• Главная
  • Украинская Греко-Католическая Церковь. История (конец 80-х годов ХХ века – до наших дней)...

Украинская Греко-Католическая Церковь. История (конец 80-х годов ХХ века – до наших дней)

16.11.2011, 14:03
6 cентября 2004 года Блаженнейший Любомир провозгласил послание "Об утверждении Патриаршего устройства УГКЦ", в котором обосновал справедливость стремления украинских греко-католиков иметь патриаршую структуру в Церкви.

 

Выход из подполья

В 80-х годах ХХ века государство вновь усилило преследование всех диссидентов, в том числе и религиозных. Были убиты три подпольных священника и еще несколько арестованы. В сентябре 1982 года в Западной Украине была образована «Инициативная группа по защите прав верующих и Церкви» во главе с Иосифом Терелей. После его ареста в том же году группу возглавил Василий Кобрин, которого арестовали в 1984 году. Группа выпускала подпольный бюллетень «Хроники Католической Церкви в Украине». Однако деятельность этой группы не воспринималась подпольным епископатом УГКЦ, главным образом из-за несогласия со взглядами Иосифа Терели.

В начале 80-х годов в греко-католическом подполье начал нарастать кризис в связи со старением духовенства, частичным уходом людей, которые посещали храмы РПЦ и привыкали к этому. Умирали епископы. Поэтому владыки Софрон (Дмитерко) и Владимир (Стернюк) тайно рукоположили нескольких новых епископов. А 7 сентября 1984 года в Риме скончался Патриарх Иосиф (Слепой), Глава УГКЦ. Преемником стал Мирослав-Иоанн (Любачивский).

В 1985 году Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Горбачев. Под влиянием его реформаторской линии во многих сферах жизни советского государства стали ощутимы послабления режима. В частности из тюрем были освобождены многие политзаключенные. В 1987 году один из освобожденных, правозащитник, диссидент Иван Гель возглавил Комитет защиты Украинской Греко-Католической Церкви. В том же году группа монахов и монахинь, священников во главе с епископами Павлом (Василиком) и Иваном (Семедием) из Мукачевской епархии заявили о своем выходе из подполья в обращении к Папе Иоанну Павлу II: «Мы, епископы, священники, монахи, монахини и верующие Католической Церкви в Украине, нижеподписавшиеся, заявляем, что, в связи с перестройкой в СССР, сложившимися более благоприятными условиями, а также в связи с юбилеем 1000-летия крещения Украины, считаем нецелесообразным продолжать находиться в подполье, а потому просим Ваше Святейшество способствовать всеми возможными способами правовой легализации Украинской Католической Церкви в СССР. Обращаемся через Ваше Святейшество к правительству СССР с нашим заявлением о выходе определенной части Украинской Католической Церкви из подполья».

Комитет защиты УГКЦ организовывал публичные богослужения по случаю памятных дат. В частности богослужение на Лысой горе, возле Золочева, по случаю юбилея Маркияна Шашкевича собрало около 50 тысяч человек.

В 1988 году, во время празднования 1000-летия крещения Руси, кардиналы Казаролли и Виллебрандс, прибывшие на празднование в Москве, встретились с епископами Филимоном (Курчабою) и Павлом (Василиком). Епископы проинформировали кардиналов о том, что Греко-Католическая Церковь существует и стремится к своему правовому признанию и реабилитации в СССР. Тогда в Риме также проходили празднования 1000-летнего юбилея крещения с участием Папы Иоанна Павла II, украинских епископов и паломников со всего мира. По случаю праздника Папа обратился с посланием, в котором упомянул преследуемых братьев греко-католиков в СССР, что вызвало сильное негодование у церковной и государственной верхушки Советского Союза. А 10 сентября 1988 года 1000-летие крещения Руси отметили греко-католики Польши.

