• Главная
  • Мониторинг
  • В ЧЕРНОВЦАХ ПЯТЬ ЛЕТ РЕСТАВРИРОВАЛИ ИКОНУ, ПОДОБНЫХ КОТОРОЙ В МИРЕ - ЕДИНИЦЫ...

В ЧЕРНОВЦАХ ПЯТЬ ЛЕТ РЕСТАВРИРОВАЛИ ИКОНУ, ПОДОБНЫХ КОТОРОЙ В МИРЕ - ЕДИНИЦЫ

27.04.2010, 12:26
У иконы "Святой Град Иерусалим" довольно сложная и редкая композиция со множеством сюжетов.

"Факты и комментарии", 27 апреля 2010 года

Такие работы привозили домой паломники, побывавшие на Святой Земле. А рисовали их на полотне - для удобства перевозки

Уникальная паломническая икона "Святой Град Иерусалим" сейчас выставлена в Черновицком художественном музее, где посмотреть на нее может каждый желающий. Работа, написанная маслом на полотне, имеет достаточно большой формат - 221 на 155 сантиметров. В музей икона попала в очень плохом состоянии, так что реставраторам пришлось достаточно потрудиться. Пока полотно восстанавливалось, музейные сотрудники активно изучали подобный вид икон. На сегодня известно, что похожие работы есть в Санкт-Петербурге, Сирии и Болгарии.

У иконы "Святой Град Иерусалим" довольно сложная и редкая композиция со множеством сюжетов. Средняя часть полотна содержит изображение интерьера храма Воскресения Господнего и других святых мест, изображения святых великомучеников, сцену Страшного Суда. Правая и левая части посвящены соответственно Иисусу Христу и Божьей Матери, над которыми размещены сюжеты из Старого Завета, а по низу воспроизведены легенды о происхождении дерева Животворящего Креста и о некоторых святых. На таких иконах - своего рода топографиях - авторы старались передать религиозные впечатления паломника от пребывания на Святой Земле. А еще - показать географическую достоверность событий Старого и Нового Заветов.

- Работа "Святой Град Иерусалим" является редким образцом паломнической евлогии, то есть благословения, - рассказывает Лариса Курущак, заведующая отделом научно-просветительской работы Черновицкого художественного музея. - Подобные иконы создавались в святых местах и пользовались большим спросом у зажиточных паломников, которые увозили их с собой в память о пребывании на Святой Земле. Как правило, привезенные реликвии люди жертвовали в храмы, монастыри, и эти дары особенно почитались. Музейная икона, по нашим данным, была написана во время, когда православное паломничество на Восток достигло наивысшего расцвета: вторая половина XIX - начало ХХ веков.

Стоит отметить, что данная икона - самый ценный из экспонатов учреждения. Музей приобрел ее у частного лица в свой первый год основания - в 1988-м. Икона раньше называлась "Житие святых" и датировалась XIX веком. А так как на ней изображено достаточно много сюжетов, то при реставрации самой сложной работой было идентифицировать их.

- Поскольку, - продолжает Лариса Курущак, - в верхней надписи иконы речь идет об Иерусалиме и в центральной части полотна содержится изображение Иерусалимской стены вокруг Старого города, то в музее произведение переименовали из "Жития святых" в "Святой Град Иерусалим". А в результате исследования было идентифицировано содержание всех изображенных на иконе сюжетов.

Владимир Краснов, художник-реставратор с многолетним стажем, работал над иконой пять лет. Как он сам признается, ему очень помогло то, что во время пребывания в Болгарии, в одном из храмов города Несебр, он увидел аналогичную икону и сделал фотоснимки, которые потом послужили хорошим ориентиром на сложных этапах реставрационной работы.

Интересно, что вместе с представлением отреставрированной иконы вышло и специальное печатное издание "Паломническая икона "Святой Град Иерусалим", где отражены первые достижения научных работников музея в исследовании уникального раритета.