• Главная
  • Публикации
  • Ватиканский журналист Шон-Патрик Лаветт: «Чтобы вернуть социальное в медиа, нужно научиться слушать»...

Ватиканский журналист Шон-Патрик Лаветт: «Чтобы вернуть социальное в медиа, нужно научиться слушать»

23.09.2016, 21:01
Ватиканский журналист Шон-Патрик Лаветт: «Чтобы вернуть социальное в медиа, нужно научиться слушать» - фото 1

Смотреть и видеть, слушать и услышать, коснуться и почувствовать – простые правила эффективной коммуникации от профессора по коммуникации и руководителя англоязычной службы «Радио Ватикана» Шона-Патрика Лаветта. На днях он побывал на праздновании 5-летия Школы журналистики УКУ.

Смотреть и видеть, слушать и услышать, коснуться и почувствовать – простые правила эффективной коммуникации от профессора по коммуникации и руководителя англоязычной службы «Радио Ватикана» Шона-Патрика Лаветта. На днях он побывал на праздновании 5-летия Школы журналистики УКУ. Во время мастер-классов рассказал студентам о том, как вернуть социальное в журналистику через 5 простых вопросов, использование 5 органов чувств, 5 коммуникационных советов и 5 глубинных вопросов к самому себе. «Ваша задача – заглянуть внутрь проблемы, а не смотреть поверхностно, – подчеркивает он. – Вы должны понять причину, а не только обсуждать последствия. В мире так много недоразумений только потому, что люди смотрят на вещи поверхностно». Кстати, студенты школы журналистики УКУ ежегодно имеют возможность проходить практику в англоязычной версии «Радио Ватикана».

160923_5.jpg

Умение слушать

«Умение слушать – самый сложный навык в жизни. Несмотря на большое количество технологий, у нас все же проблемы с коммуникацией. Это значит, что причина не в инструментах и не в медиа, а в том, что мы слушаем и не слышим друг друга», – заметил Шон-Патрик Лаветт.

Он изучает проблемы в коммуникации и учит других, как преодолевать коммуникационные барьеры. Много лет Шон ездит в разные университеты мира и общается со студентами, также помогает работникам центров помощи людям с особыми потребностями и неполноценностью. Ему неоднократно приходилось консультировать пары, пережившие кризис в отношениях: «Когда общаюсь с людьми, которые развелись, спрашиваю о причине. Мужчина отвечает: «Она не слушала меня», а женщина: «Он не слушал меня». Когда говорится о слушании – говорится о взаимопонимании».

Журналист убежден, что слушание – это необходимое условие качественной коммуникации: «Чтобы вернуть социальное в медиа, нужно развивать слушание. Недостаточно постов в соцсетях, комментариев и сообщений. В современном мире вы как журналист должны знать основы PR, продюсировать короткие фильмы, монтировать. Не имеет значения, чем вы занимаетесь. Важно то, кем вы являетесь и что можете внести в свою работу. Вы – самая главная ценность в журналистике. Именно вы, а не технологии, являетесь той добавочной стоимостью и социальным в медиа».

160923_3.jpg

Важный вопрос «Почему?»

У каждого человека свой способ найти общий язык с другими: у кого-то через интеллект, у кого-то через эмоции, а у кого-то – через опыт. Поэтому коммуникация охватывает голову, сердце и руки, поясняет Шон. Во время теста на определение движущей силы коммуникации он предложил студентам нарисовать себя в детстве, а потом обменяться рисунками и нарисовать друг друга. «Если бы вы нашли свои детские рисунки, то были бы очень удивлены. Не нужно быть психологом, чтобы понять по рисунку, какие у вас были страхи, мысли и переживания. На самом деле еще тогда, ребенком, вы впервые показали свою идентификацию. Я не во всем согласен с психологами, которые делят людей на категории, но кое к чему можно прислушаться, – отмечает лектор. – С точки зрения психологии, если на рисунке большая голова, то, скорее всего, для вас лучший метод постижения мира через интеллектуальный процесс. Если много места для туловища, то человек воспринимает мир через эмоции (сердцем). Руки на рисунке указывают на опыт, а ноги означают стабильность и безопасность».

Шон-Патрик подчеркивает, что главная задача коммуникаторов не просто получить информацию, но и понять ее и помочь понять другим. Для этого существует набор из 5 стандартных вопросов журналиста: кто? что? когда? как? почему?

Наибольшая проблема коммуникаторов в том, что они не отвечают на вопрос «почему», считает журналист: «Ответ на вопрос «почему» начинается с конкретной личности. Или вы видите так же, как и человек рядом с вами? Как медиапрофессионалы вы должны научиться видеть то, что невидимо для других, и не ограничиваться простым набором вопросов. Нельзя судить о событии только по последствиям. Как вообще так получилось, что у Дональда Трампа есть шансы стать президентом США? Почему часть стран хочет выйти из ЕС в то время как Украина боролась за присоединение к ЕС? Чтобы понять, почему так, нужно посмотреть внутрь проблемы. Не менее важен ответ на вопрос «кто?», которым начинается перечень. Все, что мы делаем, начинается с того, кем мы являемся, чем мы являемся, откуда мы родом. Регион, откуда вы, дата вашего рождения влияют на ваше мировоззрение и жизненную позицию. Если бы мы чаще задавали вопрос почему, мы бы избежали многих ошибок. Ваше умение задавать такой вопрос, отличает вас среди других».

160923_2.jpg

5 неудобных вопросов для смелых

Любознательность и смелость – два основных критерия для настоящего журналиста, считает Шон. «Как понять, смелый ли вы? Смелость проявляется тогда, когда вы чего-то побаиваетесь, но продолжаете это делать, понимая, что это ради большего блага. Не нужно путать отвагу с необдуманностью, когда человек видит опасность и не обходит ее. Смелость – это обдуманный шаг, это победа над собственным страхом. Но, прежде чем сделать этот шаг, нужно быть любопытным».

