«Руина отошла – народ живет»
Наследие митрополита Василя Липкивского бессмертно
Впервые я, и, очевидно, большинство граждан Украины неизвестную всем нам информацию относительно жизни и деятельности Митрополита Василия Липкивского по созданию, становлению и развитию Украинской Автокефальной Православной Соборноправной Церкви, которое происходило в условиях правовых (вернее — внеправовых) ограничений, периодических арестов и других притеснений со стороны советской власти, начали получать на рубеже 80—90-х гг. ХХ века — фактически на изломе истории Украины. Именно тогда открылись возможности контактировать с представителями украинской диаспоры, преимущественно США и Канады. Была сначала переписка, потом личные встречи в Киеве с А. Ворониным — автором обстоятельной «Мартирології Української Православної Церкви», в которой значительная часть отведена УАПЦ; председателям Украинского Православного Братства им. Митрополита Василя Липкивского, которое плодотворно работало в США более 60 лет, — Валентином Кохно, который передал Центральному государственному архиву зарубежной украиники уникальные материалы фонда упомянутого Братства и фонда семейного, и Петром Матулой, который был главным инициатором установления в 1984 году величественного памятника Митрополиту Василю Липкивскому в украинском центре Саут-Бавн-Брук близ Нью-Йорка; скульптором Петром Капшученко — автором этого памятника и другими.
Они привезли к нам два прекрасно изданных в США труда: Василий Липкивский «Відродждння Украинскої Церкви» (седьмой — единственный уцелевший — раздел рукописи «Исторія Української Православної Церкви»), «Проповіді на недылі й свята. Слово Христове до українського народу» и сборник писем В.К. Липкивского к о. П. Маевскому (Канада), которого мы и благодарим за сбор, хранение и выход в свет двух последних книг.
Эти книги, а также другая, еще вчера запрещенная у нас литература открывали неизвестные страницы нашей истории, возвращали из небытия славные имена верных сыновей Украины, которые не жалели сил и жизни ради нее.
«Відродження Української Церкви» — это фактически исповедь, откровенное бескомпромиссное свидетельство о рождении, становлении, расцвете и, наконец, уничтожении Украинской Автокефальной Православной Церкви ее основателя и главы Василия Липкивского. Как пишет во вступлении к этой книге ее издатель протопресвитер С.В. Савчук, «наполненный любовью и самопосвящением своему народу и его Родной Церкви, а к тому же одаренный необычайным мужеством, он отдал был себя всего на службу народу и Церкви, несмотря на всяческие угрозы и преследования со стороны враждебного правительства. Того же он требовал также и от других, прежде всего от епископата. Кто же не стоял на уровне его требований — тех он хулил так, как ветхозаветные пророки хулили израильский народ за его грехи». Историки из диаспоры сходились в том, что эта книга является «материалом бесценным для историографии, потому что написана живым свидетелем событий роста и упадка УАПЦ», что «это произведение является существенно важным источником не только для истории УАПЦ как таковой, но и также для общей истории Украинского народа».
Эта работа написана Василем Липкивским после того, как с него по указанием ГПУ в 1927 году «было снято бремя митрополичьего служения», он был отстранен от церковной деятельности, лишен всяких богатств, изгнан из жилища в одном из корпусов двора Софийского Собора, настоятелем которого он был с 1919 года, и заслан в далекую в те времена окраину Киева — Александровскую слободу. Василь Липкивский видел, что происходило в тогдашней Украине, предусматривал и свою судьбу (был расстрелян 27 ноября 1937 года) и все же завершает эту работу на оптимистичной ноте.
