Святой мирянин

15.06.2011, 11:08

Из летописей мы знаем, что Владимир несколько раз отказывался занимать киевский престол, желая тем самым избежать нового витка гражданской войны. Вроде бы ничего удивительного на первый взгляд. Но это именно то настоящее христианское смирение, которое отличает Мономаха от его многочисленных родственников из династии Рюриковичей. В то время как одни князья, будучи христианами, не просто воевали с другими, но издевались над конкурентами, приказывая выкалывать им глаза, Владимир Мономах принципиально отказывается хоть как-то увеличивать взаимную вражду.

Когда люди слышат о Владимире Мономахе, то обычно вспоминают о его «шапке». То есть легендарной короне византийских императоров, которая якобы была подарена матери князя (византийской принцессе), а потом перешла по наследству московским государям.  Более сведущие в истории люди знают, что князь много раз успешно воевал с половцами. Талантливый полководец, праотец русских государей – таково самое распространенное представление о Мономахе.  А что известно о нем как о христианине? Ведь он был не просто верующим, как и все князья Киевской Руси. В древности он почитался как «святой и благоверный», день памяти князя – 19 мая по старому стилю, то есть 2 июня по новому.

Священник Максим Плякин (известный как блогер)  говорит, что «по крайней мере в середине XVII века почитание св. Владимира уверенно фиксируется». Он приводит несколько упоминаний Мономаха в древних святцах:   "Святый благоверный князь Владимир Всеволодович Мономах, преставися в лето 6633, а память его месяца маиа в 19 день" (Книга глаголемая описание о Российских святых, §5). Страница 7 в  изданию, подготовленном М. В. Толстым (М., 1887).  Владимир Мономах, †1125 г. в Киеве мая 19" (Полный месяцеслов Востока, т. III, стр. 554, ссылка стоит на Кайдаловские святцы ( рукописные святцы XVII века, названные по имени обнародовавшего их ростовского краеведа Н. А. Кайдалова).

О жизни святого Владимира Мономаха известно, в основном по двум источникам – по летописям и по его «Поучению». Хотя современные историки относятся к летописям со скепсисом (летописи заказывали сами князья, которые были заинтересованы в том, чтобы их правление было изображено в лучших тонах), но здесь вряд ли есть основания подозревать Мономаха в том, что он заказывал панегирики в свою честь. Судите сами: князь прощает убийцу своего сына. Это не только прямое выполнение одной из самых сложных заповедей – «любите врагов ваших и благословляйте проклинающих вас». Мономах простил не как униженный и оскорбленный, а как человек, имеющий возможность отомстить. У него была и армия и умение – он выиграл 83 похода против степных кочевников. Это был непобедимый Суворов Древней Руси. Тем более удивительно, что он не стал мстить князю Олегу Святославичу, своему куму, многократно нарушавшему мирные договоры.

Из летописей мы знаем, что Владимир несколько раз отказывался занимать киевский престол, желая тем самым избежать нового витка гражданской войны. Вроде бы ничего удивительного на первый взгляд. Но это именно то настоящее христианское смирение, которое отличает Мономаха от его многочисленных родственников из династии Рюриковичей. В то время как одни князья, будучи христианами, не просто воевали с другими, но издевались над конкурентами, приказывая выкалывать им глаза, Владимир Мономах принципиально отказывается хоть как-то увеличивать взаимную вражду.  Это был очень необычный князь. В своем завещании он дает советы не о том, как управлять слугами или воевать за престол, а, напротив, призывает к скромности, к аскетическому образу жизни и прощению.

В самом завещании он много раз цитирует псалмы и Писание. Это XII-й век, задолго до изобретения книгопечатания. Он не мог просто открыть Библию на закладке и процитировать. Он жил этими молитвами, он часто сам себе повторял заповеди Спасителя – поэтому мог спокойно цитировать их.

Поражает даже распорядок дня человека, который был правителем одного из крупнейших государств в Европе: он вставал еще до восхода солнца, молился. Потом – то, что сейчас назвали бы административной деятельностью – суд князя, совещание с боярами. Наверное, больше половины жизни князь провел в дороге – верхом на коне или в санях. Он упоминает в поучении, что успевал доехать верхом из Чернигова до Киева (149 км) менее чем за день – как раз к вечерне. Интересная деталь: вставая спозаранку, князь считал, что дневной отдых, или, как теперь говорят на Юге, сиеста – обязательный пункт в распорядке дня: «Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди».

Но более всего интересно, что князь впервые и заявил, а потом и показал своей жизнью, что жизнь обычного мирянина может быть такой же благочестивой как жизнь инока: «Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию». И это сказано тогда, когда в Киево-Печерской лавре жили затворники, которых мы теперь почитаем преподобными!

Князь учит вежливости: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».  За сотни лет до того, как на Руси стало известно об Иисусовой молитве, которую теперь творят во время всякого дела, в том числе и для того, чтобы отогнать суетные мысли, князь призывает:  «Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела, и если других молитв не умеете сказать, то «Господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, — нежели думать безлепицу, ездя».

Скромность, милосердие, умение прощать, молитвенность – удивительно даже не то, что человек достиг этих добродетелей. Но то, что он стал таким на должности, которая, казалось бы, менее всего способствует таким качествам – управленца и военачальника. 

Остается обратиться в Синодальный отдел по канонизации с просьбой вернуть имя святого князя в святцы и восстановить его почитание. Тем более, что и день поминания Владимира Мономаха в старых святцах упоминался – 19 мая.

Влад ГОЛОВИН

"Релігія в Україні", 12 июня 2011 года