Украинские мусульмане и Майдан
«Гомоніла Україна, довго гомоніла..» – эти слова великого украинского поэта Тараса Шевченко, сказанные в поэме «Гайдамаки», отражают ту ужасающую реальность, с которой сегодня столкнулся украинский народ. Украины, в которой «лад и спокій», Украины, которая относительно спокойно пережила развал СССР, на сегодняшний день уже нет. Мы видим, как страна становится другой – УРСР, от которой современная Украина унаследовала свою государственность, уступает место совершенно новому государству. Однако глубочайшая рана, нанесенная кровавыми событиями последних двух месяцев всему украинскому народу, все вновь и вновь заставляет нас задуматься о том, почему это случилось именно здесь, в просвещенном, духовном, культурном и, казалось бы, европейском государстве. Лживая и циничная картинка «молящейся» элиты, показываемая на религиозные праздники официальными каналами, сменилась ужасающим террором, оправданием убийства мирных протестующих и другими преступными деяниями, за которые несостоявшийся диктатор и его подельники непременно ответят – если не перед людьми, то перед Богом. Сегодня ситуацию усугубило и фактическое вторжение России в Украину, развертывание еще более кровавого сценария, возможные последствия которого заставляют цивилизованный мир содрогнуться.
Какие позиции занимали мусульманские организации Украины в этой непростой ситуации? Перед верующими всех конфессий этот вопрос возник еще в самом начале трагических событий, после разгона «студенческого майдана» в ночь на 30 ноября. Отметим, что среди современных мусульман нет единства в вопросе о допустимости участия в политической жизни государств, где они составляют меньшинство. Существует мнение, что такое участие недопустимо в принципе, а «выступление» (араб. хурудж) против власти является грехом. Иные религиозные авторитеты, в частности, после событий «арабской весны», допускают и даже поощряют участие мусульман в жизни «не-исламских» государств. Многие мусульманские лидеры ставят под сомнение определение мирных манифестаций как «выступления» против законной власти, тем более, если эта власть светская, а не религиозная, цитируя при этом хадис «наилучший джихад – это слово истины, сказанное в присутствии несправедливого правителя» (Ат-Тирмизи, Аль-Хаким). Существуют и другие мнения, имеющие различную аргументацию, весомость и восприятие религиозными авторитетами современной уммы.
Украинские мусульмане как неотъемлемая часть украинского общества с самого начала принимали участие в событиях, происходящих сегодня в стране. Многие мусульманские организации Украины (в первую очередь Ассоциация «Альраид» и Меджлис крымскотатарского народа) имеют давние и активные связи с единоверцами в странах Евросоюза, поэтому опыт европейских мусульман в решении своих проблем им близок и понятен. В частности, Ассоциация «Альраид» является членом Федерации исламских организаций Европы, неоднократно выступала соорганизатором и участником различных мероприятий, проводимых мусульманами Польши, Литвы и других государств Евросоюза. Поэтому идея евроинтеграции Украины, которая была первоначальным двигателем протестного движения, находила поддержку среди значительной части украинских мусульман. Меджлис крымскотатарского народа, в частности, неоднократно делал заявления, касающиеся необходимости восстановления культурных, религиозных и экономических прав депортированных в соответствии с принципами европейского права.
Поддержал евроинтеграционный курс Украины и Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций, куда входят муфтий ДУМ Крыма Эмирали Аблаев и муфтий ДУМ Украины Ахмед Тамим. 30 сентября 2013 года Совет высказался за европейский выбор как исторически оправданный, призвав не противопоставлять новый внешнеполитический вектор Украины традиционным отношениям с Россией. На тот момент, когда руководство страны открыто декларировало свою приверженность курсу на подписание Ассоциации с Евросоюзом, этот жест мог быть расценен как своеобразная легализация действий правительства в глазах верующих.