16 мая 1989 года верные УГКЦ во главе со священниками Григорием Симкайло и Николаем Симкайло (ныне епископ Коломыйско-Черновицкий), Владимиром Вийтышиным (ныне епископ Ивано-Франковский), Игорем Возьняком (теперь Архиепископ Львовский) и епископами Филимоном (Курчабою), Софроном (Дмитерко), Павлом (Василиком) начали цепную голодовку на Арбате в Москве. Епископы пытались передать обращение по поводу легализации УГКЦ председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Горбачеву, однако его не было в столице, а во встрече с заместителем Лукьяновым им было отказано. 25 мая 30-ть голодающих пришли в гостиницу «Москва», где находились депутаты, прибывшие на съезд народных депутатов всех уровней СССР. В общем, голодовка продлилась до 14 октября. Во время мирной акции епископы УГКЦ и председатель Комитета защиты УГКЦ Иван Гель смогли дать интервью нескольким мировым информационным агентствам, что во многом помешало применению физической силы со стороны правоохранительных органов. В защиту преследуемой Церкви выступили академик Андрей Сахаров и профессор Сергей Аверинцев.

В это же время глава Украинского экзархата РПЦ митрополит Филарет (Денисенко) и далее заявлял, что никакой проблемы относительно греко-католиков в Украине не существует и по отношению к ним никогда не было никаких репрессий.

17 сентября 1989 года во Львове прошла многотысячная демонстрация греко-католиков с требованием легализации Церкви. А 29 октября во время службы в Преображенском соборе Львова священник Ярослав Чухний упомянул Папу Иоанна Павла II вместо Патриарха Московского и заявил о переходе в УГКЦ. После этих событий и в других городах Галичины многие приходы РПЦ перешли в УГКЦ.

После встречи Михаила Горбачева и Папы Иоанна Павла II в Риме 1 декабря 1989 года, где речь шла об установлении дипломатических связей между СССР и Ватиканом, в Советском Союзе разрешили регистрировать греко-католические приходы. Однако в Московском Патриархате заявили, что в Галичине большинство населения является православным, а Патриарх Пимен призвал Горбачева защищать православных верующих в Западной Украине. Чтобы помешать регистрации греко-католических приходов, во многих городах и селах Галичины при поддержке властей началась быстрая регистрация православных общин, даже там, где их раньше не было. Часто активистами таких регистраций становились представители коммунистической номенклатуры, которые действовали по приказу высших властей.

Работа Четырехсторонней комиссии

Вследствие обострения межконфессиональной ситуации в Галичине была сформирована Четырехсторонняя комиссия (решение о ее создании было принято на встрече представителей РКЦ и РПЦ в Даниловом монастыре в Москве 16 января 1990г.). В ее состав вошли представители Московской Патриархии, Римской курии, Украинского экзархата РПЦ и УГКЦ. Было проведено несколько заседаний в Киеве и Львове (6–13 марта 1990г.). Мирослав-Иван (Любачивский) обратился к Конгрегации Восточных Церквей о привлечении в состав Комиссии о.Ивана Дацко, который должен присутствовать на всех заседаниях, где будут обсуждаться вопросы, связанные с УГКЦ. Однако Курия отказала, мотивируя это тем, что участие могут принимать только епископы (хотя Ватикан представлял священник Сальваторе Скрибано, так же со стороны Московского Патриархата были священники, а не только епископы). В Ватикане решили делегировать для участия в работе Комиссии митрополита Стефана (Сулика) из США и архиепископа Мирослава Марусина (от Римской Курии, секретарь Конгрегации Восточных Церквей). Из Украины участие в переговорах должны были принять митрополит Владимир (Стернюк) и епископ Ивано-Франковский Софроний (Дмитерко). От Московского Патриархата участие в Комиссии приняли митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский Феодосий, делегированные Москвой, и епископ Львовский Ириней и священник Александр Швец от бывшего экзархата РПЦ в Киеве, переименованного в УПЦ.

