«Суд Пентархии над РПЦ или ее патриархом не беспрецедентен. Такое уже было в истории», – Дмитрий Горевой

27 января, 19:15
Православные
«Суд Пентархии над РПЦ или ее патриархом не беспрецедентен. Такое уже было в истории», – Дмитрий Горевой - фото 1
О возможных сценариях суда над РПЦ за вторжение на каноническую территорию Александрийского Патриархата в Африке рассказал религиовед Дмитрий Горевой в материале LB.ua под названием «От запрета Кирилла до отмены автокефалии: какие сценарии суда над РПЦ».

Источник: LB.ua

По словам Дмитрия Горевого, суд Пентархии над РПЦ или ее патриархом это не что-то беспрецедентное. Такое уже было в истории. В 1666 г. 4 восточных патриарха осудили главу МП Никона. Поэтому, отмечает религиовед, не удастся заявить, что Пентархия не имеет полномочий на суд над Кириллом. Исторический прецедент был уже над его предшественником.

Дмитрий Горевой спрогнозировал основные сценарии осуждения РПЦ:

«Начнем с условно мягкого сценария – осуждение низовых исполнителей. Каких-то клириков или иерархов... Это будет касаться тех, кто будет реализовывать решение РПЦ, то есть кто поедет и будет служить в Африке и создавать там параллельные структуры. Это однозначное нарушение канонов...

«Суд Пентархии над РПЦ или ее патриархом не беспрецедентен. Такое уже было в истории», – Дмитрий Горевой_1

Фото: Lb.ua

Такой сценарий позволяет выпустить пар в двусторонних отношениях, сохраняя при этом пространство для дальнейшего диалога. Условно предлагается пожертвовать парой пешек, чтобы начать все с чистого листа. Причем начать здесь и сейчас. Вероятность такого сценария достаточно высока, ведь древние патриархи не желают бить горшки полностью, они хотят оставить возможность диалога. Прогнозируемая случайность именно такого сценария – 55%.

Средний сценарий заключается в осуждении уже руководства Церкви – прежде всего, Патриарха Кирилла, а за ним уже митрополита Онуфрия и всего Синода Русской Церкви как ответственных за откровенные антиканонические действия в Африке. Прецеденты и полномочия у Пентархии есть... Мы уже видим, как Патриарх Кирилл начал готовить паству к новому раунду конфликта. Он заявил, что часть православия скоро уйдет в раскол. То есть, именно так он будет интерпретировать суд над ним. Мол, он – за истину, а те, кто против него, – раскольники.

Восточные патриархи это прекрасно понимают, но, осудив его, они подадут сигнал, что с нынешними руководителями Московского Патриархата договариваться невозможно, и будут ждать смены власти... Это заморозит конфликт на какое-то время. Вероятность такого сценария несколько ниже из-за высокого уровня неприятия акта в РПЦ, а значит, потенциальной неэффективности его как инструмента наказания. Прогнозируемая случайность именно такого сценария – 35%.

Ну и, наконец, жесткий сценарий касается не персонального, а институционального уровня. Патриархи могут отозвать Оросы 1590 и 1593 гг., которыми признавали российскую автокефалию и провозглашали Московский Патриархат. Первый акт был принят Синодом Константинопольского Патриархата и им же может быть отозван. Но это несколько рискованный вариант, ведь тогда получится, что одна Церковь, пусть и первая по чести и материнская, может отменить другие Церкви. Это может вызвать возмущение среди других Церквей и стать фактором консолидации для ряда Церквей против Фанара.

«Суд Пентархии над РПЦ или ее патриархом не беспрецедентен. Такое уже было в истории», – Дмитрий Горевой_2

Фото: EPA/UPG

Однако Орос в 1593 г. принимали все восточные патриархи. И они соборно могут его упразднить. За нарушение канонов 6-го правила І Вселенского Собора, 2-го правила ІІ Вселенского собора, 105-го правила Карфагенского собора, и там еще много разных норм можно найти. Отмена этого Ороса влечет за собой два институциональных последствия: отмену Патриархата и непризнание канонической территории РПЦ.

Российский Патриарх превращается в архиепископа, что автоматически снижает его место в Диптихе с 5-го на 10-е или 12-е место. Это приведет к общим пертурбациям в Диптихе. Кроме того, встанет вопрос канонической территории РПЦ. Она признается по состоянию на конец XVI века – то есть в пределах Московского государства времен Ивана Грозного. Без стран Балтии, Восточной Европы, Кавказа, Средней Азии, Дальнего Востока, Евросоюза, Северной и Южной Америки и, разумеется, Африки. На этих просторах теоретически могут появиться новые автокефалии, например, в Беларуси. Или они будут разделены, опять же, сугубо гипотетически, между другими Церквами. Например, Молдову могут получить румыны, страны Балтии – Вселенский Патриарх, Кавказ – Грузинская Церковь, а Среднюю Азию – Антиохия как патриархат «всего Востока». Это маловероятный сценарий, ведь его реализация приведет к тектоническим сдвигам в мировом православии, а Церковь как институция довольно инертна. Прогнозируемая случайность – 10%».