Встреча Президента Украины с главами конфессий: есть ли на самом деле диалог между властью и церквями?

Принятые пропрезидентским большинством изменения в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» направлены на ограничение религиозной свободы и увеличение возможностей для влияния на религиозную среду со стороны властей.

17 октября состоялась очередная встреча Президента Украины В.Януковича с Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО). Это уже вторая встреча Главы государства в 2012 году с главами конфессий – членами ВСЦиРО (перед этим встреча была 21 марта) и третья за время его президентства (первая встреча состоялась 21 апреля 2011 года). Кроме того, 10 апреля 2012 года В.Янукович встречался с главами Церквей, подписавшими совместное обращение о внесении изменений в порядок помилования осужденных лиц и о помиловании Ю.Тимошенко.

Накануне встречи Президента Украины с главами конфессий

Намерение встретиться еще раз до конца года с главами конфессий В.Янукович озвучил на последней встрече с ВСЦиРО в марте 2012 года. Тогда Президент Украины предложил встретиться с руководителями церквей и религиозных организаций в августе в Крыму. Однако после консультаций с представителями конфессий анонсированную встречу было решено провести в Киеве.

Последняя встреча В.Януковича с ВСЦиРО состоялась на фоне следующих событий:

Автором указанного законопроекта является Постоянный представитель Президента Украины в Верховной Раде, народный депутат Ю.Мирошниченко, но фактическим разработчиком проекта является Министерство юстиции Украины. Законопроектом предусматривается внесение изменений в различные законодательные акты Украины (36 законов) по приведению их в соответствие с административной реформой, в том числе в базовый закон в сфере свободы вероисповедания.

5 июня 2012 года законопроект № 10221 по сокращенной процедуре был принят парламентом в первом чтении, несмотря на то, что Комитет по вопросам культуры и духовности рекомендовал отклонить указанный законопроект. Представители конфессий провели ряд консультаций с депутатом Ю.Мирошниченко и представителями Министерства юстиции и Министерства культуры о недопустимости принятия предложенных изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». В результате были достигнуты договоренности с депутатом Ю.Мирошниченко и Минюстом об оставлении без изменений Закона о свободе совести, а также поддержаны и зарегистрированы в Верховной Раде Украины письменные предложения ВСЦиРО в текст законопроекта ко второму чтению. Вместо этого 16 октября 2012 года провластное большинство в парламенте приняло указанный законопроект в целом как закон в редакции первого чтения - без всякого обсуждения и несмотря на отсутствие со стороны профильного комитета таблицы поправок ко второму чтению.

Следует отметить, что сам по себе факт подачи в Верховную Раду законопроекта, который предусматривал внесение изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», Постоянным представителем Президента Украины в парламенте является нарушением обещания, которое дал В.Янукович во время его встречи с ВСЦиРО от 21 апреля 2011 года. Тогда Президент Украины заверил глав церквей и религиозных организаций, что в законодательство о свободе совести не будут вноситься изменения в случае отсутствия их консенсусной поддержки со стороны конфессий.

Принятые парламентом изменения в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» предусматривают:

  • усложнение регистрационных процедур, связанных с получением религиозными организациями статуса юридического лица, и внесения изменений и дополнений в их учредительные документы;
  • законодательное закрепление разрешительного характера проведения религиозными организациями публичных религиозных мероприятий, что противоречит статье 39 Конституции Украины, устанавливающей уведомительный характер организации мирных собраний;
  • введение контроля за соблюдением законодательства о свободе вероисповедания со стороны прокуратуры, центральных органов исполнительной власти, формирующих и реализующих политику в сфере религии, других центральных органов исполнительной власти и местной власти.

Таким образом, принятые изменения в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» направлены на ограничение религиозной свободы и увеличение возможностей для влияния на религиозную среду со стороны властей.

Позиция Президента Украины на встрече с главами конфессий

Виктор Янукович на встрече с ВСЦиРО в своих выступлениях в основном касался текущих аспектов государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений, в частности:

  • О дальнейшей судьбе Закона "О Едином государственном демографическом реестре" (проект № 10492): вопрос о применении права вето;
  • Об утверждении в ближайшее время Правительством Государственной программы развития украинского языка с ее финансированием ежегодно и о завершении работы над проектом изменений в Закон Украины «Об основах государственной языковой политики»;
  • О важности принятия решений по поводу резонансных законопроектов с учетом общественного мнения (в частности, относительно Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» и относительно законопроекта № 8711 о защите детей от пропаганды гомосексуализма, принятом в первом чтении);
  • О гарантировании равных прав и условий деятельности для всех конфессий в Украине;
  • О неиспользовании авторитета церквей, их организационных структур, религиозной символики в политической предвыборной борьбе на парламентских выборах;
  • О постоянном диалоге между представителями власти и конфессий на местном уровне и о принятых мерах по восстановлению деятельности правительственной Комиссии по вопросам обеспечения реализации прав религиозных организаций;
  • Глава государства выразил поддержку деятельности Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций на международном уровне;
  • Президент потребовал от правоохранительных органов тщательного расследования и жесткой реакции на разрушение представительницами феминистического движения креста-памятника жертвам репрессий в Киеве.

Что касается последнего вопроса – это была собственная инициатива Президента Украины, поскольку главы конфессий не обращались по этому поводу к В.Януковичу и не просили принять какие-то меры.

