Created with Sketch.

Змиевка: маленькая Европа на Юге Украины

02.05.2007, 14:33

1 мая 2007 года село Змиевка Бериславского района, что на Херсонщине, праздновало 225 лет со времени своего основания. Современная история села началась в 1782 году, когда Херсонские степи были заселены первыми шведскими переселенцами с острова Даго.

1 мая 2007 года село Змиевка Бериславского района, что на Херсонщине, праздновало 225 лет со времени своего основания. Современная история села началась в 1782 году, когда Херсонские степи были заселены первыми шведскими переселенцами с острова Даго. Именно тогда было основано поселение Альт-Шведендорф (Старошведское, Вербовка). Со временем на этой же территории появляется много других национальных поселений, которые в первой половине XX ст. объединяются в одно большое село – Змиевку, — рассказывает Елена КУЛЫГИНА, собкор РИСУ.

Ее еще называют маленькой Европой на Юге Украины, и она действительно считается центром национального и культурного разнообразия и духовного единства. В мире и согласии тут сосуществуют представители 15 национальностей, среди которых – шведы и финны, украинцы и немцы, поляки и евреи, молдаване и белорусы.

Сегодня Змиевка находится под пристальным вниманием Шведского посольства в Украине. А первые переселенцы сохранили в селе единственную в Украине общину Шведской Лютеранской Церкви. На религиозной карте села есть и другие общины с собственной историей: немецкая лютеранская, греко-католическая и православная. И что поражает больше всего – это их братские отношения, взаимопонимание и искреннее стремление к христианскому единству и любви.

Так же в единстве тут празднуют 225-тую годовщину основания Змиевки. 28 апреля состоялись первые торжественные мероприятия с участием почетных гостей: губернатора Херсонщины Бориса Силенкова, народных депутатов Украины V созыва от фракций „Наша Украина”, БЮТ и Социалистической партии, которые входят в состав межпарламентской группы Украина-Швеция, посла Швеции в Украине Йона Кристена Олендера, президента компании „Чумак”, почетного консула Швеции в Украине Карла Стурена, мера острова Готланд (Швеция) Ларса Томпсона, а также пасторов Стасана Деера и Карла Эрика, которые представляли Шведскую Лютеранскую Церковь.

Празднование началось закладкой строительства автодороги, которая должна значительно сократить путь в Змиевку и соединить село с другими важными автодорогами. Начало этого важного дела было освящено специальным молебном местных священников: священника храма Рождества Пресвятой Богородицы протопресвитера Херсонского УГКЦ Степана Макара, настоятеля Свято-Михайловского храма УПЦ КП протоиерея Александра Квитки, пастора Немецкой Лютеранской Евангелической Церкви Эдуарда Леффлера, а также пасторов из Швеции.

После закладки строительства торжества продолжились на центральной площади села. Тут высокие гости поздравили Змиевцев с этой датой, вручили многочисленные подарки общине. После того были презентованы и с участием священнослужителей всех представленных в селе христианских конфессий освящены флаг и герб Змиевки. Каждый священнослужитель имел возможность обратиться к общине и почетным гостям. Отец Степан Макар призвал селян помнить весь путь, которым ведет их Господь, и подчеркнул большое значение молитвы не только в этот торжественный момент, но каждый день: „До этого времени, несмотря на все трудности и проблемы, Господь нес нас на Своих руках, ибо мы просили Его об этом. Потому молитесь сегодня, и продолжайте молиться за будущие поколения и лучшую судьбу для наших детей, которые будут жить в Змиевке после нас”.

По окончании торжественной части начались народные гуляния. Шведы, немцы и украинцы организовали ярмарку национальной кухни, благодаря чему каждый желающий мог попробовать кулинарные произведения змиевских поваров. В воскресенье во всех храмах Змиевки состоялись праздничные Боргослужения. Именно змиевские церкви и составляют наибольшую ценность этого поселения.

Шведская кирха

Первое шведское поселение в Вербовке составляло более 500 человек. Это были шведские крестьяне с острова Даго на побережье Эстонии, которые были насильственно переселены сюда князем Потемкиным по приказу Екатерины II, чтобы освоить завоеванные у турков земли. Уже в первую зиму большая часть переселенцев погибла. Через год их осталось около 150 человек. Строили поселение с нуля: до времени поселения шведов здесь просто ничего, кроме песка, не было. Правда, неподалеку жили казаки, они и помогали шведам устроиться как можно лучше.

Первую деревянную церковь шведским переселенцам подарил князь Потемкин. Он же и прислал к ним священника, который 6 лет заботился об общине. Когда в середине XIX века деревянная церковь сгорела, на ее месте начали строить каменную. Освятили ее в 1885 году.

