Скорее жив, чем мертв
Юрий ЧОРНОМОРЕЦ. — "Портал-Credo", 21 декабря 2009 года
Диалог УПЦ МП с Киевским патриархатом, на который возлагали столько надежд, будет продолжен, несмотря на панику Москвы
Верующим Украинской Православной Церкви, которую возглавляет митрополит Владимир (Сабодан), конкретно напомнили, что они находятся в Московском патриархате, а объединение с Киевским патриархатом и УАПЦ возможно только через "покаяние раскольников". К этому, на первый взгляд, сводится смысл обращения Священного Синода УПЦ МП, опубликованного 25 ноября на официальном сайте самой крупной украинской конфессии. Однако рано думать, что попытка диалога, начатая встречей рабочих групп обеих патриархатов в начале октября, с треском провалилась. На самом деле, дела обстоят гораздо оптимистичнее.
"Единственной приемлемой моделью возобновления церковного единства является объединение всех православных христиан в лоне канонической УПЦ, то есть возвращение отделившихся туда, откуда они ушли", — сказано в документе. УПЦ МП, казалось бы, вернулась к риторике, которая уже давно завела в тупик украинское православие. Очевидно, что в стране, где большинство граждан симпатизируют идее Церкви, не зависимой ни от какого внешнего центра, призывы вернуться в подчинение Москве обращены в пустоту. А мечтать, что будто бы после "возвращения раскольников" Московская патриархия сама когда-нибудь надумает предоставить автокефалию УПЦ МП, можно только во сне.
Украинская Православная Церковь, возглавляемая с 1992 года митрополитом Владимиром (Сабоданом), долгое время старалась быть действительно поместной Церковью для Украины. В который раз она проявила себя самостоятельным субъектом большой церковной политики, начав подготовку диалога с "неканоническими церковными структурами". Теперь решением Синода диалог санкционирован и легитимизирован, при всех традиционных оговорках о необходимости строгого соблюдения канонов при окончательном решении проблемы. Синодальные решения, которыми одобряется деятельность рабочей группы по подготовке диалога с УПЦ Киевского патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церковью, подписаны всеми членами Священного Синода, включая и одесского митрополита Агафангела (Саввина) — наиболее яростного противника идеи канонической автокефалии УПЦ в среде Московского патриархата.
Священный Синод УПЦ МП посчитал необходимым "продолжить поиск путей" для начала полноценного диалога. И, что очень важно, архиереи призвали паству УПЦ Московского патриархата усиленно молиться о единстве православной Церкви в Украине. Такое решение не согласуется с принципами "одесского" пастырства, где еще недавно молились о "вразумлении скорбями и болезнями" журналистов, оказавшихся "неудобными" для епархиальных властей.
Показательно, что и в Киевском патриархате не оставляют надежды на возможность диалога, пусть пока и туманную. Там понимают, что прежде, чем такой диалог начнется, УПЦ Московского патриархата должна пройти сложный и болезненный путь внутреннего диалога. До тех пор, пока все потенциальные участники диалога не поймут, что для того, чтобы договориться, надо просто начать договариваться и быть готовым на некоторые уступки, разделение украинского православия не сдвинется с мертвой точки.
Однако есть и иной способ преодолеть хаос церковных юрисдикций. Его знают в Киеве и боятся в Москве. Весомым фактором в разрешении проблем украинского православия был и остается Константинопольский патриархат — Матерь-Церковь для Украины, настроенная, в отличие от Москвы, более решительно в отношении своей давно повзрослевшей дочери. Константинополь давно считает себя способным активно участвовать в украинской церковной политике. По крайней мере, в формате переговоров с Московским патриархатом (его он также считает своей "дочкой") и возможным вынесением "украинского вопроса" на рассмотрение всех поместных православных Церквей.
В Киевском патриархате также все пристальней смотрят в сторону Босфора. В ответном обращении, опубликованном 3 декабря на официальном сайте УПЦ КП, Патриарх Филарет намекнул, что путь диалога с Московским патриархатом – не единственный для получения надлежащего канонического признания. Вселенский патриархат, считают в УПЦ КП, способен стать "центром единения украинского православия". Ранее Филарет вел неофициальные переговоры с Константинополем, которые сорвались в последний момент из-за несогласия с предложенными условиями, которые весной 2009 года в интервью журналу "Фокус" Патриарх Филарет назвал худшими, чем московские.
В самой УПЦ МП есть значительный проавтокефальный потенциал. Анонимный опрос священников в одной из центральных украинских епархий показал, что до 90 % из них готовы присоединиться к канонической Украинской Церкви, если она получит автокефалию или автономию от Константинополя. Есть сторонники автокефалии и среди епископата УПЦ МП, но большинство из них предпочитают пока не разглашать свои взгляды публично. А сам митрополит Владимир в программной речи на Архиерейском Соборе РПЦ МП в Москве летом 2008 года заявлял, что УПЦ МП нуждается в "усовершенствовании" своего канонического статуса, то есть в еще большей независимости от Москвы. В то же время значительная часть верующих УПЦ МП не захочет отрываться от Москвы ни при каких раскладах, так что структуры Московского патриархата обречены оставаться в Украине еще долгое время.
В октябре прошлого года митрополит Владимир (Сабодан) обращался к предстоятелям всех поместных православных Церквей с просьбой соборно содействовать решению проблем украинского Православия. "По нашему глубокому убеждению, эта проблема может быть решена лишь соборным разумом всех Поместных Православных Церквей", — писал тогда глава УПЦ МП, в то время как в Московском патриархате считали и считают недопустимым вмешательство других юрисдикций в украинские церковные дела. Однако Константинополь не так давно уже принял в свою юрисдикцию и УПЦ в США, и Эстонскую Церковь, на которые Москва претендовала не менее жестко. Тогда Москва отреагировала временным разрывом общения с Константинополем. Что произойдет в случае прихода Вселенского патриархата в Украину? Не исключено, что в Москве решатся на еще более серьезный конфликт.