В гости к Красовице

«Я мечтаю о том, чтобы наша Глинская пустынь стала красавицей», - эти слова нынешнего наместника монастыря епископа Васильковского Луки, сказанные им в одном из своих интервью, не просто отпечатались в моей памяти, но даже как-то незаметно, но глубоко, засели в подсознании. И именно они в конце концов и привели к тому, что в один прекрасный понедельник было решено: все, едем в пустынь, смотреть на Красавицу!

Юлия КОМИНКО. – «Православіє в Україні», 19 августа 2007 года

Для православного 300 километров - не крюк...

Ну и что, что Глинская Свято-Рождества Богородицы ставропигиальная пустынь находится в Сумской области, чуть-чуть не доезжая до Российской границы, и до нее от столицы родины, то бишь Киева, 300 километров с гаком знаменитого отечественного асфальта?! Устроить себе экспресс-паломничество в столь отдаленное место при наличии автомобиля и молодецкой решимости нам показалось не такой недостижимой идеей, тем более что родная страна со своего северного края оставалась для нас совершенно неисследованной.

Правда, знающие люди поспешили предупредить, мол, там дороги нет, на ремонте. На что было бесстрашно отвечено, что современным паломникам бездорожье не помеха, а на пути к святыне пострадать на ухабах и ямах - это даже для души спасительнее будет...

Ехать решили в субботу с утра. Утро плавно перетекло в день, день покатился к вечеру, когда наконец-то тронулись в путь. Но то ли враг не дремал, то ли где-то в космосе планеты парадом прошли, но выехать из Киева получилось не скоро и с большими трудностями. Не имеет смысла описывать все перепетии подготовки к паломничеству, стоит лишь сказать, что в самом финале, на бензозаправке, куда заехали перед большим путешествием, зависла система. При том, наш бак аппарат залить еще успел, но сразу после этого сделал многозначительную паузу и... приказал долго ждать. Образовалась пробка: водители в хвосте очереди потихоньку давали задний ход, те же, кому посчастливилось оказаться вначале, развлекались, наблюдая за беготней менеджеров. Следующие полчаса работники заправки вставляли-вынимали пистолеты из аппаратов, надеясь хоть с какой-нибудь попытки запустить систему. Наш полный бак ожидал оплаты, мы терпеливо наблюдали за уходящим временем, грустя о доброй половине Сумщины, которая скроется от взгляда во мраке надвигающейся ночи.

Когда же бензин опять пошел циркулировать по своим артериям, аппарат наполнил им бак нашего авто еще раз. Естественно, полилось через край. Заботливые менеджеры, закатав рукава своих белых рубашек, предусмотрительно откатили машину с заправки (если взрываться, то подальше от казенного имущества - так надо понимать). Пришлось еще полчаса греться на солнышке.

Наконец, с сердечным воплем «Боже, поможи!» двинулись в путь.

Дорога превзошла все ожидания

Трасса международного сообщения Е-101 «Киев-Москва» представляла собой уникально ровную асфальтированную поверхность безо всяких поворотов с видимостью, как минимум, километров на тридцать вперед. Разогнаться на такой вот дорожке-самобранке можно было до любого мыслимого предела. Наш водитель стрелку спидометра, как он это назвал, «положил», и путешествие обещало быть стремительным, приятным и коротким.

Через 50 км сказка окончилась вся и сразу. Участок трассы от поселка Вертиевка и до самой границы с Россией (больше 200 км) был закрыт на ремонт, о чем с большой убедительностью говорили груды песка, насыпанные прямо поперек дороги. Заботливые милиционеры посоветовали рвануть до Чернигова, а оттуда через Новгород-Северский - до Глухова. Если бы читатель мог лицезреть, в какой громадный крюк обещал вылиться подобный объезд, он бы понял ужас паломников, оказавшихся в шесть часов вечера перед необходимостью нащупывать путь к отступлению в незнакомой местности. Было решено, что милиционеры - умные, а мы - православные, махнем «через городы навпрысядки».

Так свернули на проселочную дорогу. Вертеевка - Заньки - Большая Кошелевка - Берестовец - Комаровка... Покружляв по местным деревушкам, надыбали еще пару таких же экстремалов, пустившихся в путь по безкрайним украинским дебрям.

Так какой же русский не любит быстрой езды?

...То нам удавалось выехать на относительно ровную поверхность, то приходилось нырять в густые заросли бурьяна и плещущиеся между ними глубокие лужи. Сверху - грозовые тучи, позади - обреченность, впереди - темнеющее небо и неизвестность.

