Его история началась в 1636 году, когда он был построен из дерева. В то время Берестейская уния распространялась на Подолье.
Его история началась в 1636 году, когда он был построен из дерева. В то время Берестейская уния распространялась на Подолье. Когда храм был передан в собственность монахам Чина св. Василия Великого, то он стал называться „Монастырской церковью”. В 1744 году отцы василиане из-за медленного развития монастыря передали храм епархиальным священникам. К сожалению, пожар 1832 года уничтожил много деревянных зданий Тернополя, в том числе и церковь. Через четыре года мещане построили новый, уже каменный храм в византийском стиле. Рядом с церковью было так называемое старое кладбище с барокковыми плитами, где спала вечным сном тернопольская знать и духовенство. Когда в середине XIX ст. заложили новое кладбище, то на старом уже не было разрешено хоронить людей.
На Успенский праздник в Монастырской церкви в тот период происходили большие торжества.
Успенская церквовь Тернополя 15 лет назад восстала из пепла.
По просьбе митрополита Андрея в 1931 году о. Иосиф де Вохт, редемпторист, прибыл в Успенскую церковь Тернополя для подписания соглашения между митрополитом и отцами-редемптористами. Они получили право свободно использовать Успенскую церковь вместе с имением — малым домом и старым кладбищем „заботиться о духовности греко-католического люда в той местности и соседних.”. Так в сентябре вышеупомянутого года был основан монастырь отцов редемптористов, которые были преисполнены миссионерского духа и посвящения. На первых порах игумен о. де Вохт вместе с другими монахами огородили кладбище. Ограждение неоднократно разрушали недовольные мещане, но потом смирились с его наличием. Для возобновления интерьера храма были привлечены маляры, а колокола Успенской церкви часто извещали о начале Богослужений.
В первый год деятельности монахов ЧНИ наблюдалась активизация их душпастырского труда. Кроме частых литургических практик (ежедневно три Службы Божьи) отцы редемптористы позаботились и о духовных науках, которые сначала проводил о. Иосиф Корба. Игумен любил четкий распорядок и требовал его от других членов сообщества и прихожан. Людей он приучал, чтобы присутствовали на службах от начала до конца. Отец де Вохт доступно проповедовал, приводил убедительные примеры, которые потрясали людей до глубины души. В монастыре всегда работали четыре священника. При содействии бельгийского посла в Варшаве настоятель монастыря и Успенской церкви добился построения новой часовни на кладбище, хотя этому противился местный воевода. Большое количество прихожан Монастырской церкви (на вечерних бывало до 10 тысяч) не давали возможности проводить там духовные науки, потому они происходили на улице. В заключение миссии приезжал блаж. свщмч. Николай Чарнецкий, тогдашний греко-католический владыка на Волыни, который целыми часами принимал покаяние верных в тайне исповеди.
После назначения о. де Вохта на другое служение руководство церковью перенял о. Владимир Породко, интеллектуал и автор книжек. Он занялся перестройкой Монастырского храма, неутомимые рабочие достроили северную и южную части, и церковь стала втрое большей. В конце 1936 года она могла уже вмещать около 2 тысяч людей, после чего она была посвящена. Хотя раньше при Успенской церкви действовало Успенское братство, члены которого ходили на собрание к польскому костелу, новообразованное Братство Матери Божьей Неустанной Помощи при содействии отцов редемптористив еженедельно собирались на науки: в первое воскресенье — ребята, во второе — девушки, в следующее — женщины, потом мужчины. Все они имели свою хоругвь и покровителя. Детей собиралось в рамках такого братства свыше 600 человек.
Авторитет отцов редемптористив рос в Тернополе из года в год. Очень величественными стали отпущения на праздник Успення. Одним из многолюдных стало отпущениие в 1938 году, тогда приступило к Причастию около 15 тысяч верных. Другим направлением активного духовного труда иеромонахов стали миссии. Отцы Тернопольского монастыря проводили их около десятка в год. В 30-х годах в села с миссионерской целью среди многих других выезжали о. Владимир Стернюк (будущий руководитель подпольной УГКЦ), о. Василий Величковский, о. Иван Зятик (оба провозглашены блаженными в 2001 году Папой Иваном Павлом II). После отъезда в 1939 году о. В. Породка во Львов, игумены Тернопольского монастыря часто менялись из-за прихода большевиков, а затем из-за немецкой оккупации. Во время этого периода в монастыре действовал еще один будущий блаженный УГКЦ о. Зиновий Ковалик. Невзирая на нестабильные в политическом плане времена, монахи начали достройку монастырского дома, который нуждался в ремонте. В этом им материально помог владыка Николай Чарнецкий. Интересно, что в неиспользованном кирпиче во время войны евреи сделали себе убежище, куда братья-редемптористы приносили еду.
Последним игуменом монастыря был о. Петр Козак. Во время войны иеромонахи провели достаточно много миссий и великопостных духовных наук на Тернопольщине. Когда фронт в 1944 году пришел ближе в Тернополь, брать прятались в пивной монастыря. Однажды, когда монах убирал в церкви, снаряд разорвался в северной части храма, пробив три отверстия в стене, но икона и престол остались невредимыми. Хотя Тернополь в результате боев был разрушен вдребезги, все три церкви и костелы остались целыми. Но пришла другая беда к монастырскому сообществу: их „попросили” оставить свою обитель под давлением и угрозами новой власти, только пес Амур, верный сторож обители, не вышел за монастырские врата.
До 1960 года Успенскую церковь то закрывали, то позволяли в ней отправлять православным священникам. После усиленного атеистического наступления в этот период в головах компартийных кормчих зародился преступный замысел разрушить один из самых выдающихся греко-католических храмов столицы Подолья — Успения Матери Божьей. Выдающийся деятель украинской диаспоры в Канаде Богдан Остапюк, прежний тернопильчанин, опубликовал в свободном мире документ-описание разрушения Монастырского храма. В предисловии он отмечает: „Для нас, тернопольчан, Успенская церковь была тем, чем для киевлян Печерская лавра или для Волыни Почаевская лавра”. Преступный замысел начали воплощать в жизнь в мае 1962 года. Часовню и колокольню разобрали в августе того года. В октябре храм был заминирован. Восемь раз взрывались мины, но церковь не завалилась. После того, как церковь наполовину разрушили, приходили какие-то лица фотографировать для того, чтобы продемонстрировать, якобы храм был стар и в разрушительном состоянии. Потому и „необходимо” было его уничтожить. Новые попытки ликвидации храма начались через месяц после этого. Когда милиция не допускала людей к разрушенной святыне, то они плакали „даже и природа заплакала, сочувствуя людям0 потому что через пол часа после взрыва и разрушения упал дождик...” — такие впечатления написал автор этого уникального свидетельства подпольный греко-католический священник Павел Коваль, прежний приходской священник с. Заруддя на Тернопольщине. Настоящий документ сохраняется в архиве патриарха Иосифа Слепого в Риме. Но людей не остановило милицейское сопротивление и они продолжали приходить и приезжать для того, чтобы собственными глазами увидеть большую несправедливость со стороны советских властей.
По-видимому, глубокая вера людей и сильная молитва тернопольцев и ее заступничество способствовали тому, что сегодня подольская столица гордится своей Монастырской церковью, которая опять засияла в своем величии и ежегодно собирает паломников из разных уголков Галичины.
На основе историко-краеведческого очерка о. Богдана Бешлея, ЧНИ „Под опекой Богородицы” (Тернополь, 2003) подготовил Игорь СКЛЕНАР