Глава УГКЦ Мирослав-Иван (Любачивский) передал по телефону во Львов 15 пунктов, на которых УГКЦ должна была настаивать во время работы Комиссии. Он также встретился с митрополитом Стефаном (Суликом) перед его отбытием в СССР. Митрополит Стефан и архиепископ Мирослав сначала прибыли в Москву, а потом поехали в Киев. Из Киева, телеграммой через православного епископа Львовского Иринея, они пригласили на встречу епископов УГКЦ Владимира и Софрония. Это было в последний день перед началом (митрополит Владимир получил приглашение в 16:00 и через два часа уже сел на поезд в Киев).

Заседания Комиссии проходили в помещении Московского Патриархата в Киеве. Одним из главных условий налаживания ситуации православная сторона объявила возвращение всех храмов, которые были захвачены греко-католиками. Только после этого, по их мнению, можно решать на основании статистики, какой храм кому должен принадлежать.

В ходе дискуссии представитель Римской Курии архиепископ Мирослав Марусин не давал митрополиту Владимиру возможности высказываться, полностью положившись на представителя Московского Патриархата – секретаря архимандрита Нестора. Греко-католикам не разрешили иметь своего секретаря. Заседание проходило при открытых дверях, в соседней комнате, где находились работники митрополии, было все слышно. Время от времени они приносили представителям Московского Патриархата новые сообщения.

В целом Комиссия работала без какой-либо согласованной повестки дня. В конце заседания 7 марта было обнародовано для прессы «Сообщение Четырехсторонней комиссии по урегулированию отношений между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине». Однако этот документ не подписали митрополит Владимир (Стернюк) и епископ Софроний (Дмитерко), зато подписали митрополит Стефан (Сулик) и архиепископ Мирослав (Марусин).

Представители УГКЦ имели ряд замечаний к документу: там была использована пренебрежительная лексика в отношении УГКЦ, а формулировки по поводу церковных сооружений были очень размыты.  Комиссия не решила вопрос о возвращении кафедральных соборов УГКЦ во Львове и Ужгороде. Греко-католики также не соглашались с тем, что РПЦ не признавала УГКЦ Церковью, а только группой греко-католиков. Таким образом, получалось, что на имущество может претендовать только определенная группа верующих, где их будет большинство, а не Церковь – наследница УГКЦ до 1946 года.

8 марта члены Комиссии прибыли во Львов, где их торжественно встретили более 2000 львовян во главе с двумя греко-католическими епископами. Многие приветствовали гостей на пути к Преображенскому храму.

Из-за несогласованности инициатив представителей Ватикана и греко-католических епископов из Украины между ними возникли значительные недоразумения. Представители Комиссии также избегали разговоров с людьми, которые выходили им навстречу. С этой целью для православной делегации несколько раз был изменен маршрут визитов. Позже епископы Владимир и Софроний обвинили митрополита Сулика и архиепископа Марусина в том, что они выполняют пожелания Московского Патриархата, а не людей. Вместе с тем православная делегация под маркой работы Комиссии пыталась убедить местных политиков в необходимости препятствовать переходам приходов с РПЦ в УГКЦ.

После того как митрополит Владимир поставил вопрос о возвращении греко-католикам кафедрального собора святого Юра, представители Московской Патриархии пригрозили, что оставят работу в Комиссии. Архиепископ Мирослав Марусин велел митрополиту прекратить разговоры на эту тему.

11 марта в Преображенской церкви при участии митрополита Владимира, епископов Филимона (Курчабы), Юлиана (Вороновского), Михаила (Сабриги), Софрония (Дмитерко) и архиепископа Мирослава Марусина и митрополита Стефана (Сулика) была отслужена Литургия. К стенам собора пришло около 30 000 львовян. Мирослав Марусин призвал верующих доверять Святому Престолу и Комиссии. Однако среди активных мирян (среди них были депутат Верховной Рады Ирина Калинец и председатель Комитета обороны Греко-Католической Церкви Иван Гель) распространились критические настроения по ее работе. Позже представители Ватикана встретились с десятью епископами УГКЦ, и последние отметили, что Комиссия избегает решения существенных вопросов.

