• Главная
  • Новости
  • Священникам нужно учиться общаться с журналистами, – Джон Аллен...

Священникам нужно учиться общаться с журналистами, – Джон Аллен

24.10.2012, 09:13
Священникам нужно учиться общаться с журналистами, – Джон Аллен - фото 1
Блаженный Иоанн Павел II был врожденным гением коммуникации. Он умел находить общий язык с медиа, и журналисты его очень любили. Когда в начале 1980-х годов в Польше ввели военное положение, глава «Солидарности» Лех Валенса приехал в Ватикан к Папе Иоанну Павлу II.

91-poop.jpgБлаженный Иоанн Павел II был врожденным гением коммуникации. Он умел находить общий язык с медиа, и журналисты его очень любили. Когда в начале 1980-х годов в Польше ввели военное положение, глава «Солидарности» Лех Валенса приехал в Ватикан к Папе Иоанну Павлу II. Во время аудиенции Валенса вопреки протоколу в первые же минуты подбежал к Святейшему Отцу и бросился целовать его перстень. Фотограф, который в это время менял пленку, не успел поймать момент. Тогда Папа сказал Валенсе встать и повторить все еще раз, чтобы получилась фотография. Он понимал, что эта фотография, попав в большинство мировых медиа, скажет сильнее любого пресс-релиза на 800 слов.

Об этом во Львове рассказал ведущий ватиканист, старший корреспондент американского издания National Catholic Reporter Джон Аллен в УКУ на конференции «Между журналистикой и ортодоксией: прозрачность и ответственность», посвященной 45-летию журнала «Патріярхат».

Как сообщает СREDO, Джон Аллен отметил, что поиск равновесия между преданностью и объективностью – дело обманчивое. Журналистов не должно интересовать вредят они какой-то организации своими репортажами или нет. Они, в первую очередь, должны думать о том, чтобы освещать ситуацию уравновешенно, честно, полно и точно.

«Когда я действую как журналист, значение имеет не учение Церкви, а преданность журналистскому ремеслу. Вы не убедите журналиста не писать, потому что эта история навредит Церкви», – убежден Джон Аллен.

Не работа журналиста думать – навредит это Церкви или любому другому учреждению. Не журналисты выставляют Церковь в плохом свете, как часто упрекают их в этом иерархи, журналисты лишь показывают то, что происходит.

На самом деле у нас нет выбора: скрыть что-то от общественности или сообщить об этом, говорит ватиканист. «Мой опыт показывает, что если есть что-то плохое, то рано или поздно об этом станет известно. Нам это может не нравиться. Единственный реальный выбор, который у нас есть: выйдет это на свет от нас или от других; будем ждать, пока кто-то напишет, или опередим события. Если хотим, чтобы общественность узнала всю правду, то более подходящим будет нам самим сформировать новость. Другими словами: если мы знаем, что произойдет железнодорожная авария, то пусть она будет по нашему расписанию».

Светские медиа тоже часто не придерживаются основных принципов журналистики и искажают церковную деятельность. «Мы не живем в совершенном мире. Освещение Церкви неуравновешенное, нечестное, неполное и, что наиболее непростительно, неточное», – утверждает ватиканист. По его словам, между Церковью и медиа существует катастрофическое непонимание. Коммуникация затруднена с обеих сторон.

Религию в секулярных новостных источниках не воспринимают как серьезную тему для новостей. Всемирно известные агентства много ресурсов вкладывают в освещение политики, общественных вопросов, даже развлечений. А о религии пишут люди, которые плохо ориентируются в теме. «Я постоянно это вижу в Риме, – рассказал Джон Аллен. – Какой-то источник посылает кого-то, кто никогда не писал о Ватикане, на 3 дня. И от этого человека ждут, что он до чего-то «докопается». Два из этих трех дней журналист пытается разобраться, как работает телефон в Риме или как вызвать такси, когда идет дождь. В последний день, когда ничего так и не получилось, журналист решает, что в Ватикане существует какой-то заговор и пишет репортаж, основываясь на мифах и стереотипах».

Коммерческие медиа не всегда объективны. Часто они кормят предубеждения своей целевой аудитории, вместо того, чтобы соблюдать баланс.

Журналисты работают в бешеном темпе. Они очень быстро производят новости о событии, не успевая даже его осмыслить.

Медиа скептически настроены к любым учреждениям, это касается и Церкви. Они убеждены, что все учреждения врут и скрывают правду. Религиозному учреждению трудно подать информацию в медиа.

«Ватикан все отрицает, и никто им не верит» – любимый заголовок ватиканского журналиста Джона Аллена. Большой проблемой в Церкви, по его мнению, является то, что она всегда слишком поздно реагирует на события.

«Рабочий девиз в Риме: поговорите со мной в среду, я через 300 лет с вами свяжусь», – говорит ватиканист.

Церковь иначе чувствует время, она мыслит веками и намеренно не спешит судить. Главная установка в Риме среди католических служб: надо углубить наш дискурс. В мире, который отказался от осмысления, очень хорошо, что есть организация, требующая осмысления. Но Церковь очень отстает в реагировании на события.

«Если услышите, что приближается конец света, поезжайте в Рим, туда конец света придет последним», – вспомнил старую шутку Джон Аллен.

Церковь думает о коммуникации постфактум. Сначала мы решаем что делать, а потом – как коммуницировать. Сначала содержание, затем – форма. Но нельзя сначала принимать решения и потом думать, как люди на него отреагируют. Коммуникация должна быть частью решений, а не чем-то, о чем думают в конце, – считает журналист.

Церковь занимает защитную позицию по отношению к медиа. Часто иерархи убеждены, что журналисты и весь мир против них сговорились. Склонность повсюду видеть врагов очень вредит в отношениях Церкви с миром, убежден журналист-ватиканист.

Также плохо, если в Церкви звучат разные мнения по одной и той же проблеме. Когда наружу выходят внутренние споры в Католической Церкви, люди не могут сразу понять, кого слушать и кому верить

Неспособность Церкви эффективно коммуницировать, по мнению Джона Аллена, очень ярко иллюстрирует сексуальный скандал, который сначала взорвался в США, а в 2010 году в Европе. В освещении и реагировании на эту проблему ни медиа, ни Церковь не показали себя с лучшей стороны, говорит ватиканист. Медиа представили этот скандал как сугубо католическую проблему, в то время как это проблема всего общества, ведь на самом деле большинство сексуальных злоупотреблений происходит в семьях и других социальных учреждениях. Например, в течение пяти лет в обычных школах было сексуально использовано больше детей, чем в Католической Церкви на протяжении 50 лет.

Католическая Церковь тоже не сумела хорошо рассказать миру об этой проблеме и шагах ее решения, которые предпринимались. Символом сексуального кризиса стал Папа Бенедикт XVI – наибольший реформатор в этом вопросе, который, еще будучи кардиналом, провел много реформ для решения проблем сексуальных злоупотреблений среди духовенства. Он – первый Папа, который встретился с жертвами, извинился за кризис. Новости должны были бы показывать Папу, который решает проблему, но неспособность Церкви в течение 10 лет открыто рассказать правду сделала то, что укоренился противоположный образ.

Не стоит избегать журналистов только из страха, что они могут критически о нас написать. Христос пришел в мир, зная, что от Него откажутся, Его унизят и убьют. Он не ожидал, что к Нему будут относиться честно.

Если бы Апостол Павел сегодня проповедовал в мире, он был бы журналистом. Журналистика – это агора современного мира. У нас есть причины строить добрые отношения с медиа, убежден Джон Аллен.