Украинское законодательство не делает разницы между религиозными большинством и меньшинством, но есть человеческий фактор, – эксперт

Украинское законодательство не делает разницы между религиозными большинством и меньшинством, но есть человеческий фактор, – эксперт - фото 1
Исполнительный директор Института религиозной свободы, кандидат юридических наук Максим Васин в рамках проекта «Религиозные меньшинства Украины и государственно-конфессиональные отношения» подробно проанализировал действующее законодательство и предложил пути его усовершенствования. Недавно была представлена его аналитическая записка.

Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», утверждает Максим Васин, существенно не пересматривался с 1991 года (за исключением изменения процедуры регистрации религиозных организаций как юридических лиц в 2019 году) и нуждается в усовершенствовании в контексте общего развития украинского законодательства и трансформации модели государственно-церковных отношений в сторону большей кооперации.

Кроме того, многие практические вопросы остаются в компетенции органов местного самоуправления, решения которых часто отражают интересы религиозного большинства. Учитывая это, именно на локальном уровне религиозные меньшинства могут испытывать трудности в реализации своих прав в полной мере и не всегда находить поддержку со стороны местных властей по сравнению с представителями религиозного большинства.

О равенстве всех граждан перед законом, независимо от их религиозной принадлежности, говорится в Конституции Украины (статьи 21 и 24), а также в Законах Украины «О свободе совести и религиозных организациях» и «Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине». Все они также гарантируют право на свободу вероисповедания и уголовную ответственность за ограничение такого права и дискриминацию по религиозному признаку.

Несмотря на это, трудности у общин верующих из числа религиозных меньшинств могут возникать:

• во-первых, из-за человеческого фактора, когда отдельные должностные лица выдвигают повышенные требования к ним;

• во-вторых, через отдельные законодательные положения, которые по своему содержанию ограничивают конституционные права верующих граждан или создают основу для их дискриминации – к примеру, в сфере реализации конституционного права на замену исполнения воинского долга альтернативной (невоенной) службой в случае если исполнение воинского долга противоречит религиозным убеждениям гражданина;

• в-третьих, в ряде случаев у органов государственной или местной власти объективно отсутствует возможность обеспечить одинаковый объем возможностей для всех религиозных организаций: как для конфессий религиозного большинства, так и для религиозных меньшинств. Это касается одинаковых прав на аренду и покупку помещений или земельных участков; невозможности обеспечить назначение на должности военных священников (капелланов) в Вооруженных силах Украины и других военных формированиях представителей всех религий и конфессий; отсутствия обеспечения военнослужащих, сотрудников и пациентов медицинских учреждений, персонала и заключенных в учреждениях пенитенциарной системы возможностью питаться в соответствии с их религиозными убеждениями и т.п.

Процесс получения государственной регистрации для определенных религиозных организаций также часто сложный. Соответственно, единственной возможностью для исповедания своей веры для таких общин остается деятельность без статуса юридического лица.

Это, в свою очередь, делает невозможным таким организациям приобретать в собственность имущество, пользоваться особым правовым статусом, который имеют зарегистрированные неприбыльные религиозные организации, развивать собственную религиозную сеть и иерархическую структуру религиозного объединения своего конфессионального направления, а также защищать свои права в суде, когда, например, речь идет об имущественных вопросах.

Согласно этим замечаниям, Максим Васин прописал несколько рекомендаций относительно необходимых изменений в законодательстве, которые могут касаться не только религиозных меньшинств.

1. Разработать и принять комплексные изменения в порядке государственной регистрации религиозных организаций со статусом юридического лица и порядке внесения изменений в сведения о них в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований.

2. Разработать и принять комплексные изменения в Закон Украины «Об альтернативной (невоенной) службе».

3. Разработать и принять изменения к Земельному кодексу Украины.

4. Проработать вопрос обеспечения военнослужащих, сотрудников и пациентов медицинских учреждений, персонала и заключенных в учреждениях пенитенциарной системы возможностью питаться в соответствии с их религиозными убеждениями (вегетарианское, кошерное, халяльное меню).

5. Обратить внимание на вопросы религиозной одежды и головных уборов при разработке требований к внешнему виду представителей разных профессий, чтобы по возможности устранить барьеры в доступе к этим видам профессиональной деятельности представителей религиозных меньшинств.

Более подробно – читайте в полной аналитической записке.