13 марта состоялось последнее заседание Четырехсторонней комиссии. Митрополит Владимир и епископ Софроний выразили негативную оценку работы Комиссии и представили 14 требований со стороны УГКЦ, которые были выработаны совместно с главой УГКЦ. После чего покинули заседание, отказавшись в дальнейшем участвовать в работе и подписывать какие бы то ни было документы.

Митрополит Стефан (Сулик) и архиепископ Мирослав Марусин покинули Украину. Митрополит Владимир посоветовал им больше не возвращаться. В своих воспоминаниях об этих событиях митрополит Стефан (Сулик) называет главной причиной неудовлетворительной работы Комиссии несогласованность действий между ватиканской делегацией и украинскими катакомбными владыками. А также невозможность подготовиться к работе Комиссии со стороны греко-католиков, не имевших соответствующих кадров и структур, с помощью которых они могли бы собрать соответствующие данные для аргументации своей позиции перед православными.

22 марта епископы УГКЦ в Украине при участии епископа-помощника Мукачевской епархии Ивана Маргитича подписали во Львове совместную декларацию, в которой заявили о неправомочности для УГКЦ любых решений Четырехсторонней комиссии. Главными причинами протеста против легитимности Комиссии стали такие пункты: ни один документ не был подписан митрополитом Владимиром; отказ со стороны Московского Патриархата признавать УГКЦ Церковью, юридически-канонической структурой, а не группой верующих; невозможность организации работы такой Комиссии до тех пор, пока не будут решены фундаментальные проблемы; УГКЦ имеет полное моральное и юридическое право требовать возвращения имущества, которое было насильно отнято в 1946 году советской властью. УГКЦ также требовала от РПЦ признать нелегитимность «Львовского собора» 1946 года.

Позицию Московского Патриархата в ходе переговоров митрополит Стернюк впоследствии охарактеризовал латинской пословицей «melior est positio possidentis» (позиция собственника лучше, поскольку он не должен доказывать право на собственность).

Вместе с тем ситуация осложнялась из-за возникновения в Галичине Украинской Автокефальной Православной Церкви. 19 августа 1989 года два священника РПЦ – Владимир Ярема и Иван Пашуля – заявили о своем выходе из подполья и переходе под омофор митрополита УАПЦ в США Мстислава (Скрыпника). Под влиянием событий на Западной Украине, Украинский экзархат РПЦ был переименован в Украинскую Православную Церковь, чтобы придать украинской части Российской Церкви национального характера. Таким образом, в начале 1990 года в Галичине в противостояние были втянуты сразу три церкви: УГКЦ, РПЦ (УПЦ (МП)) и УАПЦ.

Работа Четырехсторонней комиссии не имела никакого позитивного результата также по той причине, что в ее работе не участвовали представители православных, которые не желали быть под юрисдикцией Московского Патриархата. На Западной Украине большинство из тех, кто действительно не хотел переходить в УГКЦ, переходили под автокефальную юрисдикцию – УАПЦ.

После фиаско Четырехсторонней комиссии греко-католики продолжали требовать возвращения своей собственности, прежде всего центрального храма УГКЦ – собора святого Юра во Львове. 9 апреля 1990г. городской совет Львова принял решение вернуть собор греко-католикам до 12 апреля. Однако Московский Патриархат отказался выполнять это решение. Тогда члены соборного хора заявили, что они являются греко-католиками, и отказались петь во время богослужений.

Весной и летом Западную Украину посетили канцлер Главы УГКЦ о.Иван Дацько и Марко Томашек из организации «Церковь в нужде». После изучения ситуации они прислали отчет о состоянии Церкви, который вызвал значительный интерес у Папы Иоанна Павла II. В это время Украину посетило также много западных журналистов. На встрече с Николаем Колесником, председателем комиссии по делам религий Верховного Совета УССР, на вопрос журналистов о греко-католиках он ответил, что греко-католики добровольно отдали свои храмы в 1946 году, потому что хотели отправлять службы на открытом воздухе. Это заявление вызвало смех среди представителей западных СМИ.

