«Во время недели молитв за единство мы наблюдаем превалирование духа христианства над буквой догматов и канонов»
Интервью с Олегом КИСЕЛЕВЫМ, канд. филос. наук, ученым секретарем Отделения религиоведения Института философии им. Г.С.Сковороды НАНУ, ответственным секретарем Молодежной ассоциации религиоведов
— Вы как ученый, как оцениваете эту уже трехлетнюю практику Недели молитв за единство христиан в Украине?
— Не первый год наблюдаю за экуменическими процессами в Украине, и могу уверенно сказать, что из года в год они становятся интенсивнее. Неделя молитв за христианское единство проводилась и раньше – пять, шесть лет тому назад. Кстати, на РИСУ были материалы об этих инициативах. Однако последние два-три года они выглядят более масштабными, их организаторы беспокоятся о более широкой информированности общества относительно проведения мероприятий на этой неделе.
Кстати, достаточно показательно, что именно УГКЦ является куратором этой экуменической недели, поскольку она является наиболее экуменически сориентированной Церковью в Украине (послание в 1994 г. кардинала Мирослава Ивана Любачевского “О сочетании святых Церквей”, “Концепция экуменической позиции Украинской греко-католической Церкви” (в 2000 г.), Институт экуменических наук и его дистанционная программа экуменических студий, Комиссия по содействию единству между христианами и ряд международных конференций по проблемам экуменизма).
Ни одна другая Церковь в Украине не сделала даже треть того, что делают католики. Этому есть свои причины. Во-первых, сравнивая с православной церковью или православными церквями, где присутствуют как антиэкуменические, так и критические относительно экуменизма настроения, в Католической Церкви в целом отклонение от курса на экуменизм, который был принят Вторым Ватиканским собором, практически не возможен. Во-вторых, существует тенденция, которую обнаружил епископ Браян Ферел – секретарь Папского совета по делам содействия христианскому единству, что католики более экуменичны в тех странах, где они составляют меньшинство.
Похожее мнение выражал и директор Института религиозных наук св. Фомыа Аквинского в Киеве о. Адам Добжинский в интервью «Парфияльной газете», говоря о том, что в Украине экуменизм является более актуальным, чем в Польше.
Нынешняя неделя молитвы за христианское единство привлекает внимание тем, что, во-первых, широко распространяется программа мероприятий (прошлые годы, если она и существовала, то лично мне на глаза не попадала). Во-вторых, в мероприятиях принимают участие три самых влиятельных православных церкви УПЦ, УПЦ КП и УАПЦ. Вряд ли следует рассчитывать на то, что участие этих церквей в мероприятиях Недели означает преодоление существующих между ними расхождений и противоречий. Однако конфронтация между церквями часто существует среди духовенства и не всегда полностью воспринимается мирянами. Молитвы за христианское единство будут усиливать духовное братание верующих разных церковных юрисдикций и конфессий. Собственно здесь мы наблюдаем превалирование духа христианства над буквой догматов и канонов.
Миряне также являются частью церкви (церквей), они являются ее солью. Экуменические мероприятия способствуют формированию толерантного отношения между верующими, а следовательно, и гармонизации межконфессиональных отношений в Украине. Но снова таки, не нужно абсолютизировать этот тезис и ожидать, что трех- или пятилетняя традиция проведения Недели молитв за христианское единство является панацеей от любых проявлений вражды и конфликтов, которые существуют или будут существовать между церквями.
Часто причинами раздоров между верующими и духовенством разных конфессий являются не только существующие негативные стереотипы («униаты», «раскольники», «москвофилы», «сектанты» и тому подобное), но и финансовые, политические и моральные факторы. Экуменические молитвы могут снять первое, однако, не второе.
— А как они могут повлиять на украинское общество?
Относительно влияния молитв за христианское единство на украинское общество. Откровенно говоря, я имею достаточно скептическую позицию. Во-первых, необходимо признать, что влияние религии на украинское общество является достаточно ограниченным. Приведу несколько примеров. Церковь выступала против пересмотра гражданами киноленты снятой за скандальным романом Дэна Брауна «Код да Винчи», однако, собрания кинопрокатчиков от показа названного фильма были не меньше, чем обычно.
Так же определенным индикатором может быть социологический опрос среди киевлян относительно последующей судьбы Киево-Печерской лавры, который проводился несколько лет назад. Тогда подавляющее большинство киевлян выступило за сохранение status quo, то есть против передачи верхней части лавры, которая в настоящее время все еще остается музеем-заповедником, какой-либо из церквей.
Соответственно, вряд ли мы будем наблюдать. например, единение украинской нации под флагом экуменизма. Однако, возможен другой вариант. Духовное единение христиан будет способствовать постоянным контактам представителей разных конфессий, не только в течение одной недели в январе. Межхристианские контакты из года в год будут налаживаться не только на верхушке церковной вертикали, например, на уровне межконфессиональных советов, но и на уровне мирян. Замечательным примером здесь может служить Мирянское движение за единство Церквей в Украине.
Неделя молитв за единство христиан как раз может стать катализатором возникновению подобных мирянских инициатив и развитию существующих. И только после окончательного формирования этого сегмента церковно-религиозной жизни мы будем наблюдать усиление влияния на украинское общество. Но конечно, мирянские структуры не должны заниматься политикой и обслуживать интересы политических партий или соседних стран, как это существует среди околоцерковных сообществ, близких к УПЦ или, скорее, даже РПЦ.
— "Единство христиан по-украински" — каким оно является и может стать в ближайший период?
Замечательный и в то же время сложный вопрос. С точки зрения протестантской экклезиологической теории ветвей, согласно которой каждая церковь и деноминация является отдельной ветвью на дереве христианства, такое христианское единство фактически существует, но его необходимо осознать. Однако православная и католическая экклезиология такой концепции не принимает, хотя часть мирян полностью может ее принимать.
Наиболее глобальный проект по единению христиан – это утверждение Киевского патриархата на основе единения украинских православных церквей и УГКЦ (единение Церквей «киевского традиции»). Это замечательная идея в контексте становления украинской государственности, возрождения украинской культуры, утверждения национальной идентичности..., но существуют ли реальные механизмы ее реализации?
Я не спрашиваю, существуют ли модели такого единения. Они существуют, однако, возможно ли их реализовать, исходя из реальности догматических расхождений между церквями? Католики и православные ведут официальный богословский диалог на международном уровне с 1979 года, однако существует еще достаточно много нерешенных проблем.
Следовательно, я вижу реальной модель единства христиан, приближенную к европейской или американской, где верующие не акцентируют внимание на своей конфессиональной принадлежности, хотя и четко могут сказать, в какую церковь они ходят. При этом авторитетом для верующих может быть не только пастор их конфессии. Но здесь, опять же, прослеживается протестантская модель. Лишь время покажет, утвердится ли она в Украине.
Беседовала Светлана ЯРОШЕНКО