Власть и Церковь: Конец неначатого диалога?

Власть и Церковь: Конец неначатого диалога? - фото 1
Призыв начать диалог между Церковью и новой властью наконец услышали в администрации Президента. Можно было бы и дальше игнорировать это поле общественных отношений, но все просили, ну очень просили, и неоднократно. А тут еще «международная общественность» отозвалась Фондом Конрада Аденауэра. Приперли, что называется, к стене. Деваться некуда.

Fylypovych..jpgВозможно присутствие заместителя главы Администрации Анны Герман на Круглом столе, который состоялся 20 декабря в Украинском Доме, не снимает актуальности встречи Президента Украины с руководителями церквей и религиозных организаций. Церкви не теряют надежду увидеть Президента в кругу ВСЦиРО. Верующим в лицах своих пастырей очень хочется услышать голос первого человека в государстве, ибо сколько бы не говорилось с разных трибун от Президента о равенстве всех и уважении ко всем, Слово Президента – это слово, которое приобретает особую легитимизации в современных условиях.

Четко не выражена позиция Президента относительно Церкви оставляет место для многочисленных догадок, фантазий, интенций, творит подозрение среди верующих, интриги по правую и левую десницу у Президента. Достигнутый за 20 лет религиозной свободы баланс между религиями и Церквями, а также доверие между их лидерами – пошатнулись или их собираются поколебать ... И хотя никто прямо не говорит, кто ходит в любимчиках у новой власти, но это просто считывается из информационных сообщений.

Только за последний месяц информация к размышлению:

В конце 2011 года начнется построение нового храма на месте Десятинной церкви, который уже передали УПЦ. Общественность взывает о недопустимости уничтожения остатков памятника истории, а настоятель еще не построенной будущей церкви архимандрит Гедеон (Харон) заявляет, что государство пообещало выделять Десятинной церкви средства без ограничений;

Просит государственной финансовой поддержки построение кафедрального собора УПЦ – дают в размере 11 млн., просит УГКЦ, даже не Церковь, а православные депутаты – не дают (хотя такой же кафедральный собор);

отпевать умерших на кладбищах Киева священники УПЦ могут, все остальные, а особенно УПЦ КП – ни в коем случае;

частник-благодетель, построив дом одной общины, может отобрать его через «неправильную» конфессиональную ориентацию настоятеля а то и целой общины и передать в подчинение другой Церкви;

захватить храмы в Донецкой обл. с. Камянка, Тельмановского района, приход Вознесения Господнего УПЦ КП, то же самое в с. Раздольном Старобешевского района – норма, будто это предприятие, приносящей доход;

освободить от налогов строительство православного кафедрального собора в Киеве – пожалуйста;

выселить национальные музеи с территории заповедников Киево-Печерской Лавры и Херсонеса Таврического – почти реализованная мечта;

Почтить память жертв Голодомора с первыми лицами государства, благословить работу местных советов нового созыва и вновь назначенных глав администрации, освятить мост через Днепр, зажечь главную праздничную елку, наградить очередного партийца или госслужащего ...

Этот перечень странных сообщений нет смысла продолжать. В их рациональность и нравственность трудно поверить, а тем более охватить умом. Но вывод очевиден: на наших глазах творится государственная Церковь, и есть подозрение, что без согласия самой Церкви.

Люди, которые пришли на Круглый стол, хотят услышать, а наконец понять: государство им партнер или враг? Будет способствовать или мешать осуществлять непростую миссию духовного, а все чаще и социального окормление народа? Стоит ли с ним, с таким государством, иметь дело?

И если власть думает, что народ не видит и не фиксирует в сознании такие явные несправедливости, не обижается, что кого уважают, а кого в глаза не видят, не накапливает недовольство на тех, кто творит эти чудеса, не разочаровывается в своем выборе, то такая власть очень ошибается.

В народе, в этом «темном народе», каким хотелось бы видеть его власти, все еще живет понятие правды. Именно поэтому этот народ и неоднократно поднимался против разных властей. И последний раз совсем недавно. Ну неужели власть не видит, что такой политикой сама себе создает проблемы? Производит взрывоопасный протестный материал? Зачем своими руками замешивает духовную непокорность, которая выльется в реальное сопротивление? Проверяет на терпимость и терпение? Церковные лидеры пока сдерживают растущее недовольство масс, но могут и отпустить волну народного гнева ... Помним, что борьба за идеалы и свободу, а особенно религиозные, завершалась крестовыми походами, религиозными войнами, террористическими актами.

Меньше всего хочется кого-то напугать. Речь идет даже не о здравом смысле, а о банальном и примитивный политическом прагматизме. Хотите остаться у власти – ищите компромисс, который достигается лишь в процессе диалога, который может закончиться, так и не начавшись.