18 мая, после визита в Москву, Львов посетил нунций в СССР монс. Франческо Коласуонно. Он передал епископам УГКЦ приглашение в Рим для встречи с Папой. 19 мая он служил Литургию в Преображенской церкви вместе с митрополитом Владимиром и епископом из Стэмфорда Василием Лостеном, прибывшим в Украину по специальному поручению Главы УГКЦ.

25–27 июня все епископы УГКЦ собрались на чрезвычайный Синод в Рим. Это был первый Синод греко-католических епископов всего мира после ликвидации Церкви в 1946 году. О состоянии УГКЦ в Украине докладывал митрополит Владимир (Стернюк), местоблюститель Львовского престола. Митрополит рассказал, что на момент выхода из подполья Церковь опекали архиепископ и шесть епископов (еще три епископа действовали на территории Мукачевской епархии), 456 священников, 258 из которых перешли из РПЦ. Количество верных составляло примерно 1,5 –1,8 миллионов человек. Зарегистрировано более 100 церквей, хотя реально действовало 803 храма.  Митрополит также поднял перед Папой вопросы упорядочивания жизни епархий УГКЦ в Украине и по всей территории СССР и признания Патриархата.

На Синоде в Риме епископы УГКЦ обратились к Папе с просьбой официально признать епископские хиротонии катакомбных епископов из Украины. Синод также определил канонические назначения украинских епископов: Владимира (Стернюка) – местоблюстителем Львовского Верховного архиепископства; Филимона (Курчабу) – Львовским епископом-помощником; Юлиана (Вороновского) – Львовским епископом-помощником; Михаила (Сабрига) – Львовским епископом-помощником; Софрона (Дмитерко) – Ивано-Франковским епархом; Павла (Василика) – Ивано-Франковским епископом-коадьютором; Иринея (Билыка) – Ивано-Франковским епископом-помощником; Ивана (Семеди) – Мукачевско-Ужгородским епархом; Ивана (Маргитича) – Мукачевско-Ужгородским епископом-помощником; Иосифа (Головача) – Мукачевско-Ужгородским епископом-помощником.

Во Львове местные власти в который раз требовали от представителей Московского Патриархата освобождения собора святого Юра. Но епископ Андрей (Горак) отказывался это сделать. Местный совет несколько раз переносил дату последнего срока освобождения. Греко-католики неоднократно приходили под стены собора массовым шествием, но избегали насильственного захвата храма.

Московский Патриарх Алексий II прислал письмо властям Львова и митрополиту Владимиру о недопустимости проведения в соборе греко-католических богослужений, поскольку это разрушит экуменический диалог между православными и католиками.

Собор святого Юра окончательно вернули греко-католикам 19 августа 1990 года. На праздник Преображения состоялось массовое шествие от Преображенской церкви в собор при участии 300 000 верующих. Это было самое большое религиозное событие за всю историю города.

На следующем Синоде УГКЦ, который состоялся 3–10 февраля 1991 года в Риме, епископам из Украины было поручено подумать над новым разделением епархий в Украине и согласовать их границы на следующем Синоде.

Упорядочивание церковной жизни в 1992–1997 гг.

31 марта 1991 года в Украину прибыл Глава УГКЦ Мирослав-Иван (Любачивский). Сразу по приезду Глава Церкви начал посещать верующих УГКЦ. А 23 апреля Верховный Совет УССР принял Закон «О свободе совести и религиозных организациях», который снял запрет в отношении религии и церковных организаций. Гражданам республики гарантировались права на свободу совести и вероисповедания.

В мае 1992 года во Львове прошел Синод епископов УГКЦ, на котором присутствовал первый нунций в Украине Антонио Франко. Синод принял решение создать Патриаршую курию и постоянный Синод. Членами Постоянного Синода стали: вл.Софрон (Дмитерко) – Ивано-Франковский епарх, вл.Михаил (Гринчишин) – экзарх Франции, Бенилюкса и Швейцарии, вл.Иван (Мартыняк) – Перемышльский епарх, вл.Иван (Маргитич) – Мукачевский викарий. Члены-заместители Постоянного Синода: вл.Михаил (Сабрига) – Тернопольский епарх, вл.Василий (Лостен) – Стемфордский епарх, вл.Михаил (Кучмяк) – экзарх Великобритании и вл.Филимон (Курчаба) – Львовский викарий.

