Выборы Главы УПЦ (МП) должны состоятся при участии мирян, – религиовед
Выборы Предстоятеля УПЦ (МП) должны проходить при участии прихожан, считает религиовед Людмила Филиппович, доктор философских наук, профессор, завотделом религиозных процессов в Украине Института философии НАНУ, вице-президент Украинской ассоциации религиоведов, исполнительный директор Центра религиозной информации и свободы, сообщает "Религия в Украине" со ссылкой на Gazeta.ua.
«Киевская митрополия до 1686 года, когда ее поглотила Московская патриархия, была соборноправной Церковью. При соборноправности управление Церковью совершают все ее члены – иерархи, духовенство и миряне. Это один из признаков украинской церковной традиции, – рассказывает Людмила Филиппович. – Выборы митрополита в нашей церкви проходили соборово. При российском царе наступила другая система взаимоотношений между властью и церковным руководством – так называемая симфония, когда светский лидер решает судьбу Церкви».
Профессор напоминает, что когда в 1917 году возникла Украинская Автокефальная Православная Церковь, именно голос мирян был решающим. «Потому что тогда проукраински настроенных иерархов было немного. Так же и в 1991-м, когда восстанавливалась Украинская Православная Церковь – миряне тоже принимали участие в этом», – говорит Людмила Филипович.
По ее мнению, Синод УПЦ должен был бы инициировать участие прихожан в голосовании за кандидатуру Митрополита Киевского и объявить, как это должно происходить. «Несправедливо, когда 76 иерархов решают судьбу 12,5 тысяч приходов. В каждом ведь есть так называемые двадцатки, старосты. Они на своих собраниях выбирают делегатов, представляющих точку зрения того или иного прихода. Так же, как, например, решение прихода перейти из Московского Патриархата в Киевский. Это же не решение священника, а солидарное коллективное всего прихода, – обосновывает Людмила Филипович. – Когда есть представительство прихожан, возникает куча неудобных позиций для иерархов. Но украинские прихожане всегда вмешивались в жизнь Церкви в сложных политических условиях. То же нужно сделать и сейчас».
121 митрополит занимал киевскую кафедру от Крещения Руси князем Владимиром Великим в 988 году. Первым был Настас Корсунянин. До прибытия в Киев жил в Херсонесе – Корсуне, как говорили на Руси, который был центром византийских владений в Крыму. Сейчас входит в пределы Севастополя. Настас стал епископом и первым настоятелем Десятинной церкви в Киеве. Участвовал в крещении киевлян. Умер после 1018 года.
Первый Патриарх в Московской Церкви появился в 1589 году. Петр I в 1721-м отменил патриаршество, до 1918-го Церковью управлял Синод. Теперешний титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» для Главы РПЦ одобрили в 1943 году по предложению Иосифа Сталина.
Напомним, что до последнего времени выборы Патриархов РПЦ проходили при участии мирян.