Позиция глав конфессий на встрече с Президентом Украины

Главы конфессий молниеносно отреагировали на решение провластного большинства в парламенте по принятию изменений в Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях" (законопроект № 10221) и единодушно обратились к В.Януковичу с "решительным призывом наложить вето на этот закон" в части внесения изменений в базовый закон в сфере свободы вероисповедания. В свою очередь, Президент Украины ответил, что "мнение Совета церквей будет иметь большое значение при принятии решения о судьбе этого закона".

Руководители церквей и религиозных организаций в своих выступлениях также обратили внимание В.Януковича на вопросы относительно:

Следует отметить, что на этой встрече главы конфессий не предоставляли Президенту Украины письменных предложений по совершенствованию государственно-конфессиональных отношений в Украине, за исключением обращения о необходимости ветирования законопроекта № 10221.

Последний раз подобные предложения со стороны руководителей церквей и религиозных организаций предоставлялись В.Януковичу во время прошлой встречи с ним в марте 2012 года. Показательно, что из 16 вопросов, затронутых тогда главами конфессий, только один нашел свое отражение в Поручении Президента Украины по итогам этой встречи. Речь идет о просьбе об активизации работы Комиссии по вопросам обеспечения реализации прав религиозных организаций, первое заседание которой при действующем составе Правительства состоялось 22 октября 2012 года.

Организационные аспекты встречи Президента Украины с главами конфессий

По поводу организационных аспектов встречи В.Януковича с главами конфессий – членами ВСЦиРО стоит обратить внимание на следующее.

Становится общепринятой практикой приглашать руководителей церквей и религиозных организаций на встречу с Президентом Украины В.Януковичем за несколько дней до запланированной даты, что отрицательно сказывается на заранее запланированных мероприятиях и командировках религиозных деятелей. При этом главы конфессий не получают ориентировочный перечень вопросов повестки дня встречи. Это затрудняет надлежащую подготовку к встречам такого уровня и негативно влияет на их эффективность.

Другой тенденцией является то, что слово для выступления предоставляется только части из присутствующих религиозных деятелей. Примерно половина присутствующих глав конфессий не получила возможности для выступления во время последней встречи с Президентом В.Януковичем.

Также примечательны следующие особенности:

- Пресс-служба Президента Украины на официальном сайте Главы государства не впервые освещает встречи В.Януковича с "руководителями церквей и религиозных организаций", минимально упоминая Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций;

- После встречи В.Януковича с членами ВСЦиРО в марте 2012 года главы конфессий не получили копию соответствующего Поручения Президента Украины, несмотря на обращение Секретариата ВСЦиРО к Администрации Президента и Минкультуры. В прошлые годы участники встречи имели возможность ознакомиться с текстом Поручения, изданного по ее результатам.

Выводы

1. Встреча В.Януковича с главами конфессий - членами ВСЦиРО 17 октября 2012 года прошла в позитивной атмосфере, однако ей недоставало стратегического измерения и конструктивности. Вместе с тем, указанная встреча должна дать импульс относительно развития государственно-конфессионального диалога на уровне центральных и местных органов исполнительной власти относительно решения актуальных вопросов деятельности религиозных организаций.

2. Принятие накануне провластным большинством парламента изменений в Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях" (законопроект № 10221) создало негативный фон для встречи. Однако единодушная позиция глав и представителей конфессий о необходимости ветирования этих изменений и заявление В.Януковича о том, что "мнение Совета церквей будет иметь большое значение при принятии решения о судьбе этого закона", дает надежду на то, что Глава государства наложит вето на этот закон.

3. Ветирование Главой государства законов «О Едином государственном демографическом реестре» (проект № 10492) и о внесении изменений в Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях" (законопроект № 10221) было бы наглядным примером для Верховной Рады и Кабинета Министров относительно важности "принятия решений о резонансных законопроектах с учетом общественного мнения".

4. Представление В.Януковичем наработок в сфере языковой политики (проекты Государственной программы развития украинского языка и изменений в Закон Украины «Об основах государственной языковой политики») со стороны власти выглядит как достижение в этой сфере. Вместе с тем, со стороны общественности это скорее воспринимается как попытка исправить ошибки в связи с принятием вышеупомянутого языкового закона вопреки позиции значительной части гражданского общества, включая глав конфессий.

5. Встреча продемонстрировала открытость и готовность глав конфессий к диалогу с властью на высшем уровне с четкой общей позицией. Со своей стороны Президент Украины В.Янукович в этот раз демонстрировал большую открытость к диалогу. Однако для эффективности такого рода встреч необходимо отойти от "сценарного подхода" и ввести практику открытого общения Главы государства с членами Всеукраинского Совета Церквей относительно актуальных проблем государственно-конфессиональных отношений с возможностью высказывания своих предложений для каждого из участников встречи.

6. Практический эффект от встречи будет зависеть от того, насколько четко и однозначно будут сформулированы вопросы в Поручении Президента Украины, изданного по ее результатам, а также от заинтересованности профильных центральных органов исполнительной власти прилагать усилия к решению затронутых вопросов и строить партнерские отношения с представителями религиозного сообщества.

7. Важным также является способ, которым должностные лица Администрации Президента Украины и ответственных министерств и ведомств будут решать проблемные вопросы, обсуждавшиеся во время упомянутой встречи. Обычно отсутствие при этом дальнейших консультаций с представителями конфессий и экспертной средой приводит к формальному подходу и минимизации положительного импульса от встречи. Однако построение конструктивных и дальновидных государственно-конфессиональных отношений предполагает постоянный и системный диалог на всех уровнях, что является залогом продвижения во взаимоотношениях органов государственной власти и религиозных организаций как институтов гражданского общества.