Чтобы проверить свою смелость, Шон предложил ответить на 5 неудобных вопросов, которые помогают вернуть социальное в медиа: 1) В каких 5 вещах я полностью уверен насчет себя? 2) В каких 5 вещах я не уверен насчет себя? 3) О каких 5 вещах я хотел бы, чтобы другие знали обо мне? 4) О каких 5 вещах я не хотел бы, чтобы люди знали обо мне? 5) Какие 5 вещей самые важные для меня в жизни?

5 каналов коммуникации

Зрение, слух, обоняние, прикосновение и вкус – именно в такой последовательности большинство людей называет свои 5 органов чувств, с помощью которых познает мир и коммуницирует. Правда, у некоторых этот порядок звучит по-другому – или забывают указать один из органов чувств, или меняется последовательность, обращает внимание Шон. Он придает значение тому, какой орган чувств мы вспоминаем первым. Чтобы научиться лучше слушать человека, нужно понять, каким органом чувств он постигает мир больше всего, советует лектор.

Его простая схема выглядит так: зрение отвечает за познание мира через разум, слух – это эмоциональный интеллект, прикосновение – приобретенный опыт, обоняние – это интуиция, а вкус – это сексуальность.

Он поясняет более детально: «Для большинства людей увидеть означает поверить. Даже на языке урду есть присказка: пока не увидишь, не поверишь. Такие люди склонны к логическим аргументам, а не к эмоциональному восприятию мира. Один из учеников Христа Фома не мог поверить, что Христос воскрес, пока не коснулся его рук. Он поверил лишь тогда, когда убедился. Для многих людей важен опыт – это наш первый учитель. Мы можем не прислушиваться к предостережениям не касаться огня, пока сами не обожжемся. Слух – это первое чувство, которое проявляется еще в материнском лоне. Днями и ночами мы слышим материнское сердцебиение. Наше сердце начинает биться в такт. Во время волнения сердцебиение ускоряется, и ребенок это тоже чувствует. Страх – это часть эмоционального коэффициента. Если бы вы были в темной комнате, как бы вы смогли почувствовать, что я там нахожусь? Вы могли бы ощутить по запаху. На самом деле есть тысячи запахов, которые мы можем различить. В христианстве говорят, что когда умирает очень святой человек, он словно излучает запах святости. Люди, которые получали какие-то духовные откровения через святых, в основном перед тем ощущали запах цветов. Большинство стыдится говорить о вкусе, потому что это связано с сексуальностью, это инстинкт. Первое, что ребенок чувствует на вкус – это материнское молоко. Это удивительный момент, когда ребенок чувствует не только сердцебиение, но и тепло и нежность кожи материнской груди».

Для Шона это не просто теория, а пережитый опыт. Он рассказал, как учился слушать и слышать своего младшего сына Джулиана, когда его жена была беременной. Благодаря этому между сыном и отцом установилась сильная эмоциональная связь: «Когда он бился в материнском лоне, я успокаивал его, гладил живот жены и уговаривал. Однажды, когда жену осматривали на УЗИ, я попытался проверить, слышит ли меня мой сын. Став сбоку, я той же интонацией и тоном старался говорить ему, как и всегда. На экране компьютера было видно, как ребенок начинает двигаться. Он еще тогда реагировал на мои слова. Ему уже 25 лет, и я таким же тоном общаюсь с ним. Как тогда, так и сейчас это успокаивает», – делится своими воспоминаниями лектор.

160923_4.jpg 

5 советов для эффективной коммуникации

Создать успешные и счастливые отношения и поддерживать их можно только научившись слушать. Ватиканский журналист поделился несколькими советами, на что стоит обращать внимание во время коммуникации с людьми:

1. Место, где вы общаетесь

Если вы хотите поговорить о личном, не очень хорошая идея стоять в коридоре или в публичном месте. Для этого стоит найти более тихое и спокойное место, чтобы ничего вас не отвлекало и не сорвало ваш разговор. Смартфон, который звонит, шум вокруг, люди, которые вас окликают, – это все может помешать сказать то, что вы хотите, и услышать другого.

2. Расстояние между вами и человеком

Есть такая наука проксемика о том, как расстояние между людьми влияет на взаимоотношения. Расстояние показывает, насколько люди готовы открыться и коммуницировать с вами. Нужно научиться уважать личное пространство другого и не переходить его. Если вы нарушите расстояние, человек не захочет вас послушать.

3. Позиция во время коммуникации

Важно наблюдать, комфортно ли собеседнику в разговоре с вами. Как он сидит, как держит руки. Если человек сидит на краю стула, это позиция скорого бегства. Он хочет быстро ответить на вопросы и убежать. Если человек удобно садится в кресло, спокоен и не суетлив, вы понимаете, что он настроен на диалог.

4. Подготовка к разговору

Когда я учу студентов, как проводить интервью, всегда подчеркиваю не отдавать микрофон собеседнику. Когда человек забирает микрофон, тогда он, а не вы как коммуникатор контролирует процесс разговора. Чем выше по статусу ваш собеседник, тем больше он чувствует себя вправе контролировать разговор и управлять вами. Но вы должны быть очень тактичным и вежливо поставить все на свои места.

5. Внимательность

Вы должны быть внимательным, заинтересованным, и собеседник должен это почувствовать. Если вы постоянно молчите и смотрите в сторону, человек понимает, что вам не интересно и вы не слушаете. Не стоит и перебивать. Но можно показывать свою заинтересованность кивком.

Записала Ирина НАУМЕЦ

Фотографии Александра Ласкина