А уже в 1929 году церковь закрыли в связи с борьбой с религией. В этом же году значительная часть общины вернулась в Швецию. Все, что они смогли забрать из кирхи, вывезли в Швецию, чтобы не оставлять на надругательство церковные святыни. 1 августа 1929 года около 900 переселенцев вернулись в Швецию. Там в одном из шведских городов построили часовню в память об Украине, где и до сих пор звонят колокола Змиевской церкви. Ежегодно первого августа, в годовщину возвращения шведов из Украины, бьют они в память о змиевцах.

С 1929 года и весь советский период шведская община находилась в упадке. Немного больше десятка душ продолжало тайно собираться по домам: ни единой надежды на возвращение храма тогда не было. В 1951 году кирху превратили сначала в клуб, столовую, а впоследствии – в склад минеральных удобрений. Было сделано все возможное, чтобы не осталось ни одного упоминания о святом месте поклонения Богу.

Лишь в 1988 году жители села обратились к власти с просьбой создать в селе православную общину и попросили в ее пользование отдать здание прежней кирхи. Однако оно нуждалось в значительном ремонте, потому что все, что можно было уничтожить, в советский период было уничтожено. И верующие начали отстраивать храм за собственные средства, построили купол. Так, в прежней лютеранской кирхе начали отправлять православное богослужение. И уже с 1990 года в Змиевку приехали лютеранские пасторы из Швеции. Именно они, в конечном итоге, и помогли отстроить Церковь при условии возрождения шведской лютеранской общины в селе. Теперь кирха находится в общем пользовании православной и шведской лютеранской общин. И такое соседство никого из них не огорчает. Напротив, становится понятно, почему отец Александр Квитка вместе с лютеранами уверенно и вдохновенно поет псалмы из евангельских духовных сборников.

Шведская лютеранская община Змиевки остается немногочисленной, около 15-20 человек. Это преимущественно те, кто не захотел в свое время оставлять Украину или вернулся сюда в 1931-1933 годах из Швеции. Сейчас они ездят туда лишь гостить к детям и внукам. Молодежь преимущественно оставляет село. Своего священника община также не имеет. Пасторы из Швеции приезжают в Змиевку лишь раз в несколько месяцев. В другое время община находит духовную поддержку у соседей-немцев, которые, в отличие от них, имеют своего пастора.

На территории кирхи построен Памятный знак репрессированным шведам и немцам, которые преследовались советской властью в 1937-1938 годы, а также Памятный знак по случаю годовщины основания и заселения с. Змиевка шведскими колонистами.

Немецкая община

Немного младше шведской немецкая лютеранская евангельская община. Еще Екатерина II когда-то решила распространить в Таврическом крае немецкую культуру. Уже в 1804 году из Вюнтерберга сюда прибыли несколько десятков немецких семей. Так появляются еще несколько национальных поселений в составе одного большого села — Шлангендорф (Змиевка), Мюльхаузендорф (Михайловка) и Клестендорф (Костирка).

Немецкая лютеранская евангельская община существовала здесь почти с начала немецкого поселения. Каменную церковь построили на два года позже, чем шведскую. А освящал обе кирхи немецкий пастор.

В 20-30 гг. прошлого века богослужения были запрещены, а пасторы засланы. Уже во время войны началась депортация немцев из Вербовки, многих из них расстреляли, других выслали в Сибирь. В запрещенном же храме находилась мельница, зернохранилище, склад ядохимикатов, что нанесло значительный вред зданию. Немцы и шведы, те, кто уцелел во времена репрессий, собирались вместе, чтобы духовно поддерживать друг друга. Ни о церкви, ни о пасторе в тот период даже и не шла речь.

Возродилась немецкая лютеранская община в 1992 году. После того на Херсонщину из Германии приехал пастор Эдуард Леффлер. С тех пор змиевская немецкая лютеранская евангельская церковь святых Петра и Павла получила новую жизнь. Сейчас она насчитывает около 60 человек — это преимущественно потомки тех немцев, которые уцелели во времена репрессий или впоследствии вернулись в Змиевку. Большая же часть немецких переселенцев по возможности выехала из Украины на землю предков. Потому определенную часть евангельско-лютеранской общины составляют уже не немцы, а другие жители села, которые решили искать Бога именно в этой церкви. Часто на богослужение к немцам приходят и шведы, так как не всегда имеют возможность проводить полноценные богослужения в собственном храме из-за отсутствия священника.

Пастор Леффлер проповедует на немецком и на русском языках, однако, ввиду интернационального состава прихода, было решено перейти на один язык богослужения, русский. Но псалмы поют по старым евангельским сборникам на немецком и шведском.

Сам пастор Эдуард Леффлер родился в Узбекистане, и уже впоследствии его семья вернулась в Германию. Потому он хорошо владеет русским языком, а миссионерское служение в Украине не кажется для него слишком тяжелым трудом.

