Законопроект о легализации каннабиса - это о бизнесе на наркотиках, а не о медицине, - ВРЦиРО
Об этом говорится в Обращении ВСЦИРО.
Лидеры Церквей и религиозных организаций считают, что этот законопроект направлен не на создание дополнительных возможностей для лечения тяжелобольных пациентов, а на легализацию выращивания сырья конопли, содержащей наркотическое вещество, его переработки и реализации в Украине. Следовательно, этот законопроект – преимущественно о бизнесе на наркотиках, а не о медицине и заботе о пострадавших от войны.
Как отмечают представители ВСЦиРО, что в потреблении "медицинского каннабиса" для лечения столько же реального лечения, сколько и в потреблении "медицинского спирта".
Приводим полный текст документа:
Обращение
Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций
по законопроекту № 7457
(о "легализации медицинского каннабиса")
Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций имеет ряд существенных замечаний к способу, которым предлагается осуществить так называемую легализацию в Украине растений рода конопли (Cannabis) в медицинских, промышленных целях, научной и научно-технической деятельности. В этой связи ВСЦиРО просит парламент и правительство снять с рассмотрения проект закона № 7457 от 10.06.2022 года. Призываем также Президента Украины не допустить губительных последствий пошаговой легализации каннабиоидных наркотических веществ, для чего манипулятивно используется тезис об их медицинском использовании и якобы эффективности в лечении посттравматических стрессовых расстройств, полученных в результате войны.
Предложенный законопроект, который Верховная Рада планирует рассмотреть уже на текущей неделе, содержит предоставление разрешения на контролируемое обращение каннабиса, смолы каннабиса, экстрактов и настойок каннабиса, а также основного наркотического вещества конопли - тетрагидракарбинола для их использования "в медицинских и промышленных целях, науках технической деятельности". Как говорится в пояснении к проекту, речь идет о правовом урегулировании вопроса выращивания, переработки, ввоза, вывоза, транспортировки по территории Украины, хранения и реализации растений рода конопли (Cannabis) и т.д. Задекларированной целью законопроекта является расширение доступа больных к лечению онкологических и других тяжелых заболеваний, обусловливающих сильную боль и страдания пациентов, а также лечение посттравматических стрессовых расстройств, полученных в результате боевых действий.
Мы полностью разделяем убеждение, что государство должно создавать условия для обеспечения граждан качественными медицинскими услугами, для предотвращения страданий пациентов и помощи для их выздоровления от сложных заболеваний. И нет никаких сомнений в том, что военнослужащие, получившие физические или психологические травмы в результате войны, должны быть обеспечены всем необходимым для их выздоровления.
Однако можно ли считать реальной помощью нетерминальным больным предоставление им препаратов, которые имеют наркотический эффект, вызывают привыкание и с высокой степенью вероятности приводят к наркотической зависимости и переходу к употреблению тяжелых наркотиков? И это при том, что у больных создается ложное впечатление, будто они употребляют лекарство, а не наркотический опасный препарат.
Всем, кто дискутирует вокруг проблемы каннабиса, следует четко и ясно осознавать, что это наркотическое вещество, употребление которого несет те же риски, что и употребление других наркотических веществ. Предоставление препаратам каннабиса "медицинского" статуса не превращает наркотический препарат в безопасное лекарство. Если попытаться объяснить очень просто, в потреблении "медицинского каннабиса" для лечения столько же реального лечения, сколько и в потреблении "медицинского спирта".
Наиболее оправданным использование таких препаратов в паллиативной медицине для обезболивания пациентов с неизлечимыми болезнями. Другие сферы применения так называемого "медицинского" каннабиса связаны со многими рисками для пациентов, которые объективно больше, чем ожидаемый положительный эффект от лечения. Речь идет о быстром привыкании, формировании зависимости, появлении соблазна перейти на более сильнодействующие препараты при длительном применении, значительном снижении фертильности, когнитивных расстройствах, потере мотивации, риске рождения детей с отклонениями развития и т.д. Все эти риски – не мнимые, а научно доказанные по итогам исследований, в частности, проведенных в странах, где употребление каннабиса легализовано.
Легализация использования каннабиса в Украине создаст ложное представление, прежде всего у подростков и молодежи, о якобы безопасности и законности употребления каннабиса как якобы "медицинского препарата". Уже сейчас во время публичной дискуссии мы видим, как быстро требования к каннабису, как наркотического вещества, выпадают из виду. Как быстро сторонники "легализации" от риторики в защиту "медицинского каннабиса" переходят к идее "легализации каннабиса" как такового, чтобы было разрешено потребление наркотического вещества с "рекреационной" целью - для получения удовольствия.
