Тайный код древних надгробий
Оформление мацевот достаточно «многослойно». Это очень интересные, часто поэтические, эпитафии, где в большинстве случаев видим или прямое цитирование, или намек на тексты из священных книг; затейливые орнаменты; оригинальные высокохудожественные барельефы, несущие богатейшую смысловую нагрузку.
Здесь стоит напомнить, что иудаизм запрещает изображать людей. Поэтому своеобразный «портрет» покойного (его привычки, профессия, родословная, характер и т.д.), обычно «зашифровывался» разнообразными символическими изображениями. Еще лет сто тому назад любой еврей свободно читал этот каменный код. Но уже на рубеже ХIХ-ХХ вв. усредненные и лишенные какой-либо национальной идентичности памятники начинают вытеснять традиционные мацевот. На погребениях первой половины прошлого века уже преобладают стандартные надгробия в виде ствола дерева со срубленными ветвями (по тогдашней кладбищенской «моде»). От аналогичных православных или католических памятников они отличаются только отсутствием креста. К концу ХХ века у могил вообще исчезают малейшие национальные признаки. Даже надписи на иврите — редкость. Известный ранее каждому ребенку «код» забылся за ненадобностью, и сегодняшний среднестатистический еврей сможет «прочитать» едва ли малую толику из «зашифрованного» в старинных барельефах. А зря — древние еврейские кладбища интереснейшие во всех отношениях памятников истории.
Сатанов, кладбище. Хорошо видно, что некрополь находится на горе.
Расположение некрополя тоже несет в себе определенную мистическую нагрузку. Традиционно кладбище размещали на территории, отделенной от местечка рекой или ручьем. В частности, рассматриваемый в этой публикации сатановский киркут отделен от штетла речушкой Шмаивкой. А кладбище в Городке - речкой Смотрич и безымянным ручейком в придачу. Водоем здесь играет роль своеобразного «Стикса» - мифической реки, отделяющей мир живых от мира мертвых.
Старое еврейское кладбище в Городке тоже на вершине холма.
Кроме того, кладбища старались устроить на вершине холма или горы. Это тоже делали не просто так. Утомительный подъем должен был не только воспрепятствовать посещению некрополя посторонними, но и желанию живых попасть в мир мертвых ранее предначертанного времени. Таким образом жители местечек пытались защитить себя от преждевременной смерти.
В «нагорном» расположении был и сугубо прагматический аспект. Землю под некрополь община покупала у местного феодала. Малопригодная же для ведения сельского хозяйства и застройки земля была самой дешевой.
До начала XVII века традиционное еврейское надгробие представляло обычный плоский камень с вырезанной на нем эпитафией. Но позже их начали декорировать орнаментами и барельефами. Тогда же сформировался своеобразный «канон» памятников и основная композиционная схема. Почти все мацевот, начиная от XVII в. и до рубежа XIX -XX вв., оформлялись в виде портала - своеобразных врат в потусторонний мир. Здесь стоит вспомнить стих из Псалма «Вот врата Господа, в них войдут праведные» (Пс. 117/118). Это и намек на врата Храма в Иерусалиме.
Первое что бросается в глаза — обилие львов. Они фигурируют едва ли не на каждом памятнике XVII - начала XIX веков. Это вполне понятно. Издревле именно львы символизируют еврейский народ вообще и Иудею в частности.
Хорошо видно, что в своей массе резчики весьма смутно представляли, что это за зверь такой - лев. Немногие на тогдашнем Подолье видели этого животного воочию или хотя бы на более-менее приличном рисунке. Вот художники и изображали львов, как они представляли. Очень часто Царь зверей больше похож на волка или собаку с гривой. Это объясняется тем, что в старых раввинистических книгах льва описывали, как животное похожее на огромного волка с почти человеческим лицом и гривой. Встречаются львы не только с «человеческими» лицами, но и с абсолютно человеческими «казачьими» усами. На большинстве мацевот львы являются второстепенным элементом декора, но встречаются памятники где они — главная фигура. Здесь можно не сомневаться — имя погребенного было Лейба (Лев).
Это не ежики и не собачки. Это львы! Городок.
Лев с человеческим лицом и не менее человеческими усами. Сатанов.
Довольно популярным является сюжет изображающий бой льва с единорогом. Даный сюжет является одним из наиболее распространенных в еврейском искусстве. Такие изображения украшают древние манускрипты, используются в росписи синагог, декорировании предметов быта и тому подобное.
Бой льва с единорогом. На памятнике слева — олень. Городок.
В еврейской традиции поединок льва и единорога символизирует ожидание прихода Машиаха.
Напомним, что после смерти царя Соломона (около 928 г. до н.э.) еврейское государство разделилось на Иудею и Израиль. В южной Иудее оказались колена Иегуды и Биньямина, а другие десять - составили население северного царства Израиль. Как это часто водится - царства враждовали, пока в 721 г. до н.э. ассирийский царь Саргон II захватил Израильское царство и угнал в плен всех его жителей. С той поры эти десять из двенадцати колен исчезли с исторической арены. Они и считаются «утерянными».
Борьба льва (олицетворение Иудеи) и единорога (олицетворение Израиля) на барельефах напоминает о той древней вражде и намекает о будущем приходе Машиаха, после чего это противостояние закончится и 10 «утерянных» колен найдутся, а еврейский народ опять объединится.
Ожидание прихода Машиаха зашифровано еще на нескольких сатановских надгробиях XVIII в., где изображен медведь с веточками в лапах. Этот сюжет тоже широко известен в еврейском искусстве. Веточки сначала разъединяются, а потом соединяются над головой животного. Они символизируют разъединение, а потом объединение всех колен Израиля после прихода Машиаха. Правда, на памятниках видим только намек на соединение веточек. Эти ростки также символизируют Древо Познания и Древо Жизни.
— Мишки-разведчики. Сатанов
В Сатанове и Городке встречается еще один, достаточно распространенный в традиционном еврейском искусстве «медвежий сюжет» - мишки, несущие на жерди грозди винограда. Здесь медведи с виноградом – это разведчики, возвращающиеся к еврейскому народу в пустыню с добрым известием о плодородии Ханаанской земли (у евреев изображения людей на то время были под строгим запретом, поэтому вместо них вырезали медведей). Виноград здесь символ плодородия и богатства.
Мишки с Городка, как и виноград выполнены в абстрактном стиле.
Медведей традиционно изображали на надгробиях людей, носивших имя Дов или Бер - то есть Медведь.
Рядом с одним из «медвежьих» памятников стоит надгробие с вырезанным на нем огромным волком. Это вовсе не означает, что покойный был агрессивным и злым, а всего лишь указывает, что погребенный носил имя Вольф — волк.
Где есть медведи и волки — там обязательно должны быть зайцы. Так и есть! Длинноухих здесь более чем достаточно. Зайцы вырезаны как сами по себе, так и терзаемые орлами. В данном случае эти животные символизируют богобоязненность погребенного. Пресловутый заячий страх здесь выступает в высшей, духовной ипостаси. Заяц в когтях орла (последний символизирует Б-га, но об этом позже) означает, что человек при жизни был не только богобоязненным, но и всецело отдавал себя в руки Б-га.
В Сатанове можно увидеть уникальный для еврейских надгробий сюжет – медальон, изображающий трех бегущих по кругу зайцев. Подобный сюжет довольно часто встречается в росписях синагог, а вот в оформлении мацевот — редкость. Похожее надгробие (но выполненное на более примитивном уровне) можно увидеть только в соседнем Городке.
Прорисовка барельефа «три зайца»
Медальон представляет собой занимательную головоломку. На первый взгляд каждый заяц самый обыкновенный. Четыре лапы, куцый хвост и два длинных уха... Но одновременно каждый их зайчиков совершенно безухий — его уши принадлежат соседям! Это изображение очень древнее и происходит из ...Китая! Позже через Персию, Ближний Восток эти зайчики «допрыгали» до Западной Европы, где стали воплощением христианской Троицы (каждое животное — само по себе, но все вместе они одно целое). Изображение «три зайца» украшает многочисленные средневековые храмы Англии и Германии. На восточные земли Речи Посполитой этот сюжет попал, скорее всего, именно из Германии вместе с еврейскими переселенцами. В иудейской традиции «три зайца» символизируют трех патриархов - Авраама, Ицхака и Яакова, а бег по кругу — бесконечность времени. Нельзя также исключить, что треугольник, образованный ушами — намек на Маген Давид.
Какой же заяц без своего вечного спутника и врага лиса? Лисы на барельефах тоже присутствуют. Как и положено, они символизируют ум погребенного. Правда, в отличие от волка, в качестве центральной фигуры лисы не встречаются, а вот как элемент декора — в изобилии.
На этой прорисовке — полный комплект «живности»: зайцы, лис и горлица
Продолжая «зоологическую» тему, переходим к белкам. Белки встречаются и как основной элемент в оформлении надгробия, и как один из элементов декора. Белка, грызущая орех, указывает, что погребенный всю жизнь «грыз» мудрость Торы.
Белки грызут орешки мудрости вокруг символического изображения Древа Жизни
Очень популярным сюжетом является изображение оленей и ланей. Оленей изображали на могилах людей, носящих имя Герш или Цви (в переводе — Олень). Ланей (символ чистоты) — на могилах девушек. На могилах девушек также часто изображали спящих единорогов. Как известно, они тоже символизируют чистоту и целомудрие.
Здесь видим целый «зоопарк» - львов, терзающего зайца орла, оленя и лиса.
От животных переходим к птицам.
Орлы в оформлении мацевот встречаются ненамного реже львов. В еврейской традиции орел, как обычный, так и двуглавый, всегда символизирует Господа. Заметим, что двуглавый «еврейский» орел не имеет ничего общего ни с византийским, ни с золотоордынским орлами. Ни, тем более, с происходящим от них албанским, сербским, черногорским, австрийским и русским двуглавым орлом. Внешне — очень даже похоже, но суть — разная. Две головы у «еврейского» орла символизируют дуалистическую сущность Бога — наказание, но и прощение, суровость, но и милосердие, гнев, но и любовь...
Один из самых оригинальных памятников (1788 г.). Здесь видим сразу 5 орлов (один двуглавый). Очень оригинальна корона последнего. В качестве венца здесь фигурируют руки сложенные в благословения когенов.
Часто на мацевот встречаются изображения аистов. Аист на иврите звучит, как «хасида» и имеет один корень (х-с-д) с «хасидус» - праведность. Значение изображение аиста в этом ключе расшифровывать не нужно. Аисты встречаются как сами по себе, так и со змеей в клюве - символ победы праведности над злом. На кладбищах Меджибожа и Городка есть почти идентичные мацевот (возможно даже вырезанные одним мастером) с изображением двуглавого орла, держащего за шеи аистов. В ключе вышесказанного сюжет понятен — покойный был праведным (аист-хасидус) и полностью отдававший себя во власть Б-га (орел).
Праведные аисты в руках Господа-орла. Здесь же видим благословение когенов. Городок
Из птиц очень часто встречаются горлицы и разнообразные певчие пичуги. Их изображают преимущественно на женских могилах. Птички здесь символизирует домашний очаг. На женских надгробиях часто изображают также пятисвечник - символ женского благочестия (в обязанность женщины входит зажигание свечей на Шабат и праздники). Женские могилы часто украшают вазы с цветами. Количество бутонов в этом случае указывает на количество детей у погребенной.
Пятисвечник украшает женские могилы.
Кроме того, птиц изображали на могилах женщин, носивших имена Фейга или Циппора (птичка). Встречаются мелкие пернатые и на мужских памятниках. Например, голубь украшает мацевот людей носивших имя Иона (голубь).
Могила когена. Колоны — напоминание о разрушенном храме. Сатанов
Очень часто изображение на памятнике указывает на принадлежность погребенного определенному роду. Так, мацевот над могилами когенов всегда украшает изображение рук, сложенных в особом жесте «благословения когенов». Могилы людей из рода левитов часто украшают предметы, необходимые для ритуального омовения рук — кувшин, таз, полотенце. Часто запечатлен и сам процесс омовения. Очень любопытный «левитский» памятник конца XVIII в. еще совсем недавно можно было увидеть в Городке. Изображая полотенце, мастер вырезал украинский рушник со тщательно воспроизведенной традиционной подольской вышивкой. Увы, вследствие небрежности при расчистке некрополя от зарослей этот еврейский памятник с украинскими мотивами, как и множество других был безвозвратно уничтожен. Тогда не придумали ничего лучшего, как сжечь все срезанные кусты и деревья прямо на могилах. В результате огонь превратил шедевры камнерезного искусства в кучки извести.
Памятники на могилах левитов. Сатанов
Следует заметить, что все вышеупомянутые зашифрованные изображения «в одиночестве» встречаются редко. Чаще всего они идут в комплексе с другими «шифровками» и по ним можно прочитать целый рассказ о покойном.
Рассмотрим, например, очень красивый и трогательный сатановский памятник, который напоминает автору печальную девушку в подвенечном платье.
Могила красавицы Сары, фото и прорисовка декора
Здесь мы видим традиционных львов, плоды граната (символ добродетели и щедрости), ланей и дремлющих единорогов (чистота, целомудрие) и скорбных аистов (праведность). Исходя из вышеизложенного видно, что здесь покоится юная девушка, щедрая и праведная. Богатый высокохудожественный декор красноречиво свидетельствует не только о довольно высоком положении ее родителей, но и передает всю скорбь безвременной утраты. Это полностью подтверждается печальной и поэтической эпитафией: «Вот вам: семени святых памятник (памятник потомку святых людей — авт.). За этой красотой, которая истлеет в земле плачу я (высказывание из «Талмуда» - авт.). Мягкая и изнеженная (парафраза Дварим 28: 56 - авт), Скромная [в том, что касается] ее добрых дел, госпожа Сара, дочь известных раввинов Меира со Львова, умершая...» (далее текст скрыт в земле).
Напомним также, что изображение граната имеет еще один скрытый подтекст. Согласно раввинистическим легендам, каждый плод этого растения имеет ровно 613 зерен. То есть число зерен граната равно 613 заповедям иудаизма (Тарьяг Мицвот). Изображение плода граната в данном случае указывает, что девушка Сара исполняла все предписания Торы. Последнее, заметим, очень непросто. Тут и 10 основных мало кто соблюдает.
Со второй половины ХІХ века традиция украшать мецевот «кодированными» изображениями сходит на нет. Впрочем, как и в своей массе напрочь деградирует мастерство резчиков. Надгробия этого периода не идут ни в какое сравнение с уникальными шедеврами XVIII - начала ХІХ веков. Барельефы становятся плоскими и невыразительными, сюжеты — однообразными и преимущественно вырезанными по одним и тем же готовым шаблонам. Если на «старых» участках, что сатановского, что городоцкого кладбищ невозможно найти два одинаковых памятника, то на «новых» участках многочисленные мацевот-близнецы отличаются друг от друга только надписями.
В заключение заметим, что перечень сюжетов, упомянутых в нашем расследовании, далеко не полон. Здесь мы остановились исключительно на самых распространенных