Секты для Церкви тоже полезны

13.02.2012, 13:35
На раздумья меня вдохновила статья Сергея Савченко на "Религии в Украине": «Особенное украинское православие»: к проблеме историографического мифотворчества», где он коснулся очень щепетильной темы сект, за которую я и хочу ухватиться.

На раздумья меня вдохновила статья Сергея Савченко на "Религии в Украине": «Особенное украинское православие»: к проблеме историографического мифотворчества», где он коснулся очень щепетильной темы сект, за которую я и хочу ухватиться. К тому же, последнее время все чаще и чаще появляется информация о возможной антисектантской истерии, могущей вспыхнуть в Украине по примеру нашей северной соседки России. Кампания охоты на сектантов прогнозируется рядом печатных изданий. Это вряд ли добавит авторитета Украине. Об этом я и хочу поразмыслить.

 

В людском обществе ходит невидимая психологическая болезнь зависимости от общины, общности, влияния стадности, толпы. И попадание в секту зачастую бывает болезненным для окружающих и особенно для родных и близких. Хотя сам попавший испытывает эйфорию избранности, принадлежности обществу, посвященности в тайны единственно истинных (как внушают в сектах) эзотерических доктрин. Человека словно подменяют, человек делается другим, невменяемым. Никакие вразумления, отрезвления не действуют. И здесь степень трагизма зависит от того, насколько человек умен природно. Если люди умны, они и в разных вероисповеданиях усмотрят и найдут общее. Но вот, жизнь наша - беда наша: где взять умных людей? Где взять? Дефицит!

Но, коль крепок будет разум, все дураки погибнут разом!

Сегодня, как и всегда, для простых людей, пенсионеров, далеких от реальной жизни богословские проблемы не настолько важны, как это нам иногда преподносится или, зачастую, кажется. Для человека страшна зияющая пустота одиночества, оставленности, богооставленности, если хотите. Несносна бывает холодная вселенская пустота, глухота и немота бытия. Человек наш космически одинок. Это факт. И вот, к нему на квартиру заявляются молодые люди с ангеловидной внешностью. Юноши в костюмчиках с иголочки, рубашечки на них беленькие, накрахмаленные, при галстуках - страсть, загляденье! Светло, солнечно улыбающиеся. Но помните: встреча с прекрасной солнечной внешностью может иметь определенные последствия в вашем бытии, не всегда приятные, а иногда и трагичную перемену жизни.

У одной женщины сын стал сектантом. В нашей жизни, нашей средней это бывает. Ну, кто запретит человеку видеть Бога там, где он Его хочет, желает видеть? Она как услыхала эту новость, то из равнодушной к вере вдруг скоропостижно сделалась православной, перетрансформировалась. Не пошла, а побежала в храм. Говорит сыну: «Так! Идем в церковь молиться Богу, бить поклоны до иконы. Ты тоже ведь, как и я, крещенный в Православной Церкви». А сын ей наперерез: «Откель это ты стала крещенной православной? Насколько я помню, сколько мы жили, ты о Боге не вспоминала. А это вдруг запела. Когда крестила, то спрашивала ли ты меня, согласен ли я принимать православие, хочу ли я? Согласен ли я?» - «Так ты же младенец был, как спрашивать?» - «Вот, вот. Ты мне не дала свободы выбора. И вот я, повзрослев и поумнев, сделал выбор самостоятельно…»

В общем, тот разговор матери с сыном получился разговором слепого с глухим. Она звонит мне: «Я, отец Аввакум, слыхала, что вы ведете диалог с сектантами, так давайте встретимся. Мы придем к вам, вы сядете и поговорите с ним, скажете ему строго слово вразумления, и он от этого станет православным».

У нас всегда очень плоское представление о многосложной духовной картине мира. Мне кажется, что обратить попавшего из секты в Православие - это все равно, что воскресить умершего. Почти равнозначно, равносильно. И поздно уже. Надо было раньше обращать, пока храм души человека был свободен.

Ну, условились со временем, пришли они ко мне. И тут надобно понять, что все наши православные святоотеческие авторитеты, символы, знаки, величия, отличия для сектанта уже не играют никакой роли. Не имеют никакого, ни малейшего значения. Увы, но так есть.