По итогам работы Синода Папе Римскому был передан проект нового деления епархий в Украине: Львовская архиепархия, Ивано-Франковская епархия, Мукачевская епархия, Тернопольская епархия, Коломыйско-Черновицкая епархия, Самборско-Дрогобычская епархия, Чернигово-Вышгородская епархия. Синод также просил утвердить создание второй епархии в Аргентине, митрополии в Бразилии и митрополии в Польше (25 января 1991 года папской буллой была восстановлена Перемышльская епархия, ее возглавил епископ Иван (Мартыняк), который был рукоположен в 1989 году). Были образованы синодальные Комиссии: богословская, экуменическая, юбилеев, христианского супружества и семьи, литургическая, семинарий и призваний, монашеской жизни.

На Синоде впервые за всю историю присутствовал епископ Православной Церкви – Всеволод (Майданский), епископ Скопельский Константинопольского Патриархата, который обратился к участникам заседания с речью.

Синод 1992 года также принял следующее решение: «Послать отдельное письмо Святейшему Отцу, чтобы Апостольская Столица напомнила монашеским орденам латинского обряда, которые хотят работать в Украине, чтобы они основывали дома и даже провинции восточного обряда согласно постановлению Второго Ватиканского Собора».

Синод выступил за возвращение Перемышльской епархии в состав Галицкой митрополии, а также официальное подчинение Мукачевской епархии (епископ-помощник Мукачевский стал членом Постоянного Синода). Мукачевская епархия, однако, из-за внутренних противоречий этно-политического характера, с начала 90-х находится во временном статусе sui juris.

27 августа 1992 года из Рима во Львов был перенесен прах Патриарха Иосифа (Слипого). Его тело было перезахоронено в крипте собора святого Юра.

20 апреля 1993 года было утверждено формирование новых епархий: Коломыйско-Черновицкой, Тернопольско-Зборовской и Самборско-Дрогобычской.

Синод Церкви, проходивший 20–27 февраля 1994 года, принял решение просить Папу о распространении власти Главы УГКЦ на территорию всей Украины. Предлагал поделить Мукачевскую епархию на две части и таким образом образовать Мукачевскую митрополию (для сохранения собственных традиций), которая вошла бы в состав УГКЦ. То же предлагалось сделать и в Польше через создание еще одной епархии. В России Синод предложил создать экзархат для верующих греко-католиков.

В 1992 году по благословению Главы УГКЦ Верховного Архиепископа Мирослава-Ивана Кардинала (Любачивского) была создана комиссия по делу возобновления Богословской Академии. В 1994 году Львовский Синод епископов проголосовал за восстановление ЛБА. В сентябре этого же года Академия была официально открыта. В 1998 году ЛБА получила признание Конгрегации католического образования.

В 1995 году при поддержке Апостольского нунция в Украине Антонио Франко начался процесс образования Мукачевской митрополии, однако из-за значительного сопротивления части духовенства процесс был приостановлен.

Синод 1995 года утвердил «Устав Синода епископов УГКЦ», реформировал старые и создал новые Комиссии: литургическую, богословскую, каноническую (партикулярного права), экуменическую, беатификации и канонизации, супружества и семьи, евангелизации и пасторального планирования, катехизации, монашеской жизни, призвания и священнического образования, бюджета и финансов, юбилеев, привлечения церковного единства, подготовки Собора, молодежи.

В 1996 году из-за ухудшения состояния здоровья Блаженнейшего Мирослава-Ивана (Любачивского) Синод назначил его помощником епископа Любомира (Гузара). В том же году был образован Киево-Вышгородский экзархат для центральной и восточной Украины, а также состоялась первая сессия Патриаршего Собора УГКЦ, которая сосредоточилась на новой евангелизации.