«Наша рідна земля, наш рідний нарід споконвіку мають таку тяжку долю, що їх в певні терміни заливає всяка повінь. Колись, кажуть, наша Україна вся була залита морем, зкована льодом, завмерла. Але зійшло море, ростав лід, і вона як квітка розквітла і прийняла на своє лоно наш рідний нарід. Та й його скільки раз заливала ворожа повінь? Мабуть, ще за часів переселення народів у 4-му, 5-му віках народна повінь дуже заливала наших прабатьків на їхній землі. Потім уже в історичні часи наш нарід до краю заливала і повінь половецька, і повінь татарська, й руїна кримських ханів. Але вся ця руїна як прийшла, так і зійшла, а нарід наш живе и потужніє. Навалилось на наш нарід не тільки фізична, а й духовна повінь і польська і московська, обертала в руїну не тільки землю, а й віру і саму душу нашого народу. Але й вона як прийшла так і зійшла, а нарід наш живе й відроджується... На Бога надія, що й жахлива комуністична повінь, що зараз своїми хвилями намагається з головою залити наш нарід, звести зі світу і його віру і Церкву, і все, що для нього найдорожче, всю його людську природу, його волю, націю, теж зникне, як і прийшла, а нарід і від неї врятується й житиме».
Когда открываешь «Проповіді...» Василя Липкивского, всякий раз поражаешься его мудрости и пониманию мира, и кажется, что каждое его слово обращено лично к тебе, к твоему сердцу, твоему уму. И эти слова и через 80 лет не теряют свою силу и свою актуальность.
В составленном Управой Украинского Православного Братства им. Митрополита Василия Липкивского Предисловии к «Проповідям...» есть следующие строки: «Щиро і безпосередньо, кров’ю написана ця велика праця. Глибоко освітлюються історичні факти життя Спасителя Хреста на землі, його проповіді, зміст яких пов’язує Митрополит з життям нашого знедоленого народу. З кожної проповіді, з кожної сторінки і її рядка говорить одкровенна правда — боляча, тяжка, зворушлива, не забуто тут чужинців і своїх, що вершили Юдине діло — розп’яття Української Церкви.
Усім Українцям — тим, що свідомі свого історичного релігійно— національного буття, і тим, котрі бувши заведені на лицемірний шлях, ще не прозріли для нього — радимо прочитати цю ціну працю.
Пийте всі з цієї криниці мудрості цілющу воду, що її залишив нам безсмертний Митрополит — Мученик Василь Липківский, і хай вона зцілить наші духовні немочі і охранить від всього чужого, зокрема московського, что змагає до поневолення нашої Великої Церкви і всього Українського народу».
Эта книга вызвала резонанс и в Украине. Олесь Гончар, который имел возможность ознакомиться с ней значительно раньше нас, в письме к Петру Матуле, секретарю упомянутого Братства, 8 апреля 1981 года написал: «Глубокоуважаемый пан Матула! Не уверен, успел ли я за многочисленными хлопотами подблагодарить Вас за присланные книги, в частности, за уникальное издание «Проповідей» о. Василя Липкивского. И вот теперь я ближе ознакомился с книгой, которая просто поразила меня богатством мыслей, силой страсти и силой веры. Согласен с Вашей оценкой Липкивского как выдающегося духовного деятеля и надеюсь, что эта достойная личность и его творческое наследие все шире будут открываться для всех верующих на Украине. Поэтому а Вами книга будет здесь для нас очень уместной. Постараюсь и я при возможности сказать слово об этом Человеке, чья жизнь и у нас, в сегодняшней Украине, раньше или позже получит должное признание...»
Что касается прекрасно изданной ( с факсимиле оригиналов и переводом на английский язык) книги писем Василя Липкивского к о.Петру Маевскому (всего 19 писем, дошедших к адресату, — многие из них «терялись по пути», первое датировано 3 апреля 1933 года, последнее — 10 августа 1937 года, за два месяца до ареста), то она является практически документальным свидетельством притеснения светской властью и в конце концов уничтожения УАПЦ, закрытия украинских церквей, арестов и ссылок священников, крайне тяжелых условий жизни тех, к кому еще не дотянулся «карающий меч правосудия»...
Эти три книги попали к нам почти одновременно с тем, как наше государство стало на путь независимости, как начала открываться скрытая, казалось навсегда, настоящая история Украины, история Украинской Церкви, как Украине было возвращено из небытия имя Первого Митрополита УАПЦ Василя Липкивского, которое было реабилитировано «за отсутствием состава преступления» 23 мая 1989 года.
К вопросам истории начали активно обращаться отечественные ученые — религиоведы, историки, философы. Проводились интересные научные конференции (с не очень широким кругом участников), публиковались статьи (преимущественно профессиональные), издавались книги (малым тиражом), защищались диссертации. Постепенно формировалось мнение относительно необходимости обобщения творческого наследия Василя Липкивского, публикации его трудов. Это 3 июля 2014 года было четко сформулировано в Постановлении Верховной Рады Украины № 1570-VII «О праздновании 150-летия со дня рождения отца-митрополита УАПЦ Василя Липкивского».
В начале этого года вышло в свет шеститомное издание избранных произведений Василя Липкивского, подготовленное Институтом украинской археографии и источниковедения им. М.С. Грушевского НАН Украины, в котором в течение многих лет ведутся глубокие исследования истории Украинской Церкви, в частности — УАПЦ и ее Первого Митрополита Василя Липкивского. Составителями издания, реализованного при поддержке Украинского культурного фонда, выступили доктор исторических, доктор церковно-исторических наук И.Н. Преловская и научный сотрудник И.В. Яворская.
По словам составителей, целью публикации избранных произведений митрополита УАПЦ Василя Липкивского является «попытка более чем через полувековой период вынужденного отсутствия богословских, гомилетических, эпистолярных, публицистических, историографических и пропамятных произведений выдающегося украинского церковного деятеля ХХ века в соответствующей научной обработке ввести их в научный и общественный дискурс, заполнив соответствующие пробелы во многих областях гуманитарной науки. Издание наследия митрополита УАПЦ должно дополнить и переосмыслить соответствующие разделы отечественной истории, богословия, церковной истории, архивоведения, музееведения, биографистики, религиоведения, некрополеведения, истории литературы, краеведения и др.».
Согласно существующим сведениям, наследие митрополита Василя Липкивского составляло бы приблизительно 14 томов — с учетом его опубликованных и неопубликованных богослужебных произведений. Но после обысков, арестов, изъятия документов и рукописей, вынужденных переездов и казни в Лук(ьяновской) т(юрьме) 27 ноября 1937 г., оказалось, что даже упомянутые в его письмах написанные или переведенные им произведения до сих пор не найдены. Поэтому в этом издании произведений митрополита Василя Липкивского обнародована лишь выявленная на сегодняшний день часть его творческого наследия.
Составители в своих поисках ориентировались, во-первых, на три упомянутых выше книги, материалы и документы УАПЦ, письма и проповеди Василя Липкивского, которые оказались и сохранялись в среде украинской диаспоры Америки и выходили усилиями, в частности, упоминавшегося Братства имени митрополита Василя Липкивского, которое объединило за рубежом последователей его идей; а во-вторых — на материалы недавно открытых спецхранов архивов и библиотек Украины, где были выявлены публикации его авторства, а также документы, связанные с деятельностью Митрополита Василя Липкивского и борьбой ГПУ против него.
Презентации этого издания уже состоялись во многих научных и образовательных центрах Украины, в частности, в Киевском национальном университете им. Т.Г. Шевченко, Национальной академии руководящих кадров культуры и искусства, Львовском музее истории религии, Киевской православной богословской академии, Ужгородской богословской академии, Винницкой областной универсальной научной библиотеке. Презентации выявили большую заинтересованность в этой работе не только специалистов-историков, но и широкого круга украинцев, которые имеют право знать правду об истории своей Церкви, бурных событиях 1917—1937 годов, — годов создания, развития, расцвета и уничтожения властью УАПЦ и ее Первого Митрополита Василя Липкивского.
...Строительство независимой Украинской церкви сейчас происходит в сложное, противоречивое время. Поэтому хочется надеяться, что наследие выдающегося украинца Митрополита Василя Липкивского послужит и ее становлению, и укреплению Независимого Украинского Государства.
Константин ЛИПКИВСКИЙ, внук митрополита