Украинская церковь

Относительно молодой в Змиевке является приход Украинской Греко-Католической Церкви. Ее история слагается здесь уже свыше полувека. Согласно договора от 15 февраля 1951 года между СССР и ПНР об обмене территориями, жители 29 галицких сел были насильственно переселены в восточные и южные регионы Украины. С того времени Херсон стал домом для многих крестьян, депортированных из Западной Украины. В Змиевке нашли пристанище переселенцы из сел Берега Долишни, Лодина, Нанова Дрогобычского района Львовской области.

Прощайте вы, Карпаты милые,
Прощай, родная сторона,
Проеду я в Херсон далекий,
Не знаю, возвращусь ли я.


Так пели бойковцы в 1951 году, когда их, голых и босых, в товарных вагонах везли в Херсон. Так сегодня поют их дети, которые уже родились на Херсонщине, но хорошо знают свою историю и свои корни.

Неразрывно с жизнью галицких переселенцев связана история Украинской Греко-католической Церкви: в Змиевке в частности и на Херсонщине вообще. Ведь единственное, что удалось им привезти с собой из Галичины — свою веру, свои традиции, свою общину, утверждают украинские переселенцы. Именно они учредили здесь первый приход УГКЦ, который и до сих пор остается наибольшим в области. Им удалось, невзирая на запреты и репрессии, сохранить не только родительскую веру, но и самобытные украинские традиции, которые являются настоящим сокровищем для Херсонщины.

Юридически община УГКЦ в Змиеивке была зарегистрирована в 1994 году, но почти 40 лет до того она существовала здесь подпольно. Ежегодно в село тайно приезжали священники: крестили, венчали, исповедовали, причащали. В другое время галичане собирались по домам, вместе пели и молились.

Развитие прихода началось уже во времена оттепели. Несколько лет после официальной регистрации в 1994 году община не имела своего священника. Лишь время от времени священники посещали село и отправляли богослужение. Пока в 1997 грамотой экзарха Киево-вышгородского епископа Михаила Колтуна отец Степан Макар не был назначен администратором храма Рождества Пресвятой Богородицы прихода села Змиевка.

„Первое время мы отправляли службу Божью под открытым небом на том месте, где было согласовано и выделено место для строительства Церкви, — рассказывает священник. — В 1998 году на Пасху уже освятили нашу часовню, и с того времени имеем свою крышу над головой”.

Приход греко-католической церкви в Змиевке динамически развивается. И если во времена его основания община составляла около 30 человек, то теперь эта цифра достигает 100. И это, по словам отца Степана, лишь те люди, которые постоянно посещают воскресную службу Божью. На праздники в Церковь приходит значительно больше крестьян. А, следовательно, не вмещает часовня всех желающих. Потому и возникла у змиевцев потребность построить большую церковь. Сейчас здесь продолжается строительство первого храма УГКЦ Херсонского деканата в стиле украинского барокко. „Ведь церковь является внешним проявлением принадлежности к украинской нации”, — убежден о. Степан Макар.

Не последнее место у змиевских христиан занимает и культурная жизнь, возобновление и распространение украинских народных обычаев. Среди них — уже традиционный для Змиевки рождественский вертеп по галицким традициям, а также проведение музыкального фестиваля „Бойківська Ватра”. Уже седьмой год благодаря усилиям общины в Змиевской общеобразовательной школе преподается этика христианской морали.

Упоминанием о событиях 1951 года навсегда останется Памятный знак, построенный на территории церкви и освященный в 2001 году, когда украинцы вспоминали пятидесятую годовщину депортации. В канун этого исторического момента змиевские галичане приняли участие в международной экспедиции в Польшу и привезли на Херсонщину кусочек земли из родных сёл.

„Переселение людей в свое время было настоящей трагедией, которая по-разному переживалась. Но сегодня мы видим это переселение промыслом Божьим. Ведь до 1951 года Греко-католическая Церковь была запрещена на Юге Украины, ее не существовало здесь. Но со временем, когда наша Церковь легализовалась, именно эти люди, насильственно вывезенные из родных поселений, стали первоначинателями наших приходов на востоке и юге Украины.

Я всегда говорю: добрый корень, даже вырванный насильственно, не может пропасть и даже в другом месте всегда даст добрые всходы” — говорит о. Степан Макар.

И эти последние слова священника хочется отнести к каждой из действующих сегодня в Змиевке религиозных общин.

Читайте также
Религиозное краеведение Божья гора — святыня в тени Почаева
11.01.2010, 15:27
Религиозное краеведение Жемчужина Слободской Украины
20.07.2009, 18:22
Религиозное краеведение Последний форпост христианства на Подолье
09.06.2009, 18:43
Религиозное краеведение Голоса монастырских стен
20.10.2008, 14:11