После событий злополучной ночи с 30 нобяря на 1 декабря, когда студенческая демонстрация в поддержку евроинтеграции была разогнана силовиками, многие религиозные организации поспешили осудить как насилие, так и провокационные действия возле Администрации Президента (впрочем, сегодня это столкновение многие расценивают как стихийный бунт, а не попытку провокации). Сообщества украинских мусульман, выразив глубокое возмущения столь острой несправедливостью, не преминули публично высказать свое негодование. Уже 2-го декабря Духовное управление мусульман Украины «Умма» обнародовало заявление, в котором осудило применение силы против демонстрантов. 3-го декабря появилось и заявление лидера наиболее многичесленной и влиятельной организации украинских мусульман, муфтия мусульман Крыма Эмирали Аблаева. Муфтий высказал поддержку евроинтеграционному курсу Украины, а также призвал власти, оппозицию и всех участников массовых протестов по всей стране не отклоняться от демократических принципов, не поддаваться провокациям, не допускать кровопролития и «справедливым путем решить сложившуюся ситуацию в пользу интересов украинского народа».
Свою позицию муфтий Эмирали Аблаев подтвердил и на общекрымском митинге, приуроченном к Международному дню прав человека и состоявшемся 10 декабря. Кроме того, муфтий упомянул и о событиях середины октября, когда несколько мечетей пострадало от умышленных поджогов (виновные, как и в большинстве подобных случаев, так и не были найдены): «Наш – долг требовать восстановления своих нарушенных прав. Но мы должны помнить, что человечность – это основное качество, которое объединяет всех людей, несмотря на их национальность, вероисповедание, расу». Действия ДУМ Крыма полностью соотвествовали позиции Меджлиса крымскотатарского народа, с самого начала выступившего на стороне протестующих. В ходе того же общекрымского митинга председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров проинформировал общественность о том, что сразу после митинга часть его участников отправится на Евромайдан в Киев. По его словам, вплоть до 70-й годовщины депортации крымских татар – 18 мая 2014 года, Меджлис будет организовывать митинги и будет добиваться конкретных действий правительства. Практически в тот же день ДУМ Крыма поддержало обращение нескольких религиозных организаций, в котором призывали к диалогу и необходимости определенных уступок со стороны правительства. За последние два месяца ДУМ Крыма обнародовало еще целый ряд заявлений, призывающих действующую власть и оппозицию к мирному решению противоречей. Меджлис крымскотатарского народа, возглавляемый Рефатом Чубаровым, выступал с прямой поддержкой действий активистов Майдана.
Однако крымские мусульмане не огранились заявлениями. Акцию на Майдане Независимости в Киеве неоднократно посещал и народный депутат Мустафа Джемилев (выступая с трибуны в ночь с 18 на 19 февраля, когда ВВ и «Беркут» начали так называемую «Антитеррористическую операцию»), заместитель муфтия Айдер Исмаилов, глава Меджлиса Рефат Чубаров и многие другие представители крымскотатарского сообщества. Ни одно Народное вече, проводимое на Майдане Независимости, не обходилось без участия крымскотатарских активистов. Десятки, а в некоторые дни сотни крымских татар посещали Майдан Независимости в Киеве, принимали участие во всех гражданских акциях. Поддерживали протесты и многие «новые мусульмане», в частности, этнические русские и украинцы, доносящие в социальных сетях и другими способами позицию мусульман до своих соотечественников других вероисповеданий.
После фактического бегства Януковича и его ближайшего окружения из Украины и последующего обострения ситуации в Крыму, именно Меджлис крымскотатарского народа первым организовал пикет возле Верховного Совета АРК с требованием не допустить сепаратистских действий. Примечательно, что все мероприятия, координируемые Меджлисом, были принципиально мирными гражданскими протестами. Попытки дискредитации крымских татар, предпринимаемые некоторыми СМИ (заявления о неких «вооруженных боевиках», «вернувшихся из Сирии ваххабитах», «экстремистах» и др.), не нашли ни малейшего подтверждения. После вооруженного захвата зданий Совета Министров АРК и Верховного Совета АРК Рефат Чубаров призвал крымских татар разойтись по домам, а муфтий мусульман Крыма «не поддаваться на провокации со стороны неизвестных людей». В то же время глава Меджлиса крымскотатарского народа не признал «избранное под дулом автомата» правительство легитимным. На сегодняшний день именно выдержанная и уверенная позиция крымских татар является серьезной проблемой для всех тех, кто пытается разжечь межнациональную рознь в Крыму. Даже организации вроде «Хизб ат-Тахрир», действующие независимо от Меджлиса и Муфтията, заняли выжидательную позицию и не вмешивающиеся в процесс. Не следует забывать и о том факте, насколько глубоко крымские мусульмане восприняли трагедию массового убийства мирных протестующих на улице Институтской, Муфтий Эмирали Аблаев призвал похоронить героев прямо на Майдане Независимости в Киеве. Этот жест глубоко символичен и показывает солидарность украинских мусульман с христианами: в исламской традиции, напомним, павших на Господнем пути мучеников принято погребать именно на месте их подвига. Согласно последним новостям, крымские татары мирным протестом преграждают российским подразделениям вход в украинские военные части.
