Украина: прошлое и будущее хасидизма

Украина считается родиной самого мощного религиозного направления современного иудаизма — хасидизма.

Украина считается родиной самого мощного религиозного направления современного иудаизма — хасидизма. Само слово «хасидизм» происходит от ивритского слова «хасидут» («праведность») и название движения можно перевести как «учение благочестия». Хасидизм представляет собой религиозно-мистическое течение в иудаизме, которое считает основой иудаизма не традиционное еврейское изучение Закона (Торы), а истинное религиозное переживание отдельного человека и его нравственное поведение. Хотя своеобразие хасидизма проявилось не столько в разработке новых идей, сколько в придании нового смысла старым идеям. Хасидизм не создал нового религиозного учения, а явился движением за возрождение традиционной иудейской религии.

Возникновение хасидизма напрямую связано с именем рабби Исраэля бен Элиэзера, которого также назвали Баал-Шем-Тов (сокращенно Бешт), что переводится как «обладатель доброго имени». Приблизительно в 1730 г. Бешт начал свою проповедь, в которой знакомил небольшую группу единомышленников со своими мистическими откровениями и учением о единении с Богом. Похоронен Бешт в местечке Меджибож Хмельницкой области. После его смерти движение возглавил рабби Дов Бер (он же — Магид), который обогатил хасидизм системой кабалистических представлений, организовал внутреннюю жизнь хасидской общины. Именно благодаря Магиду хасидизм укрепился в Украине и распространился в Беларуси (первая хасидская община здесь появилась в местечке Карлине под Пинском), Литве и центральной Польше. После смерти Магида в 1773 г. хасидизм раскололся на множество направлений, во главе каждого из которых стоял цадик («праведник», человек, отличающийся особенно сильными верой и набожностью, духовный вождь хасидской общины). И сегодня различные группы хасидов называются «династиями» с указанием названия местечка, из которого они происходят (например, сатмарские хасиды, гурские хасиды, брацлавские хасиды и т.д.). Одним из руководителей белорусских хасидов в 1788 г. стал рабби Шнеур Залман из Ляд (Альтер Ребе, «Старый ребе»), основавший династию Шнеерсонов и мощное на сегодняшний день движение Хабад, о котором речь пойдет ниже. Во время Второй мировой войны все центры хасидизма были уничтожены. Цадики, которым удалось спастись, переехали в США и Израиль, где многие из них основали новые хасидские центры и восстановили связь с рассеянными по всему миру хасидами [1, с.397]. И хотя хасидское движение вернулось в Восточную Европу несколько десятилетий назад, на сегодняшний день центрами хасидизма продолжают оставаться США и Израиль.

Всегда хасидизм был ортодоксальным течением в иудаизме. Хасиды выполняли все законы Галахи, соблюдали мицвот («заповеди»), однако хасидизм обладал и некоторыми особенностями: повышенной эмоциональностью, экстатичным служением Богу, популяризацией основ мистики (которые прежде были известны лишь небольшому кругу кабалистов) и появлением нового типа духовного лидера — харизматического руководителя, цадика [5, кол.274].

Как отмечают раввины Гилберт С. Розенталь и Вальтер Хомолка «в принципе, хасидизм нельзя сегодня рассматривать как целостное движение: он объединяет группу небольших течений, каждое из которых имеет собственные убеждения и теорию. Возникшее первоначально в качестве харизматического движения протеста…, хасидизм быстро потерял свой нонконформизм, избежав однако слияния с другими течениями ортодоксального иудаизма» [7, с.179].

Различные направления хасидизма довольно сильно отличаются друг от друга идеями, т.к. учителя хасидизма не выработали единого для всех учения. И хотя теоретические разногласия часто были поводом для споров между хасидами, тем не менее в хасидизме можно выделить некоторые общие черты. Это отношение хасидизма к приходу Машиаха (Мессии) и к «избавлению» еврейского народа: в хасидизме ожидание Машиаха всегда было достаточно сильным чувством, считалось, что евреи обязаны приближать его приход идеальным служением Богу. Тем самым хасидизм переводил мессианские порывы из сферы общей эсхатологии в область личного служения. Второй общей чертой является панэнтеизм, согласно которому мир возникает и развивается в процессе Божественной эманации. На основе этого принципа хасидизм развивает далее учения о человеке и его месте в мире, о цадиках, о преданности Богу, об исправлении мира, о раскаянии.

