Ведущие политологи и теологи Европы осудили «христианский национализм» и идеологию «русского мира»

Главный военный храм МП - символ воинственного руZZкого мира - фото 1
Главный военный храм МП - символ воинственного руZZкого мира
Источник фото: Wikimedia
В Новом колледже Оксфордского университета 4 и 5 апреля 2022 г. состоялась конференция «Христианская идентичность в национальном, транснациональном и локальном измерении». Участие в ней приняли ведущие политологи, социологи, философы и теологи Европы.

В рамках этой конференции 4 апреля профессор кафедры экклезиологии, международных отношений и экуменизма Университетского колледжа Стокгольма архимандрит Кирилл Говорун выступил с публичной лекцией об эволюции православного политического богословия.

Ведущие политологи и теологи Европы осудили «христианский национализм» и идеологию «русского мира» - фото 90920

Профессор Говорун объяснил, как продолжающаяся в Украине война связана с некоторыми течениями восточнохристианского политического мышления. Лекция транслировалась в прямом эфире, после чего состоялась панельная дискуссия.

Результатом конференции стала Декларация против-христианского-национализма и нового тоталитаризма под названием «Заявление солидарности с Православной декларацией относительно учения «Русский мир» и против христианского национализма и нового тоталитаризма».

В документе говорится о необходимости поддержать и расширить сферу действия предыдущей Декларации, принятой и распространенной православными богословами в воскресенье Православия, 13 марта 2022 года. Оксфордская декларация солидарности осуждает как «христианский национализм», так и его производную – «русский мир».

В документе содержится призыв отвергнуть «нечестные союзы христианства и политической власти, особенно в контексте национализма, популизма и новых форм тоталитаризма».

Среди подписантов такого призыва – Юрген Мольтман, Мирослав Вольф, Хосе Казанова, Томаш Галик, Катарина Кунтер, Мариетта ван дер Тол и другие.

Заявление о солидарности с православной Декларацией по поводу учения о «русском мире», а также против христианского национализма и нового тоталитаризма

После вторжения Российской Федерации в Украину в феврале 2022 года православные голоса решительно осудили использование для оправдания нынешней войны учения о «русском мире», согласно которому существует органически единая транснациональная православная русская цивилизация, охватывающая территории и народы России, Украины, Беларуси, а иногда и других стран.

Это заявление призвано: а) способствовать тому, чтобы ученые-христиане, не относящиеся к православной традиции, поддержали православных в отрицании учения о «русском мире»; б) осудить нечестивые союзы между христианской идентичностью и политической властью, возникшие также в контексте христианского национализма; в) призвать к развитию экуменического «богословия после "христианского мира" (Christendom)».

Мы приглашаем к поддержке этого заявления ученых и священнослужителей среди христиан и также открыты к тем, кто не разделяет его христианский язык, но солидарен с целью.

«Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш. Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены» (Из молитвы Анны, 1Цар. 2:2,3).

Мы признаем, что христианские традиции исторически приписывают святость одному лишь Богу. Ни нация, ни государство, ни какое-либо политическое сообщество не имеют права претендовать на святость, присущую им самим.

Христианская идентичность не принадлежит единственно, исключительно или в высшей степени какой-либо нации, расе или цивилизации. Целостность христианского свидетельства искажается там, где его используют для создания разделений между теми или иными людьми, расами, народами, цивилизациями.

Поэтому мы выступаем против «христианского национализма», «христианской Европы» и «русского мира».

Россия и вся Европа исторически были домом для многих религиозных, этнических и языковых сообществ. Целостность христианского свидетельства искажается политической агрессией, причинением телесных повреждений, страданий и ущерба или же отрицанием прав и целостности общин, с которыми мы сосуществуем, – то ли во имя христианского национализма, то ли так называемого «русского мира» (Святой Руси).

Мы помним, что часто христианство очень медлило с осознанием опасности своего соучастия в политическом насилии.

Христианской идентичностью злоупотребляли как в отношении христиан, так и нехристиан: во вспышках насилия на религиозной почве, в ужасающих преследованиях евреев и других меньшинств, а также в отношении народов мира, которые христианские колонизаторы пытались насильно обратить в свою веру. Целостность христианского свидетельства искажается использованием насилия в вопросах религии и использованием религии в сфере насилия.

Мы призываем других христианских ученых в Европе и за ее пределами выступить против нечестивых союзов между христианской идентичностью и политической властью.

Христианские ученые должны проявлять готовность и желание выступать против нечестивых союзов между христианством и политической властью, особенно в контексте национализма, популизма и новых форм тоталитаризма. Целостность христианского свидетельства искажается, когда присвоение христианской идентичности не отрицается изнутри христианских традиций.

Мы приветствуем «Декларацию по поводу учения о "русском мире" (РМ)» от части международного православного сообщества.

Злоупотребление учением о «русском мире» было решительно осуждено православными из разных стран как неправославное. Православные богословы без колебаний осудили братоубийственную войну против Украины как «повторение греха Каина». Целостность христианского свидетельства обеспечивается христианской солидарностью с теми, кто говорит власти правду.

Мы призываем к разработке экуменического «богословия после "христианского мира" (Christendom)».

Опираясь на Писание, разум и богатые традиции христианских церквей по всему миру, христианство XXI века должно рефлексировать над богословием и политической мыслью, внося особый вклад в экуменическое «богословие после "христианского мира"».

Православные, католические и протестантские ученые должны поддерживать друг друга в сопротивлении сакрализации политических сообществ и предлагать ресурсы для формулирования теологии, преданной всеобщему благу, истине и справедливости.