«Спасти Рождество» в Дании: миссия невозможна?
Королевство Дания – одна из старейших в мире монархий, сохранившихся до наших дней. Последовательно реализуемая социальная и экономическая политика и отсутствие коррупции сделали Данию одной из лучших стран для жизни. Опросы показывают, что датчане считают себя счастливыми людьми.
В последние несколько дней вся Дания вовлечена в скандал, разгоревшийся из-за решения жилищной ассоциации небольшого городка Коккедал (Kokkedal). Горожане узнали, что в этом году у них не будет рождественской елки – традиционного символа зимних праздников. Члены правления большинством голосов «зарубили» вопрос елки. Масштаб проблемы быстро вырос с местного до государственного уровня, от христиан зазвучали обвинения в расизме, подогревая опасения об исламском поглощении этнических датчан.
Увеличение мусульманского присутствия в странах Европы и США сказывается на изменении традиций этих стран. Казалось бы, Рождество – неотъемлемый праздник для страны, где более 80% населения – христиане, но нашлись люди, готовые с этим поспорить. Вместе с тем, в местах, где жителей, исповедующих ислам, уже большинство, мусульманские праздники становятся причиной объявления выходного дня для школьников и работающих.
Датская история началась с того, что члены местного самоуправления Коккедала проголосовали большинством голосов против установки городской рождественской елки в этом году. Свое решение они мотивируют тем, что дерево обошлось бы бюджету Коккедала в 6–9 тыс. крон (около 9 тыс. гривен). Причиной возмущения общественности стало то, что незадолго до этого правление жилищной ассоциации (5 из 9 членов которого – мусульмане) не постеснялось потратить около 60 тыс. крон на городские мероприятия по случаю окончания мусульманского праздника.
Член правления, мусульманин Исмаил Местаси, тоже настаивает на решении жилищной ассоциации, которое, на его взгляд, является демократическим. Он против. И дело не в деньгах, просто он не будет отмечать Рождество: «Я мусульманин, и я никогда не праздновал Рождество. Знаю, что там будет музыка, и я не собираюсь идти и танцевать с глинтвейном вокруг елки».
Напомним, что в старых государствах-членах ЕС с развитой демократией (Дания является членом содружества с 1973 года), следуя предписаниям о защите прав человека, заботятся о том, чтобы не ущемлять в экономических, политических и социальных правах даже нелегальных мигрантов. Кроме того, само понятие «гражданин», «гражданство» и права, которыми человек наделяется вследствие этого, также подверглись трансформации из-за открытости границ в Европейском Союзе, увеличения мобильности населения и процессов глобализации. Поэтому часто бывает так, что в местные органы самоуправления могут избираться и не-граждане страны. Условием может быть, например, проживание на территории данного города или поселения в течение нескольких лет. Это, безусловно, открывает возможности мигрантам участвовать в общественной и политической жизни – пусть и не на национальном уровне, но хотя бы на местном. Однако и создает конфликтные ситуации, подобно тому, как это произошло в Коккедале. Ведь мигранты с мусульманским бэкграундом могут в корне изменить привычный образ жизни Датского Королевства.
Министр культуры Уффе Эльбек не видит повода для беспокойства: «Я просто хочу сказать, что традиции являются предметом обсуждения и переговоров на всех уровнях датского общества. Традиции развиваются, и местное правительство приняло вполне демократичное и законное решение, на что они хотят потратить свои деньги. Вы же не должны поддерживать мероприятия, которых не хотите…»
Однако 29-летняя Карин Лиигард Хансен, член жилищной ассоциации с сентября месяца, указывает на недостатки подобной иллюзорной демократии. «Большинство жителей поддерживает рождественское празднование – 99 %, наверное. Но большинство в жилищной ассоцииции проголосовало против», – комментирует Хансен сложившуюся ситуацию.
Исмаил Местаси, еще один член ассоциации, приводит другую причину отказа от покупки городом рождественской елки: «Никто не захотел взять на себя ответственность за организацию этого. Было голосование. Я не отмечаю Рождество, но меня попросили достать елку. И я не захотел этого делать». Карин Хансен же утверждает, что предложила взять ответственность на себя, но это даже не было внесено в протокол собрания.
