Украинская Автокефалия под микроскопом
Сложных аспектов украинского вопроса попытался осветить круглый стол, организованный вчера Агентством по развитию греческой и православной культуры «AENAOS» вместе с сайтом orthodoxia.info.
В зрительном зале Византийского и христианского музея в Афинах, специалисты ученые и уважаемые ораторы проанализировали многогранных аспектов украинской автокефалии, проливая свет на неизвестные стороны самого важного церковного вопроса последних десятилетий.
В дискуссии на тему «Украинская Автокефальная: История, факты и их последствия» приняли участие в качестве специалиста по Конституционному праву бывший президент партии ПАСОК Эвангелос Венизелос, епископ Христодулеос господин Макария и доцент кафедры Церковной Истории Богословского факультета Салонского Университета имени Аристотеля, г-н Элиас Евангелу.
Дискуссия была координирована журналистом Андреасом Лударосом.
Г-н Евангелу выступивший первым, рассказал об истории Москвы и Киева, в котором представлены самые важные этапы их исторического пути. Он сосредоточился на истории церквей и в своих отношениях на протяжении веков с Константинополем и Вселенским Патриархатом.
«Стамбульский Патриархат не пытался эллинизировать русскую церковь, но пробовал найти способ консолидации русского православия на их языке. Уважая потребность России и российского правителя, Вселенский Патриархат предоставил патриарший титул и патриархальную честь в России», сказал г. Evaggelou.
Он подчеркнул также, что «Украина остается за пределами юрисдикционных границ российского государства и Московского Патриархата. Россия пытается найти способ распространить свою церковную юрисдикцию в Киеве «.
«Москва ошибочно заявляет, что Киев принадлежит ей»
Церковные последствия украинского вопроса, разъяснил епископ Христодулеос Макарий, подчеркнув, что «Митрополия Киева некогда не была передана Московсмому Патриархату на всегда и некогда не была под его юрисдикции. Аналогичные случай были тоже с митрополиями Смоленска, Крыма и Литвы. Однако, Москва обманчиво и ложно утверждает, что Киев принадлежать свой. Это большая ложь. Он никогда не был церковным и каноническим образом передан на юрисдикцию Москвы».
Епископ Макарий объяснил, что попытка создать самоуправляющуюся церковь в Украине не нова. «В 1991 году сформировалось новое государство Украины и начались активные усилия для создания поместной Церкви. Этот вопрос стал более сложным после аннексии Крыма в 2014 г. Тогда русские стали врагами для украинцев», продолжил.
Что касается вопрос о создании Русского Патриархата, епископ Макарий подчеркнул что «Русская Церковь своевольно отлучилась от Константинополя и последствии сама просила провозгласить ее Патриархатом. От тогдашнего царя было очень сильное давления на Вселенского Патриархата и тогдашний патриарх Иеремий вынужден был подписать соответствующего письма и отдать патриархальную честь Москве. Все что в прошлом делал Филарет, сделал и тогда Святейший Синод Русской Церкви, который сам отлучился от Вселенского Патриархата.
Политические и геополитические аспекты проблемы были освящены многолетним опытом г-на Венизелоса, который отметил, что «распад Советского Союза является причинной кризиса церковных юрисдикций. У протестантских доктрин не было проблем в этом вопросе. Однако, была большая проблема с православными церквями, которые проявили более мягкое отношение во времена советской власти».
Национальная проблема – проблема автокефалий
Г-н Венизелос далее разъяснил, что «проблема автокефалии является национальной проблемой, проблемой этнической интендичности и национальной самобытности и более того, проверкой ортодоксального многоглавства». Он также рассказал о факторах экономики и ее роли в отношениях между Россией и Украиной, заявив, что «Россия пытается построить новую газопроводную сеть, чтобы обойти Украину».
Он также подчеркнул важность поиска решения украинской проблемы потому что «является выражением существует проблема дисфункции и практики пастырской работы в стране. Политические власти не общаются с церковными».
Г-н Венизелос в заключении
охарактеризовал меры принятыми Вселенским Патриархатом очень осторожными, и реакцию России очень острой.
«Россия так или иначе будет в конце принять украинскую автокефалию»
После первоначальных выступлении гостей, последовали вопросы присутствующих которым давал слово координатор дискуссии г-н Лударос.
На вопрос «как, по вашему, будет реагировать Россия на возможность создания новой поместной церкви? Будет ли она признавать новую реальность или вест мир будет признавать новую церковь в то время когда Россия будет признавать только свою?», г-н Венизелос ответил что «как бы не старалась Россия, то что пытается сегодня Вселенский патриарх это восстановление порядка и это всегда в конце концов преобладает. Рано или поздно Москва тоже будет вынуждена следовать остальных церквей. Принятие украинской автокефалии является единственным путем для России».
На вопрос «как рассматривает Вселенский Патриархат, создания русского прихода в Константинополе», епископ Христуполеос Макарий заявил что «Патриархат не спешить и не радуется налагать епитимио. С большой любовью, терпением, смирением, открытостью сердца и души патриарх Варфоломей будет решать все вопросы. Патриархия считает что не стоить заниматься этим вопросом».
«Все будет решаться во время евхаристии»
Подводя итогы дискуссии, г-н Венизелос заявил, что «мы должны проследить, как будет развиваться вопрос экономического и политического развития Украины. Россия вместе с Украины являются империи. Сама Россия это просто одна большая страна.. В конце концов все будет решаться по предвидения божья».
В мероприятии приняло участие представитель по вопросам общественности и прессы Афинского архиепископа о. Георгий Целалидис, митрополит Неи Ионии Гавриил, епрскоп Авади г=н Кирилл, генеральный секретарь по церковной и культурной дипломатий г-н Стафис Лянтас, представитель уполномоченного посла Украины в Греции Олена Маснева и директор Византийского и Христианского музея г-жа Катерина Делапорта.
Можете посмотреть видео мероприятия здесь