Староверы
Дорога из райцентра Глубокая до Белой Криницы — будто проверка для алергиков: пылища в автобусе столбом стоит. И когда на горизонте возникает величественный собор, похожий на грандиозный храм Василия Блаженного в Москве, хочется себя ущипнуть: а вдруг это глюки, и медицина уже бессильна?! Откуда такое архитектурное чудо в Богом забытой буковинской глубинке?
Откуда-откуда — от веры, ясное дело. От той, которую ее сторонники называют единственно истинной — потому что она властвовала в Московском царстве вплоть до середины ХVІІ века. А когда царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, а потом их преемники, чтобы поставить православие на службу государству, отдали предпочтение вере новогреческой, защитников старой подвергли гонениям и преследованиям. Не отрекшись от веры, они покинули родной край и подались в мир искать новую землю обетованную — как обещали им древние легенды, на Беловодье — там, где источник с белой водой.
Нашли ее в Австрийской империи, в урочище Варница на Буковине. Известняковые воды и дали название здешнему поселению русских староверов, возникшему в 1784 году, — Белая Криница. С 1846 года оно стало центром старообрядческой митрополии. Именно поэтому здесь в 1908 году вырос главный храм старообрядцев — собор Успения Пресвятой Богородицы. Построенный по проекту архитектора В.Клика на средства московских купцов Овсянниковых, этот памятник русского церковного зодчества поражал совершенством форм и богатым внутренним убранством: глазированный кирпич, вырезанный из дерева иконостас, иконы в золотых и серебряных окладах, созданные по древневизантийским образцам паникадила — словом, роскошное воплощение неорусского стиля модерн.
Даже у советской власти, беспощадно сметавшей с лица земли материализованные оплоты религиозного «опиума для народа», за полстолетия владычества не поднялась рука на эту, по общему признанию, «каменную сказку Буковины» — хотя в 1944 году Успенский собор, как и другие местные храмы, закрыли. Более того, в конце 80-х годов прошлого века собор вернули старообрядцам, а Всесоюзный фонд культуры под руководством академика Д.Лихачева и опекой Р.Горбачевой взялся его реставрировать. Реставрация закончилась тем, чем по обыкновению заканчивались все научные экспедиции сюда. Вывезли все, что могли: раньше — в Ленинградский филиал Библиотеки Академии наук СССР (более 200 бесценных книг), а теперь — в Москву, якобы на выставку, а на самом деле на вечную отдачу (86 старинных икон работы палехских мастеров).
Успенский собор старообрядцев — «каменная сказка Буковины»
— Все знаменитые русские промыслы — Палех, Гжель, Хохлома — заложены старообрядцами, — просвещает нас отец Сергий родом из города Люберцы Московской области, который служит в Белой Кринице с 2002 года. Батюшка готов рассказывать о старообрядчестве как единственно истинном православии часами — почему староверы крестятся двумя перстами, в чем, кроме формальных признаков, его отличие от новогреческой веры, — но нет-нет да и переходит на сугубо хозяйственные темы. — Собор нуждается в срочном ремонте, а пока понемногу чиним кровлю, электрику. Всего же нужно девять миллионов гривен, но где же их взять, — плачется.
Активно помогает местная власть — и районная, и областная, — не в последнюю очередь благодаря участию в международных проектах. Ведь Черновицкая область возлагает на Белую Криницу особые надежды: центр старообрядчества претендует на внесение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. До сих пор в этом престижном перечне только четыре объекта из Украины, причем один — здание Черновицкого университета (бывшая резиденция митрополитов Буковины и Далмации) — внесен в список в этом году.
Ученый Академии наук Украины, исследователь истории староверов Сергей Таранец, присутствующий на открытии музея старообрядчества в Белой Кринице, не скрывает радости. Ведь музей — это и экспозиция, и исследовательский центр, который будет не только привлекать со всего мира паломников, но и побуждать к новым исследованиям ученых. Тем более что музей возник в окружении живых иллюстраций: все село — это фактически тоже музей, только под открытым небом. Все мужчины здесь носят бороды, женщины по-особому покрывают головы. Что в домах, что в музее — характерные для староверов предметы быта, кухонная утварь (старообрядцы аскетичны в быту и сдержанны в питании).
— При Советском Союзе, — говорит сельский голова Петр Остафийчук, — село принадлежало колхозу «Путь к коммунизму», который потом назвали честнее — «Дружба народов», потому что входили в него украинский Старый Вовчинец с двумя тысячами крестьян, полуторатысячная румынская Багриновка и русская Белая Криница с сотней жителей. А за румынской границей — рукой подать — Климауц, также село русских староверов.
Сегодня, к сожалению, в Белой Кринице даже начальной школы нет: мало детей. Не спасает демографическую ситуацию и семидетная семья священника. Но вот Оксана Дядюшка из Енакиево вышла замуж за местного пограничника. Попробовала молодая семья пожить на Донбассе — грудной ребенок из бронхитов не вылезал. Так что вернулась назад, в этот чудо-край: дитя через две недели забыло о болезнях, а Оксана стала староверкой Ксенией, получила ответственную должность заведующей музеем.
Ксения Дядюшка, заведующая музеем старообрядчества в Белой Кринице
С музеем связывают надежды на оживление туристической привлекательности села, а затем и на создание соответствующей инфраструктуры. Возможно, это заставит кого-нибудь из предприимчивых земляков вернуться домой. Ведь, несмотря на пустые улицы, в Белой Кринице нет ни одной покинутой усадьбы: даже выехав в город, здешние жители присматривают за родительскими усадьбами. Еще бы: здесь растут самая сладкая на Буковине ранняя клубника и самые вкусные сливы и яблоки. Что, между прочим, тоже ценная информация для туристов. Хотя для них, наверное, важнее другое: увидеть, как в инородном окружении веками может существовать, практически не ассимилируясь, небольшая религиозно-этническая группа.
Впрочем, это для нас — экзотика. А для людей из Белой Криницы — просто вера, с которой они преодолевают пространство и идут сквозь время.