Свою позицию озвучило и Духовное управление мусульман Украины «Умма». На протяжении трех месяцев протестов ДУМУ «Умма» выступало с осуждением насильственных действий, призывало к необходимости диалога, примирения и посредничества международных организаций. Муфтий Саид Исмагилов выступал с лекциями об истории Ислама и мусульман в Украине в рамках деятельности «Открытого университета Майдана», а также в прямом эфире «ГромадськогоТВ», где призывал к миру и прекращению кровопролития.
Активно освещало события в Украине общественная Ассоциация «Альраид». Информационные ресурсы украинских мусульман, близкие к «Альраиду» («Укрпресс»), как и арабоязычный сайт Ассоциации, стали одним из наиболее достоверных источников о происходящем в Украине для средств массовой информации государств арабского мира. Представители Ассоциации «Альраид» (в частности, известный исламский ученый из Крыма Сейран Арифов) неоднократно давали развернутые комментарии арабоязычным телеканалам, высказывая взвешенные и объективные оценки происходящего.
Другие исламские организации Украины, в частности, ДУМ Украины и Духовный центр мусульман Крыма, избегали прямых комментариев по поводу гражданских протестов. После кровавых событий на Институтской улице Духовное управление мусульман Украины выразило глубокую скорбь обо всех погибших и пострадавших в результате силовых противостояний в Киеве, «призвав всех сплотиться, чтобы сохранить целостность нашего государства и не допустить его разделения». 28 февраля появилось и обращение главы ДЦМК Ридвана Велиева, в котором тот «призвал всех мусульман к сплоченности и выступил за сохранение мира и стабильности». Не обошлось, впрочем, и без курьезов: ДУМ Украины опровергло информации о принадлежности к своей организации Александра Кривоносова, несколько раз выступавшего на Майдане Независимости в Киеве. Входящий в члены Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций муфтий Ахмад Тамим присутствовал на встрече с и.о. Президента Украины Александром Турчиновым. Однако под обращением Совета от 2 марта, в котором целый ряд христианских и иудейских организаций Украины осудили агрессию России, подпись ДУМ Украины отсутствует.
Немало заявлений было сделано в последние дни и мусульманами других стран. Народные протесты в Украине нашли положительный отклик у мусульман Египта, Марокко и многих других стран, где существуют проблемы авторитаризма и ущемления прав человека. Египетская организация «Братья-мусульмане» в одном из своих официальных обращений прямо поддержала инициативы Евромайдана; в ходе фактического начала российской агрессии отдельные заявления звучали из Турции и других государств. Лидеры российских мусульман преимущественно ограничились заявлениями общего характера: например, в заявлении от 28 февраля муфтий Татарстана призвал к миру и осудил попытки «построить демократию на тирании толпы», что может быть неоднозначно истолковано. В то же время независимые от власти исламские организации (например, НОРМ) публиковали обращения с поддержкой демократических перемен в Украине.
Судя по всему, ситуация в стране будет оставаться напряженной еще длительное время, в первую очередь – вследствие агрессивных действий северного соседа. Но даже в это сложное время украинский народ осознает, что мусульмане – это часть общества, верно служащая делу строительство свободного и демократического государства. Хочется верить, что после мирного разрешения ситуации расширится представительство мусульман во Всеукраинском Совете Церквей и религиозных организаций, больше прав и возможностей получат крымские татары. Мусульмане Украины должны использовать все доступные права для собственного развития и того блага, которое они смогут принести всему обществу. В этом, как представляется, и есть следование пути Пророка (мир ему), о котором Всевышний в Священном Коране сказал: «Мы послали тебя только как милость для обитателей миров!» (Коран, 21:107).