Два часа чистого времени было убито на подобные разъезды, и, в конце концов, вереница машин (а за нами увязалось еще несколько авто, полные людей, вещей и надежды выбраться) приняла решение выехать на закрытую трассу. Когда, ко всеобщей радости, цель была достигнута, все, пережив столь неожиданные, но достаточно глубокие потрясения, повыходили из машин, стали обниматься, прощаясь с неизвестными попутчиками, как с родными. Оказалось, наши подорожние - из Гамбурга, едут в Казахстан... Подумалось: чем не вариант современного исповедничества?

Радостно простившись, продолжили путь.

Нет, честное слово, когда классик произнес ставшую крылатой фразу, какие дороги он имел в виду? Асфальта тогда не было, где же тройке разогнаться? Подобные мысли не покидали и на трассе, куда нам «посчастливилось» выехать. Больше 80 километров в час - при большом желании не поедешь: покрытия нет, под колесами мелкие камни, вокруг пыль от едущих впереди авто и унылый вид спиленных по бокам деревьев. И так - 200 километров. А главное - трасса закрыта на ремонт, а машин полно и в ту, и в другую сторону...

С горем пополам к десяти вечера доехали до Глухова. Там были встречены под белы ручки и препровождены до самого монастыря.

Пустынь встретила сюрпризами

Прежде всего, это, конечно, был строительный городок, куда нас любезно поселили: обитатели то ли выехали, то ли на выходные разъехались. В обители есть и паломническая гостиница с душевыми кабинками и уютными номерами, но она оказалась занята. Мы же проследовали в один из вагончиков, мечтая о горизонтальном положении в любых приемлемых для этого условиях.

Каково же было удивление, когда оказалось, что строительные вагончики, аккуратно и ровненько расставленные прямо за монастырской стеной, представляют собой новые пахнущие краской и свежим деревом домики с легко открывающимися большими пластиковыми окнами! (Мы-то представляли себе захудалые бараки, где коротают ночи занимающиеся тяжелым физическим трудом люди). Внутри - чисто, проветрено. Из мебели - два шкафа, две двухэтажные и две обычные кровати; тут же - подушки, одеяла, чистая постель (не застиранная, да еще и с цветочками). На стене - зеркало (!!!), у стены - два масляных обогревателя, один из которых был немедленно включен для обогрева самого замерзшего члена нашей небольшой паломнической группы. Свет, электричество - все в наличии, что особенно порадовало владельцев мобильных телефонов, как всегда, в неподходящий момент удививших севшими аккумуляторами.

Везде по территории - фонари, проложенные дорожки, чистота. Увидев подобные признаки комфорта и предвкушая проведенную в человеческих условиях ночь, мы пошли бродить по местности, настраиваясь на воскресное богослужение.

Духовный центр Востока Украины

Пока прогуливались, пытаясь хоть что-нибудь разглядеть в сгустившихся сумерках, от сопровождавшего нас местного жителя узнали о Глинской пустыни много интересного. Во времена расцвета монастырской жизни - середине ХІХ века - обитель была для Восточной Украины таким же духовным центром, как Почаевская Лавра - для Украины Западной. «Строгий устав, молитвенность, традиция старческого окормления иноков и мирян, подвижничество и чудеса, обширная благотворительность и неутомимая миссия среди народа - вот что отличало Глинскую обитель», - говорится в одном из современных изданий о монастыре.

Далее позволим себе обширную цитату.

...Там, где некогда пролегала граница между Московским и Литовским княжествами, на территории Курской губернии (ныне Сумская область) родилась Глинская пустынь. Само место, оправдывающее название - густые леса, пересеченные реками - и доныне сохранилось таким же.

Рождение монастыря в начале XVI века связано с чудом. Неподалеку от древнего города Глухова в лесу на высокой сосне явилась икона Рождества Пресвятой Богородицы. Первыми очевидцами стали крестьяне-пчеловоды, ставившие в лесу ульи. Вскоре из-под корней сосны забил источник, имеющий благодать исцелять от душевных и телесных недугов. Со временем возле чудесного дерева стали возводить свои келии монахи, пришедшие из близлежащего Путивльского Молченского монастыря. Это небольшое поселение и стало началом Глинской пустыни.

Много раз пытались снять с сосны чудотворную икону...

Но всякий раз она возвращалась на место своего явления. Так, епископ Севский и Брянский Кирилл заинтересовался историей явления образа, попросил привезти его, осмотрел и благословил поставить в храме. Но на следующий день святыня исчезла. Послали в Глинскую пустынь - икона была на сосне. После этого епископ Кирилл стал заботиться об обители и построил здесь каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Когда церковь была возведена, настоятель решил снять икону с дерева и поставить в храме. Но образ вновь вернулся на сосну. Тогда настоятель велел срубить дерево: в результате икона осталась в церкви, но бивший из-под корней источник иссяк. Настоятель же заболел и вскоре умер.

Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, именуемая еще и «Пустынноглинской», невелика, со временем ее облекли в золотую чеканную ризу, украшенную драгоценными камнями. Ныне в обители находится ее список.

Небывалого расцвета достигла пустынь в годы настоятельства игумена Филарета (Данилевского)

Придя в монастырь в 1817 году, отец Филарет нашел лишь несколько полуразрушенных келий и малое число братии. Спустя 24 года, благодаря его неутомимым трудам, монастырь превратился в цветущую благоустроенную обитель - не только по количеству вновь отстроенных зданий, но и по внутреннему устроению. Игумен Филарет дал пустыни самое существенное и драгоценное для монашествующих - строгий устав по подобию Афонского и благодатное старчество, вскоре прославившее монастырь по всей Руси.

ХІХ век явил миру множество глинских старцев и подвижников. Среди них: монах Феодот (Левченко), схиархимандрит Илиодор (Голованецкий), иеросхимонах Макарий (Шаров), архимандрит Иннокентий (Степанов), монах Мартирий (Кириченко), схимонахи Архипп (Шестаков) и Лука (Швец), иеромонах Порфирий (Левашов) и другие. Всех их объединяет одно - неутомимая борьба с плотью, миром и диаволом.

Глинское старчество было строгим - в духе подвигов древних подвижников, и за это Господь обильно даровал старцам благодатные дары: одним - исцелений, другим - прозрения глубин сердца, третьим - мудрого духовного совета. Это были старцы в полном и исконном значении этого слова как наставники и утешители людей, все они обладали поистине величайшим из чудес - неизреченным смирением и готовностью претерпевать любые скорби ради Христа.

В начале ХХ столетия Глинская пустынь была подлинным светочем духовности для православной Руси, здесь подвизалось до 700 человек.

Но революция разрушила все

В 1922 году монастырь закрыли. Сколько монахов приняло мученическую кончину - сейчас уже сказать трудно. Но и оставшиеся в живых не остались на свободе, попав в лагеря.

В 1942 году немецкие власти, оккупировавшие Украину, вновь открыли монастырь, сюда вернулись изгнанные ранее насельники. После Великой Отечественной войны пустынь не стали закрывать, и туда потянулись освобождающиеся из заключения монахи и желающие подвизаться послушники. В безбожные годы, когда действующих монастырей остались единицы, Глинская пустынь была единственным «старческим центром» для христиан Советского Союза. Но в 1962 году ее закрыли вторично, а большинство монахов перебралось в Грузию и Абхазию.

Третье возрождение пустыни наступило в 1994 году, когда монастырь был вновь открыт, но еще несколько лет оставался в полуразрушенном состоянии. Отстраиваться и наполняться братией он стал лишь в конце 90-х годов, когда были возведены Иверский и Никольский храмы...

...На Литургию нас разбудил колокольный звон

Вот уж чего не ожидали, так это храма, полного паломников! Оказалось, в эти дни в пустынь понаехало более ста богомольцев из Черниговской, Николаевской областей и Беларуси. Поистине святое место, куда «не зарастает народная тропа»!

К сожалению, не удалось поприсутствовать на архиерейском богослужении: наместник пустыни епископ Васильковский Лука (Коваленко) отбыл в Ахтырку на празднование Ахтырской иконы Божьей Матери.

Отдельно и особо восторженно хотелось бы отметить хоровой коллектив, сопровождавший Литургию. Малый состав Народного камерного хора духовной музыки из Глухова не просто украшал богослужение. Нежность высоких женских голосов как-то гармонично сочеталась с ликами святых, мучениц и праведниц, коих во множестве иконописцы разместили на храмовых стенах: Ирины, Татианы, Екатерины, Людмилы... Именно с приходом в пустынь епископа Луки этот коллектив протоптал дорожку в затерянную в хвойных лесах пустынь. Говорят, после выступления хористов на одном из фестивалей в Глухове владыка подошел к регенту Екатерине Николаевне Кобзарь и сделал ей предложение... от которого она не смогла отказаться. С тех пор и в дождь, и в жару, и в морозы хористы - на боевом посту.

Тем более, теперь у обители есть свой автобус, который забирает певчих, а заодно и подбирает прихожан от самого Глухова. Раньше бабушки из окрестных сел в пустынь пешком ходили...