Согласно Всемирному докладу ООН о наркотиках 2023 года: "Молодежь по-прежнему является наиболее уязвимой с точки зрения употребления наркотиков группой населения. Во всем мире в 2021 году распространенность потребления каннабиса в течение года среди лиц в возрасте от 15 до 16 лет составила 5, 34 %, в то время как среди взрослых этот показатель составил 4,3 %.
В ООН отмечают: "Канабис по-прежнему, безусловно, является наиболее потребляемым наркотиком во всем мире. На каннабис приходится значительная доля ущерба, причиненного наркотиками во всем мире, … 41% наркологических расстройств во всем мире составляют расстройства, связанные с употреблением каннабиса". При этом "проблемы, связанные с наркотиками, несут в себе повышенную угрозу в контексте конфликтов и перемещения населения в сочетании с экономическим спадом, инфляцией и другими сопутствующими кризисами".
Каннабис является одним из самых распространенных и опасных наркотиков в мире и его маскировка термином "медицинский" не уменьшит угрозу, которую он может нанести здоровью украинского народа. По нашему убеждению, легализация выращивания, переработки и обращения каннабиса во время войны является безответственной и опасной инициативой. Государство, которое все свои силы сейчас тратит на борьбу с российским агрессором, просто не сможет надлежащим образом проконтролировать огромный объем наркотического сырья и препаратов, который дополнительно возникнет в случае принятия законопроекта, не сможет эффективно остановить распространение "легализованной" наркомании.
Ведь описанный в законопроекте государственный контроль за выращиванием и оборотом каннабиса в реальности не будет эффективным. Доказательствам этого является тот факт, что несмотря на многочисленные попытки, государству до сих пор удалось наладить эффективный контроль продаж подакцизных товаров, так как по достоверным данным до 60% их оборота до сих пор осуществляются через теневые и преступные схемы.
Лоббистские усилия по легализации каннабиса очень напоминают времена "опиумных войн", когда ради прибыли торговые компании и стоящие за ними государства силой навязывали странам легализацию торговли опиумом. Продавцам опиума это действительно приносило безумные прибыли, но в то же время разрушало здоровье и жизнь миллионов людей, потреблявших наркотик.
Общеизвестно, что и ныне теневые и преступные доходы от оборота наркотиков в разы превышают доходность ряда других видов преступной деятельности. Следовательно, очевидно: существует реальный риск, что значительная часть сырья конопли, содержащих наркотические вещества, и препаратов на основе каннабиса, попадет в теневой оборот.
Многочисленные специалисты, в частности медики, до сих пор неоднократно давали пояснения, что для эффективного лечения и обезболивания пациентов нужны определенные препараты, изготовленные на основе каннабиса, это может решить Правительство на уровне подзаконных актов без необходимости принятия законопроекта № 7457. Для этого достаточно расширить перечень наркотических средств. , психотропных веществ и прекурсоров и предоставить разрешения на их применение в медицинских целях путем внесения изменений в постановление Кабинета Министров Украины № 770 от 06.05.2000 года и других действующих подзаконных актов.
Учитывая эти факты, для нас становится очевидным, что конкретный законопроект № 7457 направлен не на создание дополнительных возможностей для лечения тяжелобольных пациентов, а на легализацию выращивания сырья конопли, содержащей наркотическое вещество, его переработки и реализации в Украине. Следовательно, этот законопроект – преимущественно о бизнесе на наркотиках, а не о медицине и заботе о пострадавших от войны.
Учитывая это, призываем Верховную Раду и Кабинет Министров снять с рассмотрения и отклонить законопроект № 7457 от 10.06.2022 года о регулировании обращения растений рода конопли (Cannabis) в медицинских, промышленных целях, научной и научно-технической деятельности. Призываем расширить перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и предоставить разрешения для их применения в медицинских целях путем внесения изменений в постановление Кабинета Министров Украины № 770 от 06.05.2000 года и других действующих подзаконных актов.
В случае принятия законопроекта просим Президента Украины Владимира Зеленского применить к нему право "вето", чтобы предотвратить губительные для общества последствия, когда под видом медицинской помощи будет создаваться база для распространения наркомании со всеми ее губительными последствиями.
Киев, 12 июля 2023