Военно-полевые заметки. 300 километров однодневного боевого служения
Корреспондентка РИСУ Татьяна Мухоморова продолжает делиться впечатлениями от путешествия по «приграничным территориям» в Херсонской области. В этот раз речь пойдет о настоятеле херсонского Свято-Покровского храма УПЦ КП протоиерея Сергия Чудиновича. Сразу отметим, что это далеко не единственный служитель УПЦ КП, который работает «в поле», просто приглашение на совместную поездку мы получили именно от него.
Пять утра. Отец Сергий, собрав мини-бригаду, снова выдвигается к приграничным военным базам, как он это обычно делает каждые два дня. Впереди 300 км дорог, где благословения, совета и помощи ждут бойцы.
Рядовому туристу не так легко миновать блокпосты, не говоря уже о том, чтобы попасть на территорию военного базирования. Однако юморного и очень активного отца Сергия тут уже хорошо знают. На этот раз багажники его авто и другой машины прихожанина забиты теплыми вещами, военной амуницией, разгрузочными жилетами, самым желанным заказом. Рядом на сидении всегда лежит журнал, где записан каждый взнос, независимо от размера – 5 гривен или тысяча. Имена всех благотворителей еще будут упомянуты во время богослужений.
«Основная цель моих поездок – это богослужение. А любовь, которая у нас проявляется в этом, изливается и в благотворительности, помимо духовной миссии. Бойцам как никогда нужна духовная помощь сейчас, мы служим короткие литургии, занимающие 25–30 минут, иногда освящаем палатки или оружие, как раньше освящали мечи и сабли. Многие исповедуются, я всем оставляю телефоны и готов приехать ради задушевного разговора при первом же случае. Я не боюсь публичных призывов о помощи, с меня корона не упадет. А кто говорит, что это продвижение – пусть, Бог все видит. Мы называемся просто Церковно-общественная инициатива помощи украинской армии», – рассказывает по дороге отец.
Первая встреча – прямо на трассе. Военные получают новую форму, примеряя ее в поле, пока мимо проезжает БТР. Дальше – один из блокпстов, куда отец традиционно прибывает для утренней литургии. Пока замполит собирает желающих бойцов, о.Сергий быстро расставляет атрибутику для служения на перевернутом ящике из-под боеприпасов, а за тонкой сеткой спят солдаты после ночного дежурства. На стене – подаренный священниками желто-блакытный флаг, на нем – икона.
На службу приходят не все военные, они стыдливо снимают шапки, переворачивая автоматы за спину. Грубые руки не дрожат, держа свечку. О. Сергий объясняет детали проведения службы, бойцы называют свои имена и имена своих родных. Священник за них вынимает частички из просфоры. После литургии начинается обряд освящения оружия. Кроме того, литургия служится по укороченному варианту, прописанному для военных капелланов, занимая 20–25 минут из-за плотного распорядка дня солдат.
«Не убей не означает не защити. Будем молиться, чтобы Бог правильно использовал наши намерения, чтобы они не пошли в злом направлении. Помните, что страх – это грех, но осторожность – это норма. Определенные предостережения должны быть, это нормально для верующего человека.
Напомним, что особые условия требуют особых решений. Поэтому имел место знаковый случай совместного служения литургии представителей разных конфессий и простого единения ради лучшей помощи армии. Это содействует объединению, как то передача молитвословов, вещей, денег, и самому главному – контактам с частями, чтобы туда имели доступ все священники», – рассказывает о.Сергий.
Пока на базе еще утро, солдаты сменяют друг друга возле замаскированной техники, дорогами иногда проезжают танки и фуры, со стороны Крыма. Новая «граница» всего лишь в полутора километрах оттуда, ночью тут привыкли к сигнальным ракетам, освещающим звездное южное небо.
Через дорогу, за 300 метров, расположился пункт приема военных, отозванных со своих частей в Крыму. Там только две больших палатки, где чаще всего остаются до 500 беженцев, которых потом переправляют в Киев, откуда снова отправляют служить уже в другие области. Изношенным палаткам уже 30–40 лет, однако бойцы не теряют чувства юмора и хорошего настроения.
«Ну и что, что все старое. У нас даже два канала антенна ловит, хоть слышим новости. Местные приносят яйца, молоко, подкармливают домашним. Всего хватает, воздух чистый, вот только жены и детей не хватает. Семья – это единственное, что держит, то, без чего давно бы опустились руки. А так ты знаешь, что тебя ждут, а ты должен быть здесь и беречь их от врага», – делится улыбающийся подполковник Владимир.
Не пропускаем небольшое село Красный Чабан, на центральной площади которого до сих пор гордо смотрит в даль каменный Ленин. Однако местные убеждены, что как только появится свободная минута и не будет постоянного напряжения из-за угрозы вторжения россиян – наступит и его логическая гибель. Секретарь сельского совета Лариса Васильевна рассказывает, что люди уже привыкли к этому положению, идти никуда не собираются, и тем более принимать российское гражданство. Проблемой остается только то, большинство жителей села работают на заводе «Титан», расположенном уже за линией новой границы. Пока их пропускают через границу, но обещают, что скоро доступ закроют – и люди останутся без работы.