Откуда у насельников скатерть-самобранка?

На счет скатерти - это не шутка, потому что понять, как столь немногочисленная братия без волшебства может накормить сто двадцать человек паломников, да еще и в воскресенье с утра, сразу после Литургии, - невозможно. Как нам объяснили, на кухне по очереди подвизается несколько послушников, есть священнодиакон (диакон, постриженный в иночество) Илья - трудится на должности келаря (заведует продуктовым складом). Помогают бабушки-добровольцы из местных - выполняют поручения, посуду моют. Вот и весь нехитрый персонал.

Между тем, кормили более чем щедро: борща - сколько угодно, картошки с маслом - бери-не хочу, салаты, закуски, а к молоку от монастырских коров еще и хлеб с джемом прилагался. И это все в одиннадцать часов утра, вот уж поистине, у насельников в руках работа спорится!

Как выяснилось за столом, большинство паломников приезжало сюда не только на красивое место поглазеть, но и братии помощь оказать. Шутка ли - огород 5 гектаров (кстати, слава Богу, картошка вытянулась там - просто загляденье), 10 коров на хозяйстве, около сотни кур. Вот и пригождаются женские паломнические руки - то на прополку, то еще какую работу сделать. Мужчины же - по тяжелой «артиллерии» выступают: дрова колоть, по строительству помочь - да мало ли чего еще.

А вот строительство в монастыре идет полным ходом

Возводится большой комплекс соборного храма, также в планах - новые корпуса для братии и паломников, колокольня и музей истории обители. Нынешний наместник говорит, что с радостью отселил бы куда-нибудь на периферию монастырских коров, пристанище которых иронией судьбы (или умыслом атеистических властей) занесло прямо к центральному входу.

Вообще-то, восстанавливать пустынь приходится буквально из ничего. Дореволюционные постройки практически не сохранились - разве что дом настоятеля, трапезная да пара хозяйственных корпусов, которые вот-вот норовят дать трещину, если не рухнуть вовсе. Но зато отстроено уже два храма: зимний - в честь святителя Николая, и надвратный - в честь Иверской иконы Божьей Матери.

К слову, обители очень помогают благотворители

Видя, как благоукрашается пустынь, подумалось, может, так и должны жить монастыри, получая материальную помощь от тех, кто может ее оказать? Ведь мы как привыкли? - Восстанавливаемые церковь или обитель обязательно должны влачить жалкое существование, годами являя всему миру наш позор былого богоборчества и святотатства. В храме имеет право стоять разве что карнавка с просьбой «положить копеечку» на восстановление или ремонт, а мы, богомольцы, милостивно будем класть свои две лепты, то бишь гривны, в глубине души прекрасно понимая, что на сии скудные пожертвования купола-то не позолотишь.

И очень нам не нравится, когда былое великолепие возрождается «семимильными шагами», сразу кривимся, мол, «отцы жируют». А, не дай Бог, еще какому-либо батюшке или иноку на иномарке проехаться: тут таки наше «чувство справедливости» и обостряется, доходя иногда до самых что ни на есть постыдных проявлений.

...Честно сказать, порадовались мы за Глинскую пустынь: и ухоженная, и нарядная, в зелени фруктовых деревьев распускающаяся, атмосфера - творческая, доброжелательная, ходишь по территории и чувствуешь, что тебе здесь рады, и гость ты - дорогой. «В обитель пришла весна», - так прокомментировал назначение в пустынь нового наместника епископа Луки ответственный редактор официального сайта УПЦ Александр Андрущенко. Мы же хотим засвидетельствовать: она там царит и сейчас, звучащая колокольным перезвоном, благословляемая Спасителем в Его Чудотворном Нерукотворном образе и Святой Владычицей в Пустынноглинской иконе Ее Рождества.

Адрес монастыря: с. Сосновка, Глуховский район, Сумская область, Украина. Ставопигиальная Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь.
Тел.: (05444) 2-30-83, 7-42-37.

Ехать следующими видами транспорта:

Поездом со стороны Киева или Москвы до станции Воронежская или Кролевец, далее автобусом до г. Глухова. Автобусом - от г. Глухова в сторону с. Шалыгино. Микроавтобусом или автобусом со стороны г. Сумы в сторону с. Шалыгино.

P.S. Обитель, возрождаясь после троекратного разрушения, нуждается в финансовой помощи. Так что для желающих совершить богоугодное дело оставляем реквизиты.

Р/с 26003358 в Сбербанке Украины (отд. №241, г. Глухов Сумской обл.), МФО 337643, код 23052175, монастырь Глинская пустынь.