Сын, пылающий великими водами веры, начал первым: «Так! Здравствуйте, Аввакум. Приветствовать вас я не приветствую. Приветствие у нас только для единоверцев, для тех, кто в истинной вере. Вы мне не единоверец и не в истине. Братом вас тоже не называю (какой вы мне брат? смешно, вы не в истине). Отцом вас тем более не называю. Боже упаси, это кощунство! Какой вы мне отец? Один Отец у нас небесный. Так кто же вы мне? (Размышляет вслух, но словно про себя). Ни истинно верующий, ни брат, ни отец. Вы для меня некая заблудшая овца под названием Аввакум Иванович! Вас, с вашим отсталым заблуждением надо перевоспитывать, переучивать! Чем я сейчас и займусь!»

Я аж присел. Ох, какая прыть!!! Какой напор!! Ты только посмотри!

Я только подумал про себя: а чего я овца, а не баран, что согласился вообще на этот разговор? Я вижу, что молодой человек, у которого играют гормоны молодости, противления, бунта, спора, раздора закрыт для слушания не то что истин веры, но даже для простой искренней человечности. Посему я тотально присмирнился и подобострастно так возомнил себя тоже заблудшей овцой Аввакумом Ивановичем. А ведь правда! Послушно прильнув, как школьник, к стулу, руки положив на колени, стал слушать, дав молодому человеку возможность выпустить великие «пары» веры.

Я терпеливо слушал-слушал и иногда, для направления разговора в нужное русло, смиренно, каким-то чужим и далеким, словно не своим, дрожащим голоском овцы спрашивал: «Вот, заблудшая овца Аввакум Иванович, хочет услышать о вашей вере, о ваших чаяниях и ваших надеждах…»

Таким образом, прослушав его словесное половодье более получаса, я, естественно, не обратил его в православие. Но я, хоть с трудом, но сохранил тоненькую ниточку живой, простой человечности, которая не разрывает отношений. А это для дальнейшего прозрения это будет очень важно. Жизнь продолжается и опыт взрослой религиозности иногда приходит.

Сектант со временем, когда пройдут великие воды веры, поостынут и утихомирятся чувства, придет разум смысла, поймет библейское: Божественность не в буре, вихре и громе, но в веянии тихого ветра. «Во гласе хлада тонка». Скажу просто: Божественное в простой смиренной и доступной человечности. А двухтысячелетний опыт христианства — это и есть попытка сохранить человечность в человеке: «образ и подобие Бога». Так есть.

Я, ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯЩЕННИК, ВЫСТУПАЮ В ЗАЩИТУ СЕКТАНТОВ

И вот почему… Еще в советское время наш Полтавский митрополит Феодосий (Дикун) в письме Брежневу писал: «Я за честный, открытый диалог между верующими, инославными и атеистами… это обогатит наше мышление, нашу культуру…» Да, да… когда нас гнали, мы были за диалог со всеми, были мягки, покладисты и открыты. Мы, повторюсь, были за честный дружеский диалог. Но, что с нами случилось сегодня?

Сегодня же вижу, что ни о каком диалоге не может быть и речи. Церковь в России сегодня, словно тоталитарная организация, при помощи власти проводит гонения на тех верующих, пусть и инославных, с кем сидели в лагерях и тюрьмах советского периода. Мы превратились в гонителей и притеснителей. Повторюсь, сегодня там ни о каком серьезном диалоге вер, мировоззренческих позиций и культур не может быть и речи. Идет повсеместный нахрап, "наезд", диктат, и тревожно от всего виденного делается на душе.

И этот же самый соблазн - начать преследования и гонения на независимую религиозную общественность - стоит сегодня и перед украинским обществом. Уже пошли сигнальные звоночки, свидетельствующие если не о начале гонений, то о нагнетании негативизма в сторону сектантов. Пуще того, народной истерии…

ПОЧЕМУ ЕСТЬ СЕКТЫ?

Причины народных протестных сектантских явлений - это стремление людей иметь свой, личный, эксклюзивный взгляд на Бога и миропознание. Но также есть причины, коренящиеся и в самой Церкви: 1) духовенство не живет по тем заповедям, которые само же и проповедует; 2) удаление богослужебной практики господствующей церкви от ясности слова Священного Писания.

Еще Махатма Ганди говорил: «Я не уважаю христианскую церковь за то, что она учит народные массы жить по праведности, в воздержности, сама живет в роскоши!» Что тут возразить великому аскету? Протестные сектантские движения - извечные попутчики традиционных религий. Но в своем гневе против сектантов давайте опомнимся и вспомним, что сама Церковь христианская начиналась с малой общины (секты) двенадцати человек, ходящих знойными, пыльными дорогами Палестины.