В целом, в развитии хасидизма можно выделить два основных направления: польско-украинское и литовско-белорусское. Первое направление полностью переняло идеи Бешта, который видел основой иудаизма сердечную, интимную привязанность человека к Богу. Он подчеркивал необходимость оптимистического отношения к людям и жизни вообще. Особую популярность среди хасидов Польши и Украины приобрела идея о том, что в мире не существует абсолютного зла и что к грешнику следует относиться, как к праведнику. Польско-украинское направление хасидизма отличается эмоциональностью и личностным подходом. Яркими представителями литовско-белорусского направления хасидизма являются движение Хабад и карлин-столинские хасиды, которые считают главным источником веры «разумную душу», а не чувство и экстаз. Слово «хабад» — это акроним ивритских слов «хохма» («мудрость»), «бина» («понимание») и «даат» («знание»). Тем самым подчеркивается характерная черта учения Хабада — приоритет разума и, как следствие, важность изучения Торы.

Сегодня в Украине в основном представлено два хасидских движения: Хабад-Любавич и карлин-столинские хасиды. Карлин-столинские хасиды более активны в Западной Украине, а Хабад-Любавич действует по всей территории Украины. Например, в Киеве синагога Бродского и раввин Моше Асман принадлежат движению Хабад-Любавич, а раввин синагоги на Подоле Яаков Дов Блайх происходит из карлин-столинской династии. По мнению исследователя иудаизма Владимира Матвеева, ультра-ортодоксы занимают в Украине главенствующие позиции вследствие своей организованности и материальной обеспеченности [6, с.17]. Информации о деятельности Хабада достаточно много, поэтому далее мы сосредоточим свое внимание на более подробном исследовании роли этого движения в возрождении и усилении еврейской общины Украины.

В Украине, как и в других странах бывшего СССР, Хабад применил свой многолетний опыт работы с секуляризированным и ассимилированным еврейством. «Высокая институциональная мобильность, внутренняя дисциплина, культурная гибкость и нацеленность на экспансию в еврейской диаспоре позволяют движению Хабад-Любавич хорошо адаптироваться в разных странах современного мира и достаточно крепко укореняться в них», вследствие чего «движение Хабад-Любавич стало наиболее успешным институционализированным феноменом еврейской религиозной жизни последней трети ХХ — начала ХХІ вв.» [3, с.11]. Хабад поставил себе целью приобщить как можно большее число евреев к ортодоксальному учению хасидов. Он активно использует современные рекламные методы, например, широко известны так называемые «мицва-бусы», небольшие минивэны с несколькими эмиссарами Хабада, которые путешествуют в самые отдаленные местечки, и предлагают взрослым мужчинам-евреям наложить филактерии (тфилин). Подобная активность обусловлена установкой Менахема Мендла Шнеерсона, Седьмого Любавичского Ребе, на практическую деятельность адептов иудаизма и активную социальную роль религии вообще. Одной из причин популярности Хабада является также их большая просветительская работа, образовательно-культурные мероприятия, которые организовывает Хабад, рассчитаны на все возраста, от утренников в детском саду до чествования ветеранов. Вся эта активная деятельность привела к тому, что еврейская община, которая периодически посещает на праздники синагогу Бродского в Киеве, сегодня составляет около 6 000 (!) человек. Цифра очень внушительная, если учесть, что в этом году на Рош-га-Шана на могилу рабби Нахмана в Умань приехало 15 300 брацлавских хасидов со всего мира.

