Жизнь после АТО. Продолжение миссии капелланства
Первые ветераны возвращаются из АТО. Все они изменились, как изменилась и та страна, которую они защищают. Но они не озлобились, нет. Они просто стали другими. И рядом с ними ежедневно и ежеминутно остаются те, кто по-новому завоевал свое место, те, без кого бойцам очень тяжело, – капелланы.
Первые ветераны возвращаются из АТО. И большая часть из них видела семьи только на протяжении 5–7 дней, чтобы снова отправиться в бой. Все они изменились, как изменилась и та страна, которую они защищают. Но они не озлобились, нет. Они просто стали другими. И рядом с ними ежедневно и ежеминутно остаются те, кто по-новому завоевал свое место, те, без кого бойцам очень тяжело, – капелланы.
Многие командиры еще до начала боевых действий считали себя верующими, но не были активными в своей вере. Сейчас это изменилось, рассказывает капеллан и заместитель главы Отдела социального служения УПЦ Киевского Патриархата о. Сергий Дмитриев, о служении которого мы писали весной. Тогда еще стоял вопрос, нужна ли бойцам такая помощь. Теперь командиры уверены, что это нужно, и сами молятся ежедневно. Не только за свои семьи или Отчизну, а за каждого бойца, за которого отвечают перед матерями, женами и близкими.
После возвращения военных из АТО доверие к священнику очень выросло. И когда появляется такой кредит доверия, то он имеет доступ и к открытым сердцам бойцов. Нужно лишь не забывать объяснять простыми словами, что важна не только молитва, а и Причастие, объяснять все аспекты духовной жизни.
«Сейчас на полигоне, где мы побывали в последний раз, появились две группы бойцов – те, кто вернулся из АТО, и те, кто не был обстрелян ранее. И эти новые бойцы еще стыдятся говорить со священником, что-то спрашивать. Однако ветераны, те, кого мы знаем еще с марта, стали родными, полностью открылись и осознают, что только вера поддерживает их. Кардинальная перемена для всех произошла только одна – они начали очень четко чувствовать фальшь. И потому, если человек надевает маску или хочет скрыть правду, то они просто не будут его слушать», – делится о. Сергий.
Вместе с помощью священники привезли с собой и музыкантов, которые играли для воинов еще в полях Херсонщины. Это важный момент для защитников, потому что музыка не только отвлекает, но и лечит, разрешает проявить эмоции и на время отдохнуть от постоянного нервного напряжения.
Среди капелланов был и греко-католический священник Тарас Коцюба из Дрогобыча, который пробыл с военными в АТО около двух месяцев. По его словам, война изменила всех и позволила дать большую четкость их мыслям и позициям. Парни даже не хотели его отпускать, потому что привыкли, что рядом есть священник. Служба проходила круглосуточно – и когда капеллан провожал бойцов на задание, и когда встречал, считая их глазами, и когда отпевал погибших. И максимальная награда, какую может получить служитель, – это слова от родных бойцов, что «это наш батюшка».
«Подошел один мужчина, у которого добрый метр в плечах и два в высоту. Я смотрю в его глаза и понимаю, что сейчас будет. Обычно человек просто срывается и плачет. И когда мы заканчиваем разговор, то он говорит ключевые слова: «Если кто-то узнает, что я плакал, то я не знаю, что тебе сделаю…» Это парни, которые действительно закаленные, как сталь. Но какими бы они ни были – они остаются людьми. И им нужно отпускать эти моменты. Поэтому я научился ценить мужские слезы», – рассказывает о. Тарас.
Расширенная миссия
Миссия капеллана не ограничивается только службами среди военных. Это и просьбы от родственников, и доставка сообщений о том, что кто-то пропал без вести. Иногда случаются особенно тяжелые ситуации – когда звонит мать, потерявшая в АТО единственного 20-летнего сына. Она не может смириться с утратой. И тогда священник просто остается рядом с ней на несколько дней, потому что здесь слов не хватает. Далеко не все готовы слышать какие-то речи о патриотизме, когда погиб единственный наследник, а они даже не получили его тела и вещей.
Если раньше бойцы сдерживали эмоции, то сейчас они готовы рассказывать обо всех своих страхах, страшных мыслях, надеждах и мечтах, – продолжает о. Сергий: «Для них исчезло понятие «серого», есть только белое или черное, третьего не существует. Они сбросили свои маски, стали абсолютно искренними и прямыми, могут откровенно говорить о своих слабости. Это настоящие герои, они никогда вам не расскажут о своих подвигах на поле боя, о которых мы узнаем через третьи руки. Таких людей уже не обманешь пустыми обещаниями или подачками, они знают цену каждому поступку».
Волонтеры – «зампотылу армии»
Плечом к плечу с военными меняются волонтеры. Бойцы признают, что без их помощи они бы давно или погибли, или замерзли бы в тех безлюдных степях. Активисты всегда рядом и невероятным образом находят нужные тепловизоры, шапки, термобелье, продукты, медикаменты. За короткий срок они стали экспертами в тех сферах, о которых никогда и не могли подумать. Но важна любая помощь – даже 5 гривен или одно яблоко докажет, что бойцов ждут, они нужны и не даром проливают свою кровь.
«Мы только узнали, что наша бригада переезжает под Николаев, получили от них просьбу об определенных вещах. За сутки николаевские активисты собрали все необходимое, узнав, что рядом с ними расположилась легендарная 30-я отдельная механизированная бригада, долго державшая оборону под Саур-Могилой. И так происходит постоянно. Все волонтеры стараются знать других активистов, объединяться для максимальной помощи. Мы становимся единым организмом», – добавляет капеллан.
Нередко можно увидеть и совсем трогательные подарки. Один из замполитов получил детский рисунок, к которому ребенок прикрепил 10 гривен, – он возит их с собой как самое дорогое сокровище. На другом рисунке они нашли прилепленный скотчем каштанчик и конфету. Фельдшер, вынужденный сам спасать раненых в тяжелейших стычках, не разлучается с игрушечным бегемотиком, всегда носит при себе в кителе.
Политика как красный плащ тореро
Только одна тема может вызвать агрессию – это политика. Чтобы услышать ругательства, стоит спросить у военного: а за кого вы будете голосовать. Они не верят никому и относятся очень скептически ко всем политикам. Слыша ежедневные обещания публичных лиц с экрана, бойцы видят, кто на самом деле им помогает и остается рядом. Пи этом они лелеют определенные надежды на то, что будущие выборы смогут что-то изменить лично для них – принести мир или хотя бы какое-то облегчение.
Не нужно обходить и болезненные вопросы. В АТО нередко случались предательства командиров, дезертирство, противоречивые приказы. Капеллан, который остается рядом, пропускает это все через себя. Потом он возвращается в город, где уже есть первые ветераны, искалеченные войной: «Нельзя о них молчать, сейчас возникает большая проблема и угроза, сильнее чем после Афганистана. В Новоград-Волынске, где служит вся 30-я ОМБР, часть военных находится в ротации, а некоторые уже вернулись домой. Они нередко пьют, утрачивают любое доверие и чувствуют себя чужими, ненужными, игрушками в чужих руках. И здесь важна роль психолога, волонтеров, людей, которые должны быть рядом не только в критической ситуации».
Психолог не лишний?
Отец Сергий добавляет, что подход психологов, готовых помогать, тоже нужно переосмыслить. По его словам, нельзя прийти к бойцам и заявить: «Я – психолог, и сейчас буду вас спасать». Военные их просто не будут воспринимать и попытаются от них избавиться. Наоборот, помощь нужно оказывать противоположным образом – научить бойцов помогать другим, дать им эти инструменты и механизмы помощи, благодаря которым они помогут себе сами.
В то же время часть защитников готовится вернуться в горячие точки, пока другие ищут деньги на лечение и нередко чувствуют себя покинутыми. Они каждый день видят другую, параллельную жизнь, в которой не находят себе места. «Посчитайте, сколько в Коеве билбордов с надписью «Спасибо нашим защитникам», а сколько политической рекламы? Я часто слышу вопросы от них: «Почему Бог допускает, чтобы так было? Почему общество ничего с этим не делает?» И всегда отвечаю: «Это не Бог допускает, это творение человеческих рук». Я не хочу видеть армию брошенной, не хочу видеть ветеранов, остающихся один на один со своим горем. Мы должны быть рядом с ними и помогать, потому что потом будет новое поколение. Поколение, которое должно выучить эти уроки и понимать, что это общая боль, потому что мы один народ, одна Церковь», – подытоживает о. Сергий.
Отправляясь на полигон, автор этих слов боялась увидеть озлобленность в глазах уже родных бойцов, разочарование и утрату. Однако не это теплится в их душах. Они и дальше способны улыбаться и смешить волонтеров, верить в чудо и ждать тот день, когда снова буду просыпаться дома. Потому что они вернулись людьми. И только мы можем им помочь остаться такими.