В 1996 году была образована митрополия УГКЦ в Польше, которая состоит из двух епархий – Перемышльской и Вроцлавско-Гданьской. Возглавляет ее митрополит Перемышльско-Варшавский Иван (Мартыняк).

В 1998 году достоялась II сессия Патриаршего Собора, посвященная теме «Роль и место мирян в Церкви».

УГКЦ в III тысячелетии

14 декабря 2000 года во Львове умер Глава УГКЦ Мирослав-Иван (Любачивский). 25 января 2001 на чрезвычайном Синоде епископов УГКЦ Главой Церкви был избран епископ Любомир (Гузар). В том же году впервые за всю историю в Украину прибыл Папа Римский – Иоанн Павел II (23–27 июня 2001 года). Богослужения, в которых принимал участие Святейший Отец, проходили с участием огромного количества верующих. В общем, прошло две Литургии в Киеве (византийского и латинского обряда), встреча во Львове с молодежью и две Литургии на львовском ипподроме. На византийской Литургии во Львове присутствовало более миллиона верующих со всех уголков Украины. Папа Иоанн Павел II провозгласил блаженными 28 мучеников ХХ века: епископов, священников, монахов и монахинь УГКЦ и одного мирянина, погибших мученической смертью за веру.

Согласно решению Синода Епископов УГКЦ, прошедшего во Львове 1–5 июля 2001 года, был разделен Киево-Вышгородский экзархат, в частности выделен Донецко-Харьковский экзархат на Востоке Украины. Решение, которое благословил Папа Римский Иоанн Павел II, было обнародовано 11 января 2002 года. Экзархом стал епископ Степан (Менек). В 2002 году был образован также Одесско-Крымский экзархат, экзархом в 2003 году стал Василий (Ивасюк).

28 июня 2002 года Львовская Богословская Академия была реорганизована в Украинский католический университет во Львове.

С 30 июня по 4 июля 2002 года во Львове проходила III сессия Патриаршего Собора на тему «Иисус Христос – источник возрождения украинского народа». Целью Собора было определено возрождение украинского народа через освящение Святыми Таинствами, которые Церковь дарует людям доброй воли и которые приводят к самоанализу и формированию христианского ответа на конкретные социальные проблемы.

1 октября 2003 года на Синоде епископов УГКЦ епископы высказались, что «считают провозглашение Патриархата нашей Церкви судьбоносным шагом для дальнейшей ее деятельности. Приняв во внимание предложение представителей нашей Церкви отовсюду, епископы во время Синода признали, что Патриархат является естественным этапом в развитии нашей Церкви и соответствует постановлениям Второго Ватиканского Собора, и единогласно обратились к Святейшему Отцу, чтобы он своим авторитетом утвердил это решение. В намерении провозгласить Патриархат трудно переоценить единодушие епископата, духовенства, мирян, ставшее свидетельством особого вдохновения Святого Духа, который в единстве и мире обращается ко всем верным нашей Церкви. Несмотря на существование оппозиции отовсюду, мы уверены, что выполняем волю Божью, высказанную и подтвержденную на Втором Ватиканском Соборе, и надеемся на положительное решение этого дела...»

На основании решения Блаженнейшего Любомира (Гузара), Главы Украинской Греко-Католической Церкви, которое благословил Святейший Отец Иоанн Павел II, и согласно канону 57 Кодекса канонов Восточных Церквей, после утверждения Синода епископов УГКЦ, состоявшегося в Киеве 5–12 октября 2004 года, резиденция Главы УГКЦ с 21 августа 2005 года находится в Киеве, столице Украины. С этого дня изменился также титул Главы УГКЦ с «Верховный Архиепископ Львовский» на «Верховный Архиепископ Киево-Галицкий». Перенесение центра УГКЦ со Львова в Киев вызвало значительную критику со стороны представителей Московского Патриархата в Украине и России, а также публичные выступления некоторых около православных политических групп. Автокефальные Православные Церкви в Украине – УАПЦ и УПЦ КП – не выступали против такого перенесения.