Проанализировав все вышесказанное, можно прогнозировать, что ортодоксальная еврейская община в Украине будет активно расти вследствие работы Хабада и хасидов других направлений. Такой рост может быть обусловлен несколькими факторами: высокая рождаемость, активная социальная деятельность хасидизма, религиозная бескомпромиссность в сочетании с модернизацией своих взглядов на взаимодействие с обществом и финансовая самоокупаемость. Высокий показатель рождаемости в хасидских семьях присущ не только Украине, но и всем странам, в которых проживают хасиды. Преподаватель географии Университета Флориды Джошуа Коменец подсчитал, что количество хасидов в США увеличивается в 2 раза каждые 20 лет. В то время как в неортодоксальных семьях рождаемость либо остается на том же уровне, либо падает. И хотя хасидизм не запрещает категорически аборты, разводы и контрацепцию, а только неодобрительно к ним относится, в среднем в хасидской семье рождается 6-8 детей. Если такая тенденция сохранится, то, по мнению Дж. Коменца, к 2050 году хасиды будут составлять большинство еврейского населения США [2]. Не исключено, что такая же картина будет наблюдаться и в Украине. Активная социальная деятельность хасидизма проявляется в правильной организации образовательно-культурной работы со всеми возрастными категориями евреев. Существует выражение, что еврей может прожить полноценную жизнь, не выходя за рамки общины, т.к. в общине есть детский садик, религиозная школа, йешива (высшее религиозное учебное заведение), возможность устроиться на работу в самой общине и организация досуга для пожилых людей в еврейском доме престарелых. Религиозная бескомпромиссность хасидов, которые четко отстаивают принципы Галахи и не допускают либеральных идей или подходов к иудаизму, умело сочетается с модернизацией позиций хасидизма по отношению к окружающему обществу. Так, за последние десятилетия хасиды постепенно отказываются от языка идиш, как единственного языка общения, традиционный хасидский костюм XVII века был заменен на простой темный костюм и шляпу, запрет на занятия в университетах стал неприемлем и т.п. [4, с.260]. Отличительной чертой хасидских общин в Украине стала их финансовая самоокупаемость. После распада Советского Союза возрождение иудаизма было финансово организовано благодаря постоянной поддержке евреев США и Израиля. С каждым годом эта поддержка уменьшается, что приводит к замедлению темпов развития деятельности консервативного и реформистского иудаизма. Хасидским общинам удалость привлечь на свою сторону большинство местных еврейских бизнесменов, благодаря финансовой поддержке которых хасиды не только продолжают вести уже начатую ранее деятельность, но и открывают новые синагоги и еврейские религиозные школы по всей Украине.

На наш взгляд, потенциальными препятствиями для стабильного роста ортодоксальной еврейской общины могут быть лишь возможная последовательная антисемитская политика со стороны государства и эмиграция евреев в Израиль, США или Германию. Антисемитская политика в Украине пока отсутствует, а эмиграция заметно снизилась за последнее десятилетие. Таким образом, эти факторы возможны скорее теоретически, нежели практически.

Литература:

  • Encyclopaedia Judaica / Fred Skolnik, editor-in-chief; Michael Berenbaum, executive editor. — 2nd ed. Keter Publishing House Ltd., 2007— . Vol. 8 — 2007. — 821 p.
  • Hoover A. As Hasidic population grows, Jewish politics may shift right [Електронний ресурс] // Univeristy of Florida News, 27.11.2006, updated 2009. — Режим доступу до журн. : http://news.ufl.edu/2006/11/27/hasidic-jews/ .
  • Андросова В.І. Хасидський рух Хабад у процесі адаптації до суспільно-політичних і соціокультурних реалій українського соціуму : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. філос. наук : спец. 09.00.11 «Релігієзнавство» / В.І. Андросова. — К., 2009. — 20, [1] с.
  • Барнави Э. Евреи и XX век: Аналитический словарь / Э.Барнави, С.Фридлендер. — М.: Текст: Лехаим, 2004. — 1021 с.
  • Краткая еврейская энциклопедия в 12 т. / [гл. ред. Ицхак Орен (Надель)]. — Иерусалим: «Общество по исследованию еврейских общин» при Еврейском ун-те в Иерусалиме, 1994— . Т. 9. — 1999. — 1280 с.
  • Матвєєв В. Іудейська громада України: історія, стан та основні тенденції розвитку / Матвєєв В. // Іудаїзм: сутність, історія, сучасні виміри : Матеріали Шостої міжнародної молодіжної релігієзнавчої літньