Зверинецкие святые исцеляют душу и тело

Зверинецкие святые исцеляют душу и тело - фото 1
На праздник Водокрещения Господнего 19 января корреспондентам «ВВ» при содействии компании «Моршинская» удалось побывать в Свято-Троицком Ионинском монастыре и стать свидетелями обряда водокрещения.


Свято-Троицкий Ионинский монастырь, основанный преподобным Ионой Киевским в 1871 году, расположен в Киеве в центре Ботанического сада. В 750 м на северо-запад от монастыря находятся Зверинецкие пещеры, в которых в период нашествий монголо-татар нашли последнее убежище киевские монахи и миряне. По мнению ученых, монастырь здесь появился задолго до этого. Исследователь Зверинецких пещер Иван Каманин считает, что они возникли раньше, чем Печерские — во времена Крещения Руси (988 — 989 гг). Никогда ещё исследователи не обнаруживали подобных пещер в столь неповреждённом виде. В этих тесных, холодных келиях в посте и молитве уединялись зверинецкие монахи. Во время очередной монголо-татарской облавы они были погребены здесь заживо, погибнув от голода, жажды и недостатка воздуха медленной мучительной смертью.

После нашествия татаро-монгол в Киеве осталось не более 200 дворов, людям надо было отстраивать город и о Зверинецких пещерах забыли до тех пор, пока они не были вновь обнаружены в 80-х гг. XIX в. и определены как остаток прежде неизвестной пещерной обители (внутри оказалось много монашеских могил, остатков четок, поясов, обуви.

Принадлежность территории над подземельем военному ведомству не позволила тогда приступить к возрождению святыни. Впоследствии погребенные в пещере неоднократно являлись жительнице Зверинца Феодосии Матвенковой и просили пищи. Когда Матвенкова заказала в Ионинской обители панихиду по лежащим в пещере, явления прекратились, а духовник монастыря игумен Валентин твердо решил вернуть святыню верующим. Для преодоления ряда юридических препятствий он привлек к этому делу влиятельного в Киеве князя Владимира Жевахова. Последний взял в 1911 г.

участок со входом в пещеру в аренду и пригласил археологов, которые исследовали подземелье и благоустроили его для посещения. Игумен Валентин открыл здесь самостоятельный скит с наземным храмом Рождества Божией Матери с приделом Святителя Иоасафа. В 1934г. скит упразднили, храм уничтожили. В 1990г. заброшенная пещера перешла в ведение Музея Истории г. Киева, где тогда образовался особый отдел «Киев-Подземный» по изучению и охране подобных святынь. Проведя в пещере новые исследования, «Киев-Подземный» подготовил ее к повторному открытию, которое и осуществил совместно с братией Ионинской обители в 1997 г.

Зверинецкая пещера — лишь одно из подземелий одноименного монастыря, основанного в добатыевскую эпоху, не упоминаемого в известных на сегодня письменных источниках (кроме надписей в самой пещере) и со временем прекратившего существование. Подземелье представляет собой треугольник, образованный путем позднего соединения некогда отдельных прямых коридоров, использовавшихся для погребения усопших монахов (в перпендикулярных ходам одноместных нишах-локулах или трехместных криптах). В центре одной из трех главных пещерных улиц расположен вход в маленький подземный храм (в отличие от коридоров не укреплен камнем, не оштукатурен; на стенке ниши с жертвенником сохранился уникальный синодик Зверинецких игуменов). Погребенные в пещере подвижники причислены к лику Святых. Их мощи почивают не в первоначальном порядке, т.к. в разное время были многократно потревожены. Из указанного синодика и надписей, уцелевших над некоторыми погребениями, известны имена игуменов Леонтия, Маркиана, Михаила, Мины, Климента, Мануила, Преподобных Андроника Пещерника и Феодора Калики.

Сейчас ведутся подготовительные работы к продолжению исследования Зверинецких пещер, благоустраивается их внешний вид. Поставлены решетки на ниши, сделаны керамические мощевики для глав преподобных.

бесценные мощи Зверинецких подвижников, которые, как и в начале прошлого столетия, притягивают к себе множество верующих людей. Многие, посетив Зверинецкие пещеры однажды, стремятся вновь приехать, чтобы помолиться в этом святом месте. Многие прихожане и паломники могут засвидетельствовать чудо: некоторые мощи издают приятное благоухание, а другие стали равномерно покрываться маслянистой жидкостью, пролежав до этого многие годы в совершенно сухом состоянии.

"Вечірні вісті". - 31 января 2006