Уния - прямой путь к разрушению традиций – Архиепископ Белоцерковский и Богуславский Августин
Уния кроме скорбей, слёз и проблем, ничего никогда не создавала. Меня больше всего поражает, что грекокатолики громче всех кричат, что надо Украину сделать соборной, надо объединиться, ведь мы один народ! Я говорю, что, если вы так любите Украину, то покажите пример – ради единства Украины отсоединитесь от Рима, откажитесь от Унии, как Вы призываете нас отсоединиться от Московского Патриархата. Но сами они отказаться не хотят, а других призывают к какому-то виртуальному единству.
В ежегодных международных Свято-Михайловских чтениях, которые в этом году носят название «400-летие явления Крупецкой иконы Божией Матери: свидетельства о стоянии народа белорусского в вере», принял участие Архиепископ Белоцерковский и Богуславский Августин, председатель Синодальной богословско-канонической комиссии Украинской Православной Церкви. В течение двух десятилетий Владыка Августин возглавлял Львовскую кафедру. Мы попросили Его Высокопреосвященство осветить православный взгляд на историю и современность униатского проекта:
«Я думаю, на тему Унии надо говорить откровенно и по существу. Я более 20 лет был управляющим Львовской кафедры и непосредственно видел не только, как возрождалась Уния, но и как она решала вопрос добрососедства, сосуществования с Православием. Даже Католическая Церковь, Ватикан заявляет о том, что Уния - это не путь к единству и не модель поиска утерянного единства христианского Востока и Запада. Однако она существует, и с этим надо считаться. Никто не призывает к её ликвидации. Пусть люди как определились, как настроились, пусть так и молятся. Но только неумный человек, недальновидный, или руководствующийся какими-то нехристианскими мотивами, может искать путь её расширения, углубления, то есть продолжать процесс, начавшийся после Брестской Унии. Дело в том, что религия - это не только вероучение, не только догматика, не только богослужение. Это ещё и менталитет. Религия во многом определяет привычки и образ жизни народа. Мусульмане разбросаны по всему миру, но чем-то они похожи. Так же католики и православные. Я уже не говорю об иудеях. То же можно сказать и в отношении буддистов. Всё это формировалось столетиями. Мы знаем, как возникла уния. Я буду делать доклад на тему «Латинизация униатской церкви как неизбежное следствие Брестской унии». Понимаете, мы с римо-католиками не выясняем отношения, мы не оправдываемся друг перед другом и ничего друг другу не доказываем. А униаты вынуждены постоянно что-то доказывать: кто они, откуда, какая у них вера, какой обряд… Этот комплекс какой-то вины, я бы сказал неполноценности, создаёт у них на подсознательном уровне неприятие Православия. К сожалению, даже среди образованных людей, среди интеллигенции есть люди, которые видят в Унии благо. Но это прямой путь к разрушению традиций. Православная Церковь и Униатская, казалось бы, внешне похожи. Но ведь надо смотреть не на вывеску, а на содержимое. Ясно, что Римо-католическая церковь настроена экспансивно, она пытается привлечь тех, кого считает отошедшими, несоединёнными. Я говорю: работайте на своём пространстве, где вы проповедовали – от Европы до Америки. Вот, лютеране - они же от вас вышли. Их и возвращайте. А мы как-нибудь сами справимся. У нас Византийская традиция, восточное христианство - сами разберёмся. Не надо пытаться нас обратить и присоединить. Старые и новые христианские течения родились на той почве. Я думаю, не надо доказывать, что Православие - это миролюбивая вера. Мы не призываем Папу Римского вернуться и что-то исправить. Между нами уже такая пропасть, которую трудно заделать. И можно жалеть об утраченном единстве, о том, что было в первое тысячелетие. И только бездушный человек и ненастоящий христианин может сказать, что это нормально. Христианин будет болеть, и переживать, и молиться, чтобы было объединение. Христос до кровавого пота молился о главном - чтобы все были едины. Но, я думаю, только человек не разбирающийся, не знающий истории и не совсем рассудительный может думать, что реально просто взять и соединить. С одной стороны, жалко, а с другой – разделение уже свершилось.
Уния кроме скорбей, слёз и проблем, ничего никогда не создавала. Меня больше всего поражает, что грекокатолики громче всех кричат, что надо Украину сделать соборной, надо объединиться, ведь мы один народ! Я говорю, что, если вы так любите Украину, то покажите пример – ради единства Украины отсоединитесь от Рима, откажитесь от Унии, как Вы призываете нас отсоединиться от Московского Патриархата. Но сами они отказаться не хотят, а других призывают к какому-то виртуальному единству.
Я думаю, на этой конференции у нас есть возможность ещё детальнее, ещё глубже обсудить эту проблему. Чтобы не только мы, участники конференции, но и люди, которые доброжелательно настроены по отношению к Церкви, но не воцерковлены и видят в ней средство консолидации нации, увидели, что консолидация возможна и для Украины и для Беларуси на православной почве. На традициях, которые мы сохраняем и развиваем столетиями, но в добрососедстве с инославными, в том числе с католиками и униатами».