Многие жители городка были так потрясены решением жилищной ассоциации, что захотели «спасти Рождество» за собственный счет. Политики и простые граждане предложили оплатить полностью или частично рождественское празднование. Однако, несмотря на их предложение, сложившаяся ситуация слишком драматична и гораздо глубже, чем кажется, чтобы разрешиться в скором времени. Хоть религия в Дании, как в светском государстве, играет скорее фоновую роль, все же за ней остается большой конфликтный потенциал (вспомним, например, скандал, разразившийся в 2005–2006 гг. вследствие публикаций одной из газет карикатур на пророка Мухаммеда).
Почти сразу же новость о «зарубленной» рождественской елке была подхвачена датскими СМИ, начали раздаваться комментарии, в том числе и некоторых политиков, что подобное решение ассоциации демонстрирует нетерпимость по отношению к датским обычаям со стороны мусульманского меньшинства. «Вызывает глубокую тревогу то, что наши усилия по интеграции потерпели столь ужасное поражение, и традиции Дании отброшены и заменены исламскими – мусульманского большинства в данном городке, – сказал консерватор Том Бенке для DR News. – Это пример отсутствия уважения к датским традициям и культуре. Мы не хотим такой Дании, где датские традиции исчезнут в случае, если мусульмане станут большинством населения».
Такое ошибочное понимание мусульманами демократии было уже продемонстрировано во время «арабской весны»: если большинством являются мусульмане, меньшинства будут ущемлены или изгнаны. Отношение к культурному релятивизму европейцев со стороны мусульман может быть охарактеризовано приблизительно так: «Благодаря вашим демократическим законам, мы будем подавлять вас. Благодаря вашим религиозным законам, мы будем доминировать над вами». Коккедальская история стала очередным болезненным уроком для Европы, уже несколько лет терзаемой опасениями о скорой и неизбежной исламизации вследствие необдуманной и неуправляемой миграции, в т.ч. из мусульманских стран, и провала усилий по успешной интеграции мигрантов. Напомним, что о крахе политики мультикультурализма на высшем политическом уровне заявили лидеры ведущих стран ЕС: Ангела Меркель, Николя Саркози, Хосе Мария Аснар, Дэвид Камерон. Вице-премьер Нидерландов Максим Верхаген сказал: «Голландцы больше не чувствуют себя дома в собственной стране, так же как и мигранты».
Ситуация в Коккедале усугубилась в минувшие выходные, когда фургон телеканала TV2 News был атакован 25-тью неизвестными в масках. Два журналиста приехали сделать репортаж о сборе подписей под петицией потерявших доверие к комитету жилищной ассоциации. Как только журналисты вышли из фургона, неизвестные начали бросать в их сторону кирпичи и булыжники. При этом нападавшие выкрикивали оскорбления «Неонацисты!» и требовали, чтобы журналисты убирались. Глава TV2 News осудил нападение на журналистов. «Это совершенно возмутительно, что подобное происходит, я рад, что пострадало лишь оборудование, а не персонал, – сказал Якоб Ниброэ. – Но огорчает, что мы не можем свободно снимать новости в Дании».
Ситуация с елкой грозит перерасти в Дании с населением около 5,6 млн человек в межэтнический и межрелигиозный конфликт между мусульманами (часть которых – мигранты) и этническими датчанами, протестантами (государственная религия Дании – лютеранство).
Директор Центра религиозных исследований факультета теолологии Копенгагенского университета Ганс Раун Иверсен характеризует современное положение христианства и других религий в Дании таким образом. Государственной является Церковь Дании. Конституция от 1849 года гарантирует гражданам полную религиозную свободу. Несмотря на то, что членство в Церкви Дании – это свободный выбор, в ней состоят около 80% населения страны. Следующей значительной религиозной группой являются иммигранты-мусульмане (4%). Миграция также способствовала значительному росту христианских групп вне Церкви Дании (около 3%). Большую группу составляют люди с иными религиозными убеждениями и преимущественно агностики (13%).
Полиция объявила, что сейчас они расследуют обвинение в расизме, выдвинутое против правления жилищной ассоциации. «Необходимо выяснить, в какой степени решение мусульман-членов ассоциации проголосовать «да» за 60 тыс. крон на исламский праздник и «нет» за 9 тыс. крон на рождественскую елку является нарушением закона о дискриминации против христиан и их традиций», – сообщил представитель полиции Карстен Эгтвед.