А 6 сентября 2004 года Блаженнейший Любомир провозгласил послание «Об утверждении Патриаршего устройства УГКЦ», в котором обосновал справедливость стремления украинских греко-католиков иметь патриаршую структуру в Церкви.

В 2007 году в Киеве состоялась IV сессия Патриаршего Собора на тему «Молодежь в Церкви III тысячелетия». Основными пунктами, на которых сосредоточились участники Собора, были: анализ актуального состояния молодежи в Церкви и обществе, начертание возможных путей решения имеющихся проблем, предложение новых форм и методов евангелизации молодежи в III тысячелетии, проработка программы молодежного апостолата Украинской Греко-Католической Церкви.

В начале 2011 года, 10 февраля, Блаженнейший Любомир (Гузар), Глава Церкви с 2001 года, ушел на покой по причине почтенного возраста и плохого состояния здоровья (проблем со зрением). На чрезвычайном Синоде, проходившем в Брюховичах с 21 по 24 марта, новым Главой УГКЦ был избран епископ Святослав (Шевчук), который до этого возглавлял епархию в Аргентине. Интронизация состоялась 27 марта в Патриаршем соборе Воскресения Христова в Киеве. На интронизации присутствовали представители всех Православных Церквей в Украине – УПЦ, УПЦ КП и УАПЦ, а также Главы поместных Восточных Католических Церквей.

С 31 августа по 4 сентября 2011г. в городе Прудентополисе (Бразилия) проходила V сессия Патриаршего Собора. Ее целью было рассмотреть, какой является монашеская жизнь в Церкви, какой она должна быть и чего сегодня Церковь ожидает от монашества.

-------

 

[1] Serge Keleher "Passion and resurrection – The Greek-Catholic Church in Soviet Ukraine 1939–1989", Lviv "Stauropegion" 1993 p.166.

[2] The Ukrainian Weekly 1990-14 // http://www.scribd.com/doc/16292831/The-Ukrainian-Weekly-199014

[3] Serge Keleher "Passion and resurrection – The Greek-Catholic Church in Soviet Ukraine 1939–1989", Lviv "Stauropegion" 1993 p.169.

[4] Там же.

[5] Стефан Сулик. «Як Стефан став митрополитом». Львів, 2001. – С. 456–479.

[6] Телефакс ОВЦС Московского Патриархата. 12.4.1990 // http://krotov.info/acts/20/1990/shtric_20.htm

[7] Програмова промова владики Володимира Стернюка // http://risu.org.ua/ua/index/resourses/church_doc/ugcc_doc/33829/

[8] Serge Keleher "Passion and resurrection – The Greek-Catholic Church in Soviet Ukraine 1939–1989", Lviv "Stauropegion" 1993 p.169.

[9] Рішення і постанови Надзвичайного Синоду Української Греко-Католицької Церкви, що відбувся у Ватикані в днях з 25 і 26 червня 1990 р. Б. // http://risu.org.ua/ua/index/resourses/church_doc/ugcc_doc/44197/

[10] Рішення і постанови Надзвичайного Синоду Української Греко-Католицької Церкви, що відбувся у Ватикані в днях 3-10 лютого 1991 р. Б. // http://risu.org.ua/ua/index/resourses/church_doc/ugcc_doc/44199/

[11] Закон України «Про свободу совісті та релігійні організації» // Відомості Ради УРСР. – 1991. – No 25. – С. 656–666.

[12] Рішення і постанови, Схвалені Синодом Єпископів Української Греко-Католицької Церкви, що відбувся у Львові в днях 16–31 травня 1992 р. Б. // http://risu.org.ua/ua/index/resourses/church_doc/ugcc_doc/44200/

[13] Serhii Plokhy «Between Moscow and Rome: Struggle for the Greek Catholic Patriarchate in Ukraine» Journal of Church and State, XXXVII, 4 (Waco, Tex., 1995) pp. 849–868.

[14] Белей Любомир «Закарпатський казус із Мукачівською греко-католицькою єпархією» // http://ua-reporter.com/novosti/83823