Таким же инакомыслящим был Иисус Христос по отношению к храмовому и синагогальному иудаизму. Войдя в родную синагогу в Назарете, Христос сказал нечто такое, за что иудеи, его земляки, едва не убили. Лк. 4:30. Заявление Иисуса в Назаретской синагоге было похоже на 95 тезисов Лютера по шквалу вызванного негодования. Христа чуть не сбросили со скалы! Здесь нужно отметить тот факт, что сама раннехристианская община апостолов жила и действовала вне рамок официального иудаизма (официального храмового благословения на ее деятельность не было). То есть - сама была сектой. Но Бог Разумов так определил, что из маленькой секты возгорелось пламя мощной мировой религии. Почему? Потому что христианство выражало волю Бога!

"Он богохульствует!" (Мф:26:65) - был произнесен приговор первосвященника на синедрионе. Такой же зловредной сектой считалось раннее христианство у римлян, жестоко подавлялось и преследовалось. Вспомним высказывания римских историков Плиния, Светония о «зловредной» иудейской секте назарян, собирающихся по ночам и распевающих до рассвета гимны Христу как Богу. Но «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»...

Повторяюсь и акцентирую… Ни Христос, ни апостолы не принадлежали к священству. Но воля Божия, благоволение было на стороне этой порицаемий «секты». И из «искры» возгорелось пламя. Посему, по большому счету, если смотреть правде в глаза, глазами истории, все мы: католики, православные и протестанты – есть исторические сектанты. Выросли из «секты», малой общины Христовой. У нас не было преемства от царей и благословения храмовых священников. У Христа и Его последователей было преемство свыше, напрямую, от Бога Отца Небесного.

Так и Писание об этом говорит: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих - камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Петр. 2:9). «Соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр.1:6). «Соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр.5:10). «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр.20:6). Отсюда вытекает и всем известный принцип Лютера: каждый сам себе священник!

СПОРЫ МЕЖДУ КОНФЕССИЯМИ ВЕЧНЫ

Альтернативное православие и независимая религиозная общественность всегда будет, пока будем жить на земле мы, живые люди, такие разноликие и непохожие друг на друга.

В общем, споры между деноминациями как непреодолимы, так и нужны. Они вносят в религиозную среду напряжение интеллектуальной и духовной мысли. Будят мысль. Они вложены в человечество на уровнях как духовном, так и биологическом, следовательно, непреодолимы. На то мы - живые люди, чтобы дискутировать. Общаться необходимо и полезно, во первых, для нас, православных. Посмотреть непредвзято, как эти «вражьи сектанты», вне рамок казенной, формальной Церкви, совершили тяжелый, волевой рывок к простоте раннехристианской общины, к простоте в обряде, простоте во Христе, живут и устрояют свой мир и приносят личный плод святости и добродетели окружающим их маловерующим людям. Православным взглянуть на это непредвзято очень и очень полезно…

Католицизм, протестантизм и православие - как бы мы не спорили, а пишем мировую историю христианства совместно. Как бы мы ни междоусобились друг от друга, но у нас общая судьба и общее устремление - Царство Божие. И главное - Священное Писание нас объединяет во всех смыслах. Евангелие - вот краеугольный объединяющий нас КАМЕНЬ! Все остальное, помимо священного Писания: правила, догматы, каноны, учения, концепции, доктрины - всего лишь интерпретации Евангелия. Так что возлюбим друг друга, постараемся понять друг друга и поможем друг другу. Это - высокая духовность.

КОГО НАЗЫВАТЬ СЕКТОЙ, А КОГО НЕТ?

Насчет неоднозначности православных в суждениях в том, кого называть сектой, а кого нет. Суждения в нашей среде разнообразны и не имеют общего знаменателя. Возьмем, например, католиков. На высоком иерархическом уровне католическую церковь православные сектой не называют.

Но на низах называют, сплошь и рядом. Знаете, самое сильное религиозное настроение формируется отнюдь не в верхах, не в Патриархии и не в епархиальных канцеляриях, а в гуще, массе народной, в самой ее что ни есть глубине, в закваске ее духа. Поедьте в Почаев - это не какой-то «Тьмутараканьский» маргинальный приход, но самый мощный и влиятельный центр православия в Украине, и там почитайте, что пишут плакаты и разные листовки на спуске в пещерный храм. Ого-го-о-о..! там вы увидите и пресловутое «Древо церкви», там католики одновременно и сектанты, и еретики, и раскольники, чего душа желает… в общем «отцеубийцы, причем неоднократные!»

ДУХОВНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ И УСПЕХ

В религиозной жизни русские всегда отличались склонностью к сектантству, к эксклюзивности религиозного сознания, и надо было только искры, чтобы это новое сектантское движение вспыхнуло.

Можно серьезно говорить о влиянии на появление сектантства в России южноукраинских колонистов-немцев. Да, их влияние было. С 1785 года, когда они там поселились, и началось евангельское движение на Украине. Тут наглядна двойственность позиции. Немецкие верующие, будучи законопослушными, в массе своей, живя закрытыми колониями, не стремились навязывать своих убеждений коренному населению, боясь наказания со стороны царского правительства. Но все же одиночные контакты были. И здесь произошел именно тот случай, когда огонь оказался рядом с соломой. Вспыхнул огонь народной евангелизации.

Говоря о влиянии немцев - лютеран и меннонитов - во второй половине XIX века, уместно процитировать ректора Казанской духовной академии епископа Алексия (Молчанова). Он писал: «Можно согласиться с тем, что в жизни русского народа было что-то такое, что создало благоприятную почву для распространения сектантских взглядов. Можно с уверенностью также сказать, что если бы вместо немецких миссионеров необаптизма с проповедью Евангелия выступили православные миссионеры, то в тех же самых условиях возникло бы религиозное движение, благоприятное для Православной Церкви…»

СЕКТАНТЫ ДИНАМИЧНЫ И ИНИЦИАТИВНЫ

Если взять царскую Россию, то где можно было увидеть больше инициативы, успеха и предпринимательства? Да в старообрядцах и во всякой штунде! Имена купцов-благотворителей знала вся Россия: Новиковы, Морозовы, Пименовы, Андреевы… Чтобы выстоять, старообрядцы, вытолкнутые на периферию общественной жизни и заклейменные как раскольники, смогли сохранить древлецерковное благочестие, истово трудясь, обживая окраинные места России. Инаковость, инакомыслие предполагает усиленную работу мысли, риск, отвагу, поиск, и даже трудовую инициативу.

БУДЕТ ЛИ ИМЕТЬ УСПЕХ БОРЬБА С СЕКТАМИ?

Вся эта борьба, затеянная в России с сектами, - это борьба иными методами, когда у оппонента не хватает аргументов. Да, мне очень бы хотелось, чтобы борьба носила форму богословского спора, даже диалога. Это обогатило бы наше духовное мышление, богословскую мысль. Ну, нет у нас еще той высоты мудрости. Вспомните мои слова: борьба с вами закончится, как и все предыдущие, ничем, 1905 годом, царским «Манифестом веротерпимости», а имиджу гонимых сектантов только прибавит авторитета, и может, даже больше… Я понимаю, и все мыслящие люди в РПЦ понимают, что борьба с сектами - это тупиковый путь. Так как сама первоапостольская христианская община в начале была маленькой сектой. Но если в чем есть сила от Духа Божия - то устоит, произрастет и выиграет исторический спор. Это аксиома.

Повторюсь. Свидетели Иеговы, неопятидесятники выиграют в этом историческом споре, так как они гонимые. Мы же, православные, потеряем и очень потеряем (уже потеряли), так как гонение никому не мило и не симпатично… И еще одна деликатная особенность - гонители не могут быть богословами и философами, света троического зрителями, а если так, то ноль нам цена…

Можно и нужно понять и нашу Православную Церковь. Все мы обречены на действие, на борьбу. Все живое, пока оно живо, борется. Не бороться она не может. Сидеть безучастно и смотреть, как на ее историческом поле произрастают семена чуждые ее природе? Вот, давайте, поразмыслим и прикинем: поставим себя на ее место. Как бы поступили мы?

Посему жизнь - борьба! Непрестанная борьба идей, борьба людей! Мы поставлены самим бытием в условия борьбы, и никому не увильнуть от нее. Это суровая диалектика жизни.

ЛИШНИХ СЕКТ НЕТ

Нет лишних и "ненужных" религиозных объединений. В совете и свете Божием все находит свое осмысление. Они предусмотрены в замысле Творца и спасительном Его Промысле, нам непонятном.