Работа священника не ограничивается только встречами с военными. По дороге по непривычно ровным шоссе степного края успеваем обсудить буддизм, ислам и мистицизм. Отцу Сергию удается легко и доступно объяснить и селянину, и академику разные аспекты христианства, зачастую с помощью простых аналогий, но тех, что попадают прямо в сердцевину.
«Многие сейчас приезжают из Крыма, но тут они никому не нужны. Они остались без денег, без имущества, беженцы. И даже те, что в Крыму, получили пенсии, пересчитанные совсем не в том размере», – рассказывает священник.
Следующая на нашем пути – часть пограничников. Машины встречает пост охраны, пропуская популярного здесь «боевого батюшку». Вместе с тем солдаты уточняют, можно ли будет исповедаться – разговор с духовником помогает успокоить нервы. Приезд нашего кортежа вызывает нескрываемую радость – к отцу Сергию подходят командиры, которые уже стали друзьями за этот хотя и короткий, но особенный отрезок времени, когда люди раскрываются по-настоящему. Бойцы получают подарки – тут и мясо, и консервированная рыба, и кофе по-турецки, и сгущенка с печеньем. Для них это маленький праздник и возможность узнать свежие новости. При этом снаружи караулят дежурные, следя за небом и линией горизонта.
Едем искать часть, куда еще не приезжали священники, но откуда поступил заказ на новую одежду и пару разгрузочных жилетов. По дороге проезжаем табличку Чаплинского района, где на бетонных блоках – две сакраментальные надписи: «Путин – фашист. Через 15 км российский оккупант» в направлении Крыма и «Вас приветствует свободная Украина» по дороге на Херсон. И даже в маленьком селе повсюду висят желто-блакытные знамена, а фасады и мосты украшают надписи «Путин – прочь» и «Украина единая». Это для тех, кто не верит в патриотические настроения Юга, маленький пример из крохотного села, характерный для всей Херсонской области.
Наилучший способ показать, что приехали свои, – открыть багажник и достать подарки. На лицах офицеров и солдат расцветают улыбки, военные крепко жмут руки и приглашают священника читать молитвы, благословляя бойцов на защиту Отчизны. Солдаты быстро начинают искать нужный размер, примеряя новые берцы и камуфляж. Мы не единственные гости – рядом приехали местные с детьми, чтобы спросить, что нужно, – они смогут поставлять им свежие продукты и товары первой необходимости. Пока разговариваем, за спиной заводят моторы два вертолета – ежедневно они совершают несколько вылетов, контролируя, чтобы небо и дальше оставалось мирным. Улучив минутку, солдаты пишут письмо благодарности, чтобы мы его показывали всем, кто не равнодушен к ним, – каждое доброе слово расправляет крылья.
По дороге получаем хорошее известие для двух мужчин. Ранее о.Сергий покупал на заказ одной из частей зеркала, чтобы бойцы были всегда при параде. Тогда, услышав, что зеркальца предназначены для армии, собственники магазинов подарили несколько от себя, написав письмо поддержки. Мы везли ответ от командира части, который вручили мужчинам. Те были тронуты до слез и пообещали помочь в будущем, чем смогут.
Возвращение домой ознаменовал блокпост Самообороны на въезде в Цюрупинск – оборонцы дорог нередко принимают у себя беженцев на ночь, помогая добраться до места, и останавливают автобусы с сепаратистами, везущими партию российских флагов и паспортов. Нередко попадаются и наркодиллеры, которые совсем не рады перспективе двойного обыска на трассе. Сейчас блокпост объединил усилия с гаишниками на мосту, перекрыв таким образом почти все пути проезда к Херсону.
Позади остаются сотни километров, радостные лица мужественных мужчин, но это только один пример служения. Пройдет день, и отец Сергий, собрав и закупив новые товары, сложив два чемоданчика с церковной атрибутикой, снова двинется к солдатам, чтобы нести Слово Божье и необходимые вещи.
«Самая главная проблема не столько в России, сколько в Украине. Если люди и служители прекратят жить по психологии раба, станут думать и действовать как свободные люди, то эти все так называемые расколы нивелируются. Так называемые проблемы только надуманные, у Киевского Патриархата тоже есть свои огрехи, но, по моему мнению, Московский Патриархат является неканонической структурой, учитывая Харьковский собор 1992 года, но я уверен, что этот вопрос можно решить до вечера. Два телефонных разговора – и этого всего не было. Тут нужно расширить свои границы любви. Я не боюсь быть свободным, а некоторые этого бояться», – завершает свои размышления о.Сергий Чудинович.