Запрет Русской Православной Церкви в Украине эксперты назвали одной из ключевых реформ
ЗАПРЕТ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ В УКРАИНЕ, +3,5 БАЛА
Закон 3894-ІХ направлен на запрет деятельности религиозных организаций, связанных с Русской Православной Церковью (РПЦ).
Документ определяет, что на территории Украины запрещается деятельность иностранных религиозных организаций, имеющих руководящий центр в РФ или поддерживающих вооруженную агрессию против Украины. Под запрет попадают и религиозные организации, действующие в Украине и имеющие руководящий центр в России, входящие в структуру РПЦ или аффилированные с ней.
Теперь законодательство содержит перечень признаков, подтверждающих аффилированность религиозной организации с РПЦ. Если возникнут подозрения, что определенная церковь имеет связь с РПЦ, Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести обязана исследовать, является ли конкретная религиозная организация аффилированной с РПЦ в соответствии с предусмотренными законодательством признаками. Если будет обнаружен хотя бы один из признаков, Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести выдает предписание на устранение выявленных нарушений. На устранение нарушений у организации будет 30 дней (60, если организация обращается с мотивированной просьбой продлить срок). Если нарушения устранены, предписание отзывается, если нет, то Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести подает иском о прекращении деятельности такой организации.
Такие иски можно подать только через девять месяцев со дня обнародования закона. Поэтому у Церкви есть время, чтобы разорвать связи с РПЦ.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Дмитрий Вовк, кандидат юридических наук, директор Центра исследования верховенства права и религии
«Закон принят на фоне консенсуса среди украинцев о необходимости запрета или существенных ограничений деятельности Украинской Православной Церкви (УПЦ), исторически и канонически связанной с Московским Патриархатом. Несмотря на то, что закон трактуется как мера защиты национальной безопасности (концепция «духовной независимости»), он ориентирован на внутреннюю украинскую аудиторию и является продолжением мер по лишению украинского публичного пространства связей с Россией (таких как переименование топонимов или изменения в школьных программах) .
Главная проблема закона состоит в том, что он не соответствует международным стандартам в области прав человека, которые делают невозможным запрет религиозных организаций через религиозные (канонические) связи. Зато предполагается, что запрет возможен как реакция на противоправное поведение такой организации. В то же время, государство должно доказать факт институционального противоправного поведения, а не правонарушения определенных членов организации.
На сегодняшний день украинские суды вынесли около 50 приговоров в отношении действующих или бывших священников УПЦ МП, большинство которых связаны с противоправным самовыражением: распространением языка ненависти или оправданием российской агрессии. Обычный сценарий – распространение определенных месседжей в приватном чате или в разговоре с верующими. Хотя есть и несколько приговоров, доказывающих коллаборационную деятельность. При таких условиях применения полного запрета УПЦ МП, который насчитывает почти 8000 общин (на территории под контролем украинского правительства) и 10000 священников не пропорционально, хотя государство может и должно преследовать определенных священников или верующих за совершение уголовных правонарушений, в частности в сфере нацбезопасности. Поэтому закон уже подвергся критике со стороны международных организаций, занимающихся свободой религии или убеждений.
Закон также содержит ряд проблемных положений в сфере верховенства права (например, упрощенная судебная процедура ликвидации религиозных общин) и приведет к существенному усилению дискреционных властей государства в регулировании религии. Кроме того, при ликвидации УПЦ МП существенно изменится религиозный ландшафт Украины. Образование единой Православной церкви, если это произойдет, может усилить давление на религиозные меньшинства, которое в той или иной степени присутствует во всех странах с православным большинством и которое Украина избегала благодаря расколу и конкуренции внутри Православной церкви. Уже теперь также очевидно, что закон служит своеобразным сигналом для местных властей и общественных активистов, что общины УПЦ фактически уже запрещены, и усугубляет конфликты в религиозной среде. Эти конфликты тоже могут являться существенным вызовом для государства».