Наглядный пример. В городе на улице молодежь собралась на христианский хип-хоп, организованный неопятидесятниками. Сектантами, такими презираемыми нами - православными, истинными, древними, традиционными. 200 человек - не так уж и много, но собрались. И вот, встает неделикатный вопрос: а смогли бы мы, традиционные, законные, православные собрать хоть 40 человек молодежи?! Вот так просто на улице взять и собрать? Да еще и что-то внятное на их языке им на улице предложить?

Тут еще рядом на «Религии в Украине» статья в мониторинге проходила: «6 причин, почему молодые люди уходят из церкви». Скажу, разумная статья. Как бы мы, традиционные православные и католики, не хорохорились, а у нас язык уже не тот, подход не тот, даже другая психология, мышление другое… Наши храмы - «клубы молодоженов, кому за 70» - ярчайшая тому иллюстрация.

Посему скажу: все христианские объединения пишут совместно историю мирового христианства. Все по-своему нужны, и никого презирать не надо. Бог Сам все прекрасно урегулирует: что от Него, то устоит. А что не от Бога – разрушится. Итак, живем, смотрим, что Дух говорит церквам.

НИКТО НЕ СПОРИТ ПРОТИВ ОЧЕВИДНОГО

Секты зачастую ядовиты и агрессивны. Сектанты в массе своей настроены негативно к Церкви Христовой, предрекая ей неумолимый конец. Также они часто в своей деятельности выходят за рамки закона государства, в котором они живут и действуют. И тут должны вступать в работу законы данной страны и институты юстиции. Но отнюдь никак не эмоции, общественная истерия, нагнетаемая по заказу какой-то партии прессой, обслуживающей ее.

Однако в любом случае, как показывает история России и некоторых европейских стран, борьба с инаковерующими репрессивными методами никогда не достигает своей цели, как и крайний национализм, не приводит к процветанию и сохранению единства страны. Вся борьба с сектами в конечном итоге ослабевает и заканчивается, как при царе Николае ІІ в 1905 году «Манифестом веротерпимости». За историческим примером далеко ходить не надо. Будем более полагаться на законы государственные, чем на собственные эмоции.

Да, должна быть у нас полемика на высоком богословско-философском уровне. Это разновидность борьбы, причем разумной борьбы. Вспомним очевидный факт - все наше православное святоотеческое богословие и выросло из ожесточенной борьбы с ересями, начиная с эпохи Вселенских Соборов и по наши дни.

О ПОЛЬЗЕ СЕКТ

Секты, при всей их сорности (они произрастают, как сорная трава), ядовитости и агрессивности – очень полезны для Церкви Христовой! Да, да… это не проговор и не ошибка выжившего из ума архимандрита.

Повторяю как заклинание: секты тоже полезны! Церковь, полагающаяся исключительно лишь на репрессивный аппарат государства и лишенная опыта борьбы с инославием, теряет свой иммунитет, мертвеет, становится нежизнеспособной. Если бы не было сект, мы бы стали мягкотелыми, как студень. Или пуще того, опустились бы с головой в язычествующую праславянскую древность… Скапывали бы с промокших елеем фотографий-иконок миро, предварительно (без свидетелей) нанеся его тайком с помощью пульверизатора. Ходили бы бессмысленно вокруг да около бесконечными крестными ходами. На православных ярмарках открывали бы целые лавки с мощевичками: торговля мощами уже идет у нас на килограммы! Мазали бы доверчивых елеем с «получудотворных» икон! Да еще бы в меру своей драчливости спорили бы о том, как ходить крестоходцам: посолонь, или противу солнца. Ну, вот и весь наш мир…

А секты заставляют пружиниться наши слабеющие мускулы богословия, заставляют, хоть изредка, но заглядывать в Священное Писание и возвращаться мысленным взором в начало начал Церкви – к первоначальной апостольской простоте и ясности. Так что, кроме очевидного, видимого вреда, в них есть и скрытая польза.

Хорошо это или плохо – не нам окончательно судить, а Богу, Который и создает, и попускает все и вся. Все явления жизни мира. Так что в борьбе с сектами выдвигаем свое оружие – богословскую мысль, которая, если ее правильно настроить, будет мощнее бить по "сорному" инакомыслию, нежели все суды, тюрьмы и ссылки вместе взятые…

Архимандрит Аввакум (Давиденко)

"Релігія в Україні", 9 лютого 2012 року