Святогорье
Едуард БОБРОВИЦЬКИЙ. — "Миг", 17 серпня 2008 року (рос.)
Два комфортабельных автобуса едва вместили всех желающих – более 80-ти человек решили совершить это паломничество к святым местам.
В ЧЕМ же разница между паломничеством и туризмом? Преосвященный Мефодий епископ Кампанский, отправляясь в 1963 году в Иерусалим, подчеркнул, что паломник – не турист. Паломник едет в Святую Землю не посмотреть, а помолиться, покаяться, духовно укрепиться, обновиться. Паломник помнит, что Святая Земля – земная родина Христа Спасителя, что здесь происходило Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне...
Святогорский Успенский монастырь, расположенный в живописной местности на севере Донецкой области на берегу Северского Донца – один из древнейших монастырей Православной Руси.
Еще в VII веке, до крещения Руси, православные греки, гонимые бунтами еретиков-иконоборцев, дошли до окраин земель русских князей, до границ Хазарского каганата… Многие православные убегали тогда из центра Византийской империи, скрываясь от мучителей. Преследуемые императорской властью, они находили кров в Южной Италии, Дунайской Готии, в Крыму и на Кавказе.
Обосновались тут, на высоком берегу Северского Донца, облюбовали для жилья естественные, поначалу, пещеры в почти стометровой меловой скале. Ископали сверху вниз многочисленные тоннели с ответвлениями, часть которых сохраняется и доныне. Так было положено начало Святогорской обители, которая занимает, бесспорно одну из прекраснейших по красотам природы местностей южной России.
Святые Горы, по Московским летописям, в первый раз встречаются в 1547 году, второе упоминание – в 1555 году в книге «Большого чертежа».
“Монастыри занимали и занимают самыя лучшия места по красоте картин природы. Это и естественно: иноки, отрешась от всего земнаго, способны боле, чем кто-нибудь, безкорыстно любить природу, как великое дело рук Божиих. При таком настроении духа инокам, естественно, было еще в глубокой древности полюбить и избрать местом созерцаний своих Донецкую скалу, столь живописную по себе и по красоте ея обстановки”, – так описал эту местность Святитель Харьковский Филарет [Гумилевский].
В 1787 году Екатерина II закрыла по всей России более 30-ти православных монастырей, будучи протестанткой – устроила гонения на христиан, давая предпочтение переселенцам с Запада, представителям других вероисповеданий и конфессий. Тогда появились первые протестанты – меннониты, лютеране, баптисты… Другим ударом стало упразднение Запорожского казачества, которое в Малороссии всегда было оплотом и поддержкой православной веры.
Земли Святогорского монастыря, тогда уже известного по всей Малороссии, превратились в дачную усадьбу князя Потемкина, фаворита императрицы. Только 60 лет спустя, в середине XIX века, наследники – князь Александр Михайлович Потемкин, Татьяна Борисовна Голицина – положили немало сил, отдали немало средств на восстановление обители.
13 сентября 1859 года был заложен Успенский собор архимандритом Арсением [Митрофановым], который стал первым настоятелем Святогорской пустыни после ее восстановления 15-ю годами раньше.
Через месяц от начала строительства архимандрит Арсений скончался, и дело созидания этого храма перешло в руки его преемника, архимандрита Германа [Клица]. 4 сентября 1868 года собор был освящен Харьковским архиепископом Макарием [Булгаковым].
Пострадала обитель в годы советской власти. Монастырь был закрыт, монахи разбежались, а соборный Успенский храм был кощунственно перестроен.
Жизнь вернулась в святую обитель в 90-е годы, когда началась реставрация. 8 сентября 2000 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир в сослужении пяти архиереев совершил его освящение. А осенью 2004 года после реализации государственной программы реставрации монастыря он получил высокий статус Лавры, став в один ряд с Киево-Печерской и Почаевской.
В правом пределе Успенского собора – чудотворная Икона Божьей Матери Святогорской. Афонский старец, монах-грек, в середине XIX века приехавший в Святые Горы, скорбил о том, что ничего не может пожертвовать обители. Тогда он написал эту икону и оставил ее в подарок монастырю.
Образ Божьей матери находился долгое время в Иоанно-Предтеченской пещерной церкви и благодатно был сохранен от сырости и пожара. Благочестивые люди сберегли икону в советские времена. А 15 лет назад икону торжественным Крестным ходом, который продолжался девять часов, перенесли из города Славянска в Святогорский монастырь.
Сейчас икона украшена множеством драгоценных камней, золотых и серебряных подвесок, кулонов, крестиков, дукачей – все это принесено в дар Царице Небесной как знак любви и благодарения за получение исцеления и благодатную помощь многим людям. Кстати, о случаях исцеления и благодати в Лавре ведется специальная книга-летопись.
Церковь Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии построена в 1850 году по проекту архитектора Константина Тома, того самого, который построил в Москве Храм Христа Спасителя, взорванный большевиками… Чин освящения этого храма совершил Святитель Харьковский Филарет.
После революции 1917 года весь монастырь превратили в пансионат – дом отдыха, в церкви устроили водолечебницу, причем грязевая ванна стояла в алтаре на месте Престола – самого святого места в храме.
Сейчас Церковь Покрова отреставрирована, хотя в арочном проходе художественные работы еще продолжаются. Иконописцы доделывают роспись стен фресками по сырой штукатурке, используя древнюю технику красок, замешанных на яичном желтке. На нижнем этаже размещается монастырская ризница, библиотека и архив. Над Святыми вратами – главная колокольня Святогорской лавры.
Ныне в Лавре в братских корпусах и скитах пребывают 125 монахов. Они ведут большое хозяйство. Экономию составляют 20 гектаров полей, огородов и садов, птичник, коровник. Есть у обитателей братская трапезная, просфорная, пекарня, пасека. Монахи отбывают послушание не только в ежедневных молитвах: трудятся в пекарне, иконописной и швейной мастерских, иконной лавке. Обучаются искусству колокольного звона, а в праздничные дни великолепно звучит братский хор.
Всехсвятский скит – это полностью деревянные постройки. Летние скиты-кельи без отопления, зимняя – с печным отоплением. Восхищает своей красотой деревянная церковь во имя Всех святых в земле Русской просиявших.
В Храмах и скитах не используется электричество. Только для туристов и паломников – гостиничные номера со всеми удобствами, цивилизованные туалеты, душ с горячей водой, где за пожертвование можно остановиться на двое-трое суток, отведать монастырской еды в трапезной.
По благословению наместника Лавры архимандрита Арсения нашим проводником стал отец Мефодий. Именно от него мы узнали историю монастыря, вместе с ним побывали в пещерах, посетили несколько церквей. Хотя в эти дни пещеры были закрыты для посетителей из-за строительных и реставрационных работ.
Пещерная церковь преподобного Алексия, человека Божия – один из крупных пещерных храмов.
30 марта – праздник преподобного Алексия – престольный праздников обители. Всего же в Святогорской обители празднуют около 30-ти престольных праздников и почитаемых дней.
30 июля, в день Святогорской иконы Божьей Матери, совершается Крестный ход вокруг обители.
19 августа – на Преображение Господне Крестным ходом идут к месту взорванной коммунистами Преображенской церкви, которая возвышалась на местной горе Фавор.
24 августа – день преподобного Иоанна Затворника и Чудотворца Святогорского. Свершается Крестный ход с иконой и его мощами вокруг обители…
Пещерный храм Иоанна Предтечи. Тут исцелялись прихожане от головной и зубной болей, других недугов, грызли и отщипывали мел от столба. Тут молился преподобный Иоанн Затворник.
В резном киоте у левой колонны Успенского собора – древняя святыня обители, чудотворный образ святого Николая Чудотворца, явленный в пещерах на меловом столпе, рядом через несколько ступенек – келья преподобного Иоанна Затворника Святогорского. 17 лет провел он внутри Святогорской скалы в затворе. Рака с его мощами в левом пределе Собора Успения Божьей Матери.
Удивительный пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских [в столичной лавре дальние и ближние пещеры прорыты в глиняной толще, а тут в меловой породе].
Венчают меловую скалу на высоте более 80-ти метров над рекой церковь святого Николая Чудотворца [конца XVII] и часовня Святого Апостола Андрея Первозванного [XIX].
…Глубокая древность сокрыла от нас имя или имена основателей этого монастыря. В одном из актов монастырских в архиве я прочел, что предание относит церковь Святого Николая к глубокой древности, ко времени обретения чудотворного образа святого Николая. Храм находится в западной части монастыря, вне ограды монастырской территории, на вершине той самой меловой скалы.
Автор глубоко признателен и благодарен отцу Лазарю, стараниями которого стало возможно это паломничество и написание статьи.
Поездка
В Свято-Успенскую Святогорскую лавру стоит ехать в пятницу на субботу и воскресенье.
Дорога
Туда Запорожье – Вольнянск – Краматорск – до Славянска – не доезжая до Изюма 40 км [по трассе Ростов-на-Дону – Харьков] – поворот на Святогорск… Всего 320 км, четыре часа езды.
Обратно На Изюм – поворот на Лозовую – Павлоград – Синельниково – Запорожье.
Всего 290 км, – четыре часа езды.
Ночлег
В гостинице монастыря [горячая вода, душ, отличные условия, примерно как *** отель]. Ночь в номере люкс – 2-местном – 15 гривен. В обычном номере на четыре человека – пять гривен за постель.
Одежда
Женщины должны по традиции покрыть голову, брюки и открытая одежда недопустимы.
Распорядок
В 5.30 подъем.
В 23.00 отбой.
Посещение служб обязательно!!!
Вечерня – с 18.00 до 21.00.
Заутреня – с 6.00 до 9.00.
С субботы на воскресенье – служба всенощная Архиерейская [проводит наместник Лавры].
Можно заказать [20 гривен на группу] экскурсию в катакомбы, в меловые пещеры, которую проводят монахи монастыря, с посещением пещерных храмов. Продолжительность два часа – один километр по пещерам вверх и обратно.
Питание
Можно организовать обед в монастырской трапезной за пожертвование [пять гривен].
Можно получить завтрак, обед, ужин в кафе, расположенном на другом берегу – десять минут ходьбы от монастыря.
Цены – в два раза ниже запорожских.