“«Вера и Свет» – это место встречи с Господом, который есть среди слабых и немощных”
Интервью с о. Андреем НАГИРНЯКОМ, капелланом киевской общины „Вера и Свет”
Великие дела обычно начинаются с неожиданного Божьего откровения, которое, проникая глубоко в сердце человека, раз и навсегда изменяет ее личную жизнь.
Как-то проходя по городу, профессор философии Торонтского университета Жан Ванье увидел двух мужчин, которые одиноко со страхом выглядывали из-за забора дома-интерната для умственно неполноценных. В их грустных глазах он прочитал беспомощную мольбу и немой вопрос: „Может ли кто-то полюбить нас таких? Неужели наше одиночество никогда не закончится и нам не суждено жить как все люди?” И тогда профессору открылась большая тайна - „если ты хочешь идти за Христом, ты должен как и Он спуститься с карьерных высот, чтобы встретиться и пойти вместе со сломанными людьми, охваченными болью и страданиями. Именно тогда ты увидишь свет в темноте...”
Впоследствии профессор оставил преподавательскую практику и поселился на севере Франции, где начал служить отброшенным обществом людям, открыв первый дом общего проживания лиц умственно неполноценных под названием „Лярш” (ковчег).
Сегодня уже существует свыше 120 сообществ „Лярша” в 30-ти странах мира. А в 1971 году было основано Международное христианское движение сообществ „Вера и Свет”, целью которого является помощь умственно неполноценным лицам в поиске их настоящего места в сердце Церкви, потому что каждый Человек является полноценным и дорогим в глазах Божьих. Это движение сегодня объединяет людей разных конфессий в более чем 150 сообществах 70-ти стран мира. В Украине таких объединений уже 20.
Мой собеседник – капеллан киевского сообщества „Вера и Свет”, священник УГКЦ Андрей Нагирняк.
– Отец Андрей, в Украине сегодня много благотворительных организаций, почти каждый депутат у нас благотворитель. Особенно обнаруживается это в канун выборов во время шумных кампаний пиара. А вот о вашем движении, которому в Украине уже пятнадцать лет, в СМИ почти ничего не слышно. Может христианская благотворительность рекламы не требует?
– Когда мы говорим о благотворительной деятельности, то понимаем, что, с одной стороны, это не является основным деянием Церкви. Потому что главным ее заданием является спасение человеческой души, обращение ее к Богу. Но апостол Иоанн Богослов, как известно, сказал: „кто скажет: я Бога люблю, а ненавидит брата своего, тот лжец. Потому что кто не любит брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?” Потому делать дела милосердия является конкретным способом, которым мы с одной стороны обнаруживаем свою веру, а с другой - растем в ней.
Вспомним притчу, где говорится о Суде Божьем. Господь четко говорит, что когда придет время страшного суда, то Он разделит людей на праведных и неправедных, на овец и козлов по признаку добрых дел. Накормили ли они Его, когда Он был голоден, напоили ли, когда жаждал, посетили ли, когда был больной? И тогда Его спросят, когда же мы видели Тебя голодным или больным? А Он скажет: что вы сделали одному из наименьших сих, то вы Мне сделали.
Следовательно, наша вера без дел мертва, и мы должны обнаруживать ее не только в отношении к Богу, которого мы не видим, не только ходя в церковь и молясь, но и в служении ближним. Потому что, когда мы идем навстречу нуждающемуся, мы имеем уникальную возможность встретиться с самим Богом.
Очень часто люди думают, что Бога можно встретить лишь в церкви, читая Библию или во время молитвы. Но Христос говорит нам, что Меня встретите, когда придете к тому, кому нужна помощь.
Следовательно, христианин должен понять, если он не выйдет на встречу нуждающемуся, то может в своей жизни разминуться с Богом. И это является очень важным предостережением для нас. Это одна из главных мотиваций христианского милосердия и благотворительности.
– Так кто же больше заинтересован в благотворительности – благотворитель или нуждающийся?
– В действительности этот процесс помощи является взаимным. Мы часто думаем, что, занимаясь благотворительностью, помогаем лишь определенному лицу. Но забываем, что в действительности этот человек помогает также и нам. Он является для нас благоприятным случаем проявить сочувствие, милосердие, проявить свои человеческие качества. В конце концов, показать себе самим, что мы в действительности являемся настоящими людьми.
– Часто мы слышим о разных благотворительных акциях и конкурсах, цель которых обнаружить способных и талантливых. А как же быть с не совсем способными и не совсем талантливыми? Неужели они не заслуживают нашей любви и внимания?
– Окружающий мир, к сожалению, является миром конкуренции. Кто проявляет слабость – тот проиграл. Мы же приходим к человеку слабому, который в этом мире, хоть и не чемпион, но также имеет душу и сердце и, возможно, больше других хочет любви и милосердия.
Существует еще и такая проблема. Иногда человек готов скорее дать деньги, выполнив, по его мнению, свой гражданский долг, чем встретиться с нуждающимся человеком, который в большей мере нуждается в общении. Люди часто пытаются дистанцироваться от проблем. Они или боятся, или не хотят сопереживать. Именно такой была и наша государственная политика в продолжение долгих лет – спрятать людей с функциональными ограничениями за высокие заборы. Вместо того, чтобы сделать их частью нашей жизни, чтобы они играли свою роль в ней.
– А какая собственно их роль? Почему общество должно их принимать как равных?
– Призвание этих людей – показать всем нам, что в действительности в этой жизни есть что-то важнее, чем функциональные возможности, чем конкуренция, добывание титулов, разных побед, материальных ценностей, карьеры. Хотя это тоже важно и является частью нашей жизни, однако не должно быть его сущностью, целью, смыслом. В действительности смысл жизни глубже и без присутствия таких людей общество перестанет быть человечным.
Международное движение „Вера и Свет” является примером той альтернативы, которая являет собой противовес мира конкуренции и жестокой борьбы за место под солнцем. Кстати, это одна из причин, почему наши сообщества не регистрируются как организации. Мы не пытаемся играть по правилам этого мира, потому что можем потерять то, что главнее всего – нарушить фундаментальный принцип нашего единства по духу, а не по букве. Сегодня и так в мире достаточно много формализма. Главное же не декларации, а понимание того, что личность с интеллектуальными и функциональными ограничениями является не чем-то несовершенным, забракованным. Напротив – такой человек избран. Потому что более слабые – это те, среди которых хочет быть Бог. Поэтому, когда мы помогаем более слабому человеку, мы встречаем в нем Христа. Но, проявляя милосердие, находим Бога также в своем сердце.
– Ваше движение родилось во Франции на католической почве, но сегодня он объединяет представителей разных христианский церквей. Как вам удается находить общий язык?
– Известно, что Бог присутствует в храме, на молитве, во время Божественной литургии. Это так, но, к сожалению, люди разных церковных традиций именно в этом не всегда находят согласие. У нас же такой проблемы нет. „Вера и Свет” – это место встречи с Господом, который есть среди слабых и немощных. А соединяет нас общая любовь, потому что Бог и есть любовь.
P.S. Недавно в Киеве, в Национальном академическом театре оперы и балета Украины им. Т. Г.Шевченко, состоялась помпезная акция, приуроченная соблюдению в Украине прав человека. Приглашены были (по-видимому по традиции) и инвалиды, которые передвигаются на колясках. Для многих из них это была может быть единственная возможность попасть в главное учреждение национальной культуры. Потому что, хотя в Украине уже не первый год действует программа „Общество без барьеров”, преодолевать реальные барьеры на лестнице удавалось только благодаря помощи бригады волонтеров. После торжеств и речей состоялся праздничный концерт. Инвалиды были очень благодарны за внимание к ним со стороны государственных мужей.
Беседовал Александр КОЗЛОВСКИЙ (УКРИНФОРМ),
Киев, май 2008