Украинская православная церковь КП в Крыму: чего опасаться прихожанам
После аннексии Крыма прихожане столкнулись с частичным закрытием Украинской православной церкви Киевского патриархата. В то же время Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявляет о недопустимости признания независимости Украинской церкви от Московского патриархата. Что это значит для церкви на оккупированных территориях? Об этом говорим с Архиепископом Черниговским и Нежинским, спикером Киевской патриархии – Евстратием Зорей и религиоведом – Виталием Хромцом.
За время оккупации число приходов Украинской православной церкви КП в Крыму уменьшилось: закрыты церкви в Севастополе, Красноперекопске, Керчи, селе Перевальном. Община УПЦ Киевского патриархата так и не была зарегистрирована, но прихожан стало больше – так утверждает епископ Симферопольский и Крымский Климент Украинской православной церкви Киевского патриархата. В ноябре прошлого года представители подконтрольного России Фонда имущества Крыма пытались опечатать первый этаж кафедрального собора Святых равноапостольных Владимира и Ольги Украинской православной церкви. Ранее летом Апелляционный суд Севастополя обязал Крымскую епархию освободить помещение и выплатить штраф в размере полумиллиона рублей.
– С нами на связи Архиепископ Черниговский и Нежинский, спикер Киевской патриархии Евстратий Зоря. Евстратий, как вы оцениваете события последнего полугода в Крыму, ведь ситуация не самая благоприятная для Украинской православной церкви?
Зоря: Хорошей новостью для Киевского патриархата в Крыму является то, что наша епархия, священники, община, несмотря на давление и очень сложную для нас ситуацию в оккупированном Крыму, Украинская православная церковь Киевского патриархата продолжает существовать и действовать. Я могу оценивать это лишь как еще одно проявление Божией милости, чудо, ведь противники сделали все, чтобы вытеснить нас из Крыма.
– По словам святейшего патриарха Киевского Филарета, в Крыму победила неправда, ведь со стороны России были гарантии, что Крым является территорией Украины. Однако в итоге Украина должна победить, поскольку Бог все же на стороне правды. Евстратий, о каких гарантиях шла речь?
Зоря: В первую очередь – Будапештские гарантии, данные тогда, когда Украина отказалась от ядерного оружия. Эти гарантии были подтверждены так называемым большим договором 1997 года. Российская сторона подтверждала признание и нерушимость украинских границ, признавала Крым неотъемлемой частью Украины. В 2014 все это было растоптано Россией. Это было нарушение международного права и явный открытый грех с церковной точки зрения. Об этом и говорил патриарх – ни один грех не остается безнаказанным, рано или поздно те, кто совершил грех и не раскаялся, понесут наказание от Бога.
– По словам Архиепископа Симферопольского и Крымского Украинской православной церкви Киевского патриархата Климента, прихожан в Крыму стало больше, так как церковь стала единственным оплотом украинства в Крыму. Украинская греко-католическая церковь в Крыму зарегистрировалась как Римо-католическая церковь восточного обряда, и почти все священники выехали, службы ведутся преимущественно в католических храмах. Евстратий, давление на церковь очевидно. Я так понимаю, причина тому – позиция церкви, ее роль как оплота украинской духовности?
Зоря: Первая причина – то, что наша церковь не признавала и не признает российского статуса Крыма. Как, увы, это сделали некоторые конфессии, в том числе общины Московского патриархата. У нашей церкви принципиальная позиция. Кроме того, наша церковь в Крыму – неотъемлемая часть украинской не только де-юре, но и де-факто. Потому богослужения проводятся на украинском языке. Мы поддерживаем украинские традиции, на богослужениях люди слышат молитвы за Украину, могут чувствовать себя украинцами, общаться с теми, кто придерживается тех же взглядов. Мы стали чем-то большим, нежели религиозный центр, и мы выполняем функцию объединения и поддержки в условиях отсутствия государственности, как и ранее, в течение многих веков. Мы продолжаем деятельность, несмотря на давление со стороны местной оккупационной власти – сколько бы это ни продолжалось. История, в том числе советская, показывает, что победить церковь путем давления, гонений, невозможно. Она лишь усиливается.
– Сейчас ведутся разговоры о том, что Украинская православная церковь может стать автокефальной, по факту, независимой от Московского патриархата. Это шанс на создание соборной православной церкви в Украине. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл негативно реагирует на подобную перспективу. Что Вы думаете о таком подходе патриарха?
Зоря: Это традиционное перекладывание ответственности. Разделение православной церкви в Украине – плод деятельности в том числе лично патриарха Кирилла и российских политиков, которые его поддерживают, их вмешательства в церковную ситуацию в Украине во вред нашей стране. Россия уже три года перекладывает ответственность на Украину, отрицая сам факт вмешательства в нашу жизнь, заявляя об отсутствии здесь российских войск. То же происходит в церковной сфере. Патриарх Кирилл – лишь ретранслятор части общей российской риторики, которая используется против Украины.
– С нами на связи религиовед Виталий Хромец. Виталий, что стоит за противлением патриарха Кирилла объединению украинских церквей, фактической независимости от Московского патриархата?
Хромец: Увы, церковь в России используют как продолжение имперской политики. РПЦ рассматривает Украинскую православную церковь как агент совсем не церковного влияния на ситуацию в нашей стране. Риторика Кирилла часто нецерковна, она отражает общую конструкцию суждений российской власти. Потому для России удержание Украинской православной церкви в орбите своего влияния жизненно важно в политическом плане.
– Могут ли попытки украинской церкви объединиться и создать соборную православную церковь привести к репрессиям в Крыму?
Хромец: В Крыму Украинская православная церковь Киевского патриархата рассматривается как агент украинского влияния – и так оно и есть. Церковь будет занимать абсолютно проукраинскую позицию. Опасаться давления, думаю, стоит.