Скандал в Одесской епархии: со сменой Митрополита ситуация не изменится
Наивно думать, что снятием митрополита Агафангела все эти проблемы исчезнут. На его место придет архиеп. Алексий (Гроха) и будет вести себя в сто раз хуже и беспощаднее. Как к монахам, так и к прихожанам. Здесь ни у кого не должно быть иллюзий. А они, иллюзии, похоже, что есть у многих сегодня.
После серии публикаций писем наших читателей по поводу "нездоровой" ситуации, возникшей в Одесской епархии УПЦ-МП, мы наконец получили, хоть, в данном случае и анонимный, но все таки ответ на предыдущие публикации.
Публикуем его также без купюр, чтобы окончательно развеять возникшие мифы и обвинения, что мы, якобы, подогреваем конфликтную ситуацию.
Напоминаем, что наша редакция умышленно не собирает какие-либо компроментирующие факты, а всего лишь предоставляет площадку для дискуссии в этом тонком вопросе церковного управления.
Сейчас мы публикуем письмо иерея Василия (фамилия нам не известна):
Прочитав публикацию от 14 июня "Скандал в Одесской епархии не утихает. Монахи просят покровительств а у Предстоятеля", у меня возникло желание написать свои мысли по этому поводу. Как хорошо знающий внутреннюю обстановку в Успенском монастыре, я утверждаю следующее:
1. К этому письму братия монастыря не имеет никакого отношения. Это работа отдельных заинтересованных лиц.
2. Приведенные в письме факты действительно трудно опровергнуть.
3. Наивно думать, что снятием митрополита Агафангела все эти проблемы исчезнут. На его место придет архиеп. Алексий (Гроха) и будет вести себя в сто раз хуже и беспощаднее. Как к монахам, так и к прихожанам. Здесь ни у кого не должно быть иллюзий. А они, иллюзии, похоже, что есть у многих сегодня.
4. Главным заинтересованным лицом является именно архиеп. Алексий. И эта ужасная кампания в одесских интернет-СМИ - его рук дело (и его близких людей).
5. Братия монастыря в целом (за исключением отдельных единиц) не имеет никакого отношения ни к окружению митрополита, ни к его делам. Братия не обладают какой-либо информацией о том, что делает митрополит и близкие к нему люди. Знайте, что братия монастыря живут своей монашеской жизнью, а митрополит - своей. Они никак не взаимосвязаны. Они полностью изолированы друг от друга. Мирские люди знают намного больше о делах в епархии, чем простые монахи.
6. В письме не написано о самом близком сегодня к митрополиту человеку. Это Пивень Д. Подобные люди вокруг митр. Агафангела - это беда для самого митрополита. И в этом его, митрополита, личная трагедия. Такие люди, как Пивень (не забывайте, что архиеп. Алексей Гроха тоже из этой плеяды) входят в доверие к митрополиту, преподносят ему недостоверную информацию, манипулируют им, настраивают против своих личных врагов, пользуются его высокими связями в миру для достижения своих амбициозных целей и т.д. Таких людей язык не поворачивается назвать верующими. Это - разрушители Церкви. Они не останавливаются ни перед чем. У них нет ничего святого. Заповеди Божии, церковные правила и духовные нравственные принципы - это пустой звук для них. Именно такие люди и пишут вышеприведенные "рапорты" и "жалобы", не считаясь с наносимым соблазном для простых людей. Им плевать на людей. Им нужны только власть и деньги.
7. В этой ситуации частично виноваты и сами люди. Если бы люди меньше льстили, меньше боялись говорить правду и задавать "неудобные" вопросы, а также были бы едины между собой (это самое важное), тогда бы недостойные священнослужители старались бы вести себя намного скромнее и потихоньку бы все становилось на свои места. А что мы видим сегодня? Прихожане между собой осуждают действия того или иного духовного лица, а сами продолжают ходить в те храмы, где они служат, слушают их проповеди, жертвуют деньги, покупают им машины и дома, делают вид, что уважают их, с лестью улыбаются им при встрече и боятся спросить о том, что их действительно беспокоит и соблазняет. В такой ситуации сами священнослужители находятся в обмане со стороны народа и не могут объективно воспринимать свои поступки. Таким образом ситуация в Церкви еще больше ухудшается.
8. Страх насажден в народе со времен Советской власти. Если люди не перешагнут через этот малодушный страх и, самое главное, если не будут держаться вместе (не взирая на некоторые различия в мировоззрении друг друга), то так ничего созидательного и не получится. Каждый в отдельности понимает, ЧТО правильно и ЧТО неправильно, но когда речь заходит о действиях, то все боятся выступить. Каждый норовит скрыться "в кусты". Эта ненормальная поведенческая модель встроена в умы людей в последние 90 лет, что позволяет любой власти (в стране или в Церкви) быть неуязвимой. Потому что народ стал "беззубым".
9. В то же время нужно учитывать, что для достижения оздоровления духовного состояния народа и духовенства, диалог между людьми и духовенством должен вестись в спокойном, конструктивном духе, с определенной степенью снисхождения друг к другу, с общим желанием исправить возникающие ситуации и с искренним желанием именно помочь, а не укорить или "укусить" другого. Здесь нужно много терпения, много молитвы друг о друге, о заблуждающихся членах Церкви и дар духовного рассуждения. Без такого настроя любые возмущения будут способствовать лишь усугублению ситуации.
10. Не нужно православным христианам отделять себя в сердце от духовенства и вообще от Церкви. Церковь - это не организация, в мирском понимании этого слова. Церковь - это мы все вместе, объединенные правой верой во Христа и Святую Троицу: и прихожане, и священники, и епископы. Болезнь церковного общества (а не Церкви как таковой) - это наша общая проблема, наша общая болезнь. Духовенство и народ должны быть вместе. Об этом люди должны говорить и напоминать каждому священнику. Мы - одно целое. Мы - члены одного Тела Христова. Рука никогда не бьет глаз, или ухо, или ногу, если они болят, но наоборот, старается помочь, успокоить, защитить. А в наше общество внедрено сознание, что духовенство существует - отдельно, а простые люди - отдельно. Но что будет, если отделить от тела руки, ногу, туловище, голову? Такое тело теряет жизнь и умирает. А мы не должны умирать! Из-за этой разобщенности у нас ничего и не получается. Только вместе! Только с терпением и любовью! Мы не враги друг другу!
11. Из жизни как духовенства, так и верующих людей должны быть исключены такие явления и движущие стимулы, как материальная нажива, стремления к власти без призвания Божия и другие пороки. Авторы опубликованного Рапорта (и эта не братия монастыря!), похоже, как раз и "болеют" именно этими страстями: любовь к власти, славе и деньгам.
12. Что-либо правильное, созидательное и прочное может быть построено только на единственном основании - на Христе, а значит на любви к Истине, на смирении, вере, взаимоуважении друг к другу независимо от разницы в мировоззрении или вероисповедании и при строгом следовании духовным ориентирам, которые содержатся в Евангелии, в святоотеческой литературе и в живой традиции Церкви Христовой.
С уважением к читателям сайта, иерей Василий.