Шавуот – праздник Пятидесятницы и плодов
На 50-й день после выхода евреев из Египта на горе Синай Бог даровал своему народу десять заповедей, основу Торы. Пятидесятница – это один из трех главных иудейских храмовых праздников. Также в этот день празднуют праздник первых плодов и урожая. В 2008 году он празднуется 9 июня.
Детальнее об этом празднике нам помогает рассказать помощник главного раввина общин прогрессивного иудаизма Украины Сива ФАЙНЕРМАН.
— В переводе на русский язык слово Шавуот значит „7 недель”. Через семь недель после выхода евреев из Египта Господь явился Моисею на горе Синай и даровал учение, Тору.
Как часть празднования Шавуота в общинах существует давний обычай изучения Торы допоздна, или даже всю ночь.
Между праздниками Песах и Шавуот существует тесная связь. Как известно, на Песах евреи от Бога получили свободу, а на Шавуот – моральные законы, которые помогают понять разницу между добром и злом, стать лучше, добрее и счастливее. Согласно Библии, еврейский народ добровольно обязался следовать законам Торы.
На праздник Шавуот есть традиция подтверждать Завет еврейского народа с Богом. Тогда во время богослужений читают десять заповедей и вспоминают о важности изучения Торы на протяжении всей жизни. Каждый еврей и все общество возобновляют свои обеты быть народом Завета.
На Шавуот читается книга Руфь (Мегилат Руфь), в которой речь идет об истории женщины-моавитянки Руфи, которая после смерти своего мужа не оставила свою старую свекровь Ноеминь и вместе с ней вернулась в землю Израиля, где приняла иудейскую веру. От Руфи произошел царь Давид, а в ее честь названа одна из книг Танаха. Иудейские учителя видят аналогию между добровольным принятием Руфью иудаизма и принятием Торы еврейским народом.
Евреи на праздник Шавуот также должны по традиции идти в паломничество в Иерусалим. Это праздник, как и Песах и Суккот, имеют общее название „Шалош регалим”, то есть „Три дня для паломничества”. В Книге Исход (Шмот) говорится, что каждый мужчина должен трижды в год являться перед лицом Господа, то есть осуществлять паломничество в Иерусалимский Храм.
— Как известно, этот праздник также имеет природный аспект.
— Давние евреи преимущественно занимались земледелием, потому некоторые их праздники религиозного календаря совпадали с хозяйственным циклом. Крестьяне много работали, чтобы получить хороший урожай. Потому на праздник Шавуот, перед началом сбора урожая зерновых, они просили Божьего благословения на это дело и защиты урожая от различных бедствий. Когда в Иерусалиме был храм, туда приносили как жертву два каравая, выпеченных из свежей муки, и бикурим – первые плоды. Но поскольку Храма уже нет, эта традиция прервалась.
Сегодня в этот день дом и синагоги украшают зеленью и свежими цветами. Эта зелень напоминает о давней практике принесения первых плодов на благословение в Иерусалимский Храм. Она также символизирует надежды на щедрый урожай.
— А какая кухня является традиционной для этого праздника?
— На Шавуот едят всевозможные молочные кушанья и мед. Раввинская традиция видит в этом аналогию между сладостью и питательностью молока и меда и сладостью духовной еды, которая содержится в словах Торы.
Наиболее распространенными у нас праздничными кушаньями являются налистники, вареники с творогом, творожные запеканки, молочные супы.
В этот праздник принимают две праздничные трапезы – утром и вечером, каждая из которых начинается кидушем (благословением), во время которых щедро употребляют упомянутые, а также и другие кушанья, которые содержат молочные продукты и мед.
Хаксамеах Шавуот! Веселого праздника Шавуот!