Священнослужитель Виталий Юренко: «Ощущаю себя тюремным священником»
Прийти в церковь или нет — для заключённых дело добровольное, и те, кто всё?таки приходят, изначально настроены на покаяние и духовное возрождение. Я не строю иллюзий, что все прихожане-осуждённые после освобождения станут ходить в церковь, но зерно, зароненное в их души, останется.
Отец Виталий служит на двух приходах. Если один из них — традиционный, то второй таким не назовёшь: он располагается на территории Бердянской исправительной колонии, и прихожане здесь — осуждённые. Сам отец Виталий не считает, что между его прихожанами есть пропасть: люди везде одинаковы. Только вот заключённые после освобождения очень нуждаются в помощи общества. Именно потому батюшка пришёл к мысли о том, что необходимо создать реабилитационный центр для всех нуждающихся.
«Только в православии я нашёл ответы на все вопросы»
— Отец Виталий, в какой момент Вы поняли, что хотите посвятить себя служению Богу?
— Какого?то определённого момента не было. Ещё в 16 лет я самостоятельно принял решение креститься. Решение выполнил, но мои родители узнали обо всём спустя долгое время. Они отнеслись с пониманием, так что, может, и зря я делал из своего крещения тайну. Просто в том, подростковом, возрасте мне казалось, что это касается только меня.
Потом был период поиска. В поисках истины я интересовался многими вероучениями — человеку вообще свойственно, прежде чем утвердиться в своих убеждениях, познать и сравнить разные вероучения. Приходилось сталкиваться с различными протестантскими конфессиями. Не могу сказать, что они меня совсем не заинтересовали, но только в православии я нашёл ответы на все возникавшие духовные вопросы. Вероятно, это связано с тем, что православие имеет богатый духовный опыт. Некоторые религиозные течения существуют 200– 400 лет, а православие — почти 2 000 лет, и на все вопросы, которые могут возникнуть, ответы здесь уже найдены.
— Какие же вопросы Вас интересовали и как православие отвечает на них?
— Вопросы святости и приближения к Богу. Из-за того, что грех вошёл в мир, человечество потеряло святость и связь с Богом. Цель человеческой жизни — возвращение к святости и к Богу. Представители других вероучений мне поясняли, что святость — условное состояние: если человек раскаялся и верит, что Господь простил ему прегрешения, то он считается перед Богом святым — пусть даже и продолжает грешить. Человек безгрешным быть не может. А православие считает назначением человека освобождение от греха. Именно это приближает его к Богу.
После того, как я стал регулярно посещать церковь — храм Вознесения, его настоятель отец Пётр однажды завёл со мной разговор. Прямо так и спросил, не хочу ли я поменять свою специальность. Я задумался над его словами.
По образованию я фельдшер-лаборант. Сначала я работал в медицинской сфере, а потом — в лаборатории цеха водоотведения Горводоканала. Работать в Горводоканале мне нравилось, но у меня было такое ощущение, что всё, чем я занимаюсь, — не очень важно. А по сравнению со служением Богу всё показалось незначительным. Для меня служение Богу — самое важное в моей жизни, это то, к чему меня тянет.
В 28 лет я был рукоположен в сан. Родные не критиковали моё решение принят ь сан священнослужителя. Хотя и они, и я тогда понимали, что быть священником — это непросто.
«Медицина спасает тело, а религия — душу»
— Медицинское образование и духовное служение не вступают друг с другом в противоречие?
— Это схожие сферы деятельности. И медицина, и религия занимаются спасением человека, только медицина спасает тело, а религия — душу. Спасение души, по моему мнению, гораздо важнее. Вообще, в любой профессии можно найти то, что поможет в служении Богу, но медицина особенно располагает к любви к человеку.
— Что для Вас означает «служение Богу»?
— Это такое состояние, когда человек приближается к Богу, соединяется с Ним духом, направляет к Нему свои мысли и чувства. В Священном Писании сказано, что если человек говорит, что любит Бога, но своего ближнего ненавидит, то он — обманщик. Служение Богу начинается с нашего отношения к ближним, избавления от чувств ненависти, нетерпимости. Средствами для соединения человека с Богом являются церковные установления, в том числе пост и молитва.
— Пост и молитва — это обязательные условия, чтобы человек смог приблизиться к Богу?
— Иоанн Златоуст говорил, что если христианин перестаёт поститься, то он уподобляется воину, который оставил своё оружие. Пост — это оружие, которым человек побеждает свои слабости и искушения, в том числе и искушения тёмных сил. Конечно, если человек хочет поститься, но не может, например, по состоянию здоровья, то нельзя сказать, что он из?за этого погибнет.
— Когда Вы изучали медицину, то Вам преподавали теорию Дарвина, согласно которой человек произошёл от обезьян. Согласно христианству, первых людей — Адама и Еву — создал Бог. Какой точки зрения придерживаетесь Вы?
— Несомненно, что всё существующее создано Богом. Хотя есть мнение, что развитие видов, возможно, направлялось волей Божьей. На этот вопрос для себя я ответил так: как бы ни происходило создание и развитие мира, оно происходило по воле Божией. То, что описано в Библии, — это истина. А теория Дарвина не учитывала генетику, согласно которой виды развиваются от подобного к подобному. Теория Дарвина в том виде, как она нам преподавалась в школе, противоречит Библии, и я, как православный священник, признать её не могу.
«Богослужения на зоне дают мне возможность почувствовать себя нужным»
Отец Виталий вместе со своими прихожанами — осуждёнными исправительной колонии |
— Вы — священник в Бердянской исправительной колонии. Это был Ваш выбор?
— Архиерей принял решение назначить меня настоятелем этого прихода. Перед назначением он спросил меня, смогу ли взять на себя эту ответственность. Я и не думал отказываться. А когда начал там служить, то понял, что я там действительно нужен, и, может быть, даже гораздо больше, чем в любом другом приходе. Для осуждённых большая радость, что на территории колонии можно посетить богослужения. Стараюсь, чтобы это был полноценный приход, насколько возможно в условиях режима: провожу богослужения и крещения, служу требы и литургию, исповедаю, причащаю, венчаю… Правда, венчание было пока только одно, хотя желающих венчаться было больше. Не знаю, почему передумали, — может, невесты захотели обвенчаться уже после освобождения женихов, в более благоприятной обстановке.
— Среди заключённых есть представители других религий и конфессий?
— Да. Есть мусульмане, но в Бердянске для них богослужения не проводятся. Также колонию посещают представители двух миссий пятидесятников, баптисты и ещё одна конфессия — не знаю точно, кто они, но предполагаю, что это адвентисты Седьмого дня. Все конфессии между собой не взаимодействуют, так как считают лишь своё вероучение правильным. Мы, православные, относимся ко всем с терпимостью. К нам в церковь приходит в несколько раз больше людей, чем на собрания этих миссий, но это и понятно: в нашем обществе православных вообще больше.
— О чём беседуете с осуждёнными?
— На самые разные темы. Они интересуются как самыми простыми вопросами: куда поставить свечку в церкви, так и серьёзными богословскими. Один из осуждённых принёс мне цитаты из мусульманских богословов, чтобы я высказал своё мнение о них. Причём сам он не мусульманин — просто заинтересовался этим вопросом… Спрашивают, как молиться о родственниках, как исправить свои недостатки…
Когда я в качестве настоятеля начал служить в колонии, заключённые интересовались, как я пришёл к вере, женат ли, есть ли у меня дети. Люди остаются такими же людьми — со своими интересами, со своим любопытством — даже в тюрьме.
— Как часто осуждённые Вам исповедуются?
— Перед каждой литургией происходит исповедь. Есть постоянные прихожане, которые регулярно исповедуются и причащаются, но таких немного. Ведь исповедь — серьёзное дело, она предполагает, что человек не просто делится своими проблемами, а судит свои поступки и мысли и решает, в чём хочет покаяться.
Прийти в церковь или нет — для заключённых дело добровольное, и те, кто всё?таки приходят, изначально настроены на покаяние и духовное возрождение. Я не строю иллюзий, что все прихожане-осуждённые после освобождения станут ходить в церковь, но зерно, зароненное в их души, останется.
— Что даёт общение с осуждёнными Вам?
— Богослужения на зоне дают мне возможность почувствовать себя нужным. Это очень важно, особенно для священника, — чувствовать, что ты кому?то нужен, что тебя кто?то ждёт.
— Какими качествами должен обладать священник?
— Способностью не только учить, но и постоянно учиться. Но главное — он должен обладать верой, глядя на проявления которой, люди стремились бы к церкви. Священник своим примером должен «вкладывать» веру в окружающих. Также важно иметь смирение и уметь выслушать человека.
— Вы являетесь настоятелем Храма Преподобного Серафима Саровского в исправительной колонии, священником Вознесенского храма и одним из инициаторов создания реабилитационного центра преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Какая из этих сфер деятельности Вам ближе всего?
— Это всё — разные ипостаси служения священника. Хотя, наверное, всё же больше ощущаю себя тюремным священником.
— При реабилитационном центре создаётся церковь с нуля. Какие чувства испытываете, находясь у истоков создания ещё одного храма в нашем городе?
— Радость.
— Насколько красивой Вам бы хотелось сделать эту церковь?
— Главное — не украшения и утварь, а чтобы церковь функционировала. Конечно, чем красивее храм, тем лучше, но, к сожалению, всегда найдутся иные цели, на которые стоило бы направить средства, вместо того, чтобы расходовать их на убранство. Главное — чтобы людям хотелось приходить в церковь и молиться.
Екатерина СМИРНОВА. - "Бердянские ведомости", 15 июля 2010 года