поздравить с Рождеством Христовым только тех, кто отмечает праздник по Григорианскому календарю. А как с христианами, которые принадлежат к православным церквям, где действует Новоюлианский календарь? Как с Вселенским Патриархом? Более того: разве среди тех христиан не может быть украинцев, прежде всего приехавших на заработки и работников совместных предприятий, на территории вышеперечисленных стран? Некрасиво как-то получилось, не так ли?
И наконец. О переходе Православной церкви Украины, как и Украинской греко-католической церкви, на Новоюлианский календарь пока речь не идет. Конечно, это уже другой сюжет, но тоже «рождественский». Одно понятно: такой переход должен состояться не революционным, а эволюционным путем, как это сделали в свое время, скажем, в той же Болгарии, где рождественские богослужения достаточно долго правились и 24-25 декабря, и 6-7 января. Это поспособствовало бы превращению Украины в нормальную цивилизованную страну.
А упомянутым журналистам, экспертам и политикам с их «Рождеством по Григорианскому календарю» придется в который раз уже напомнить слова Шевченко: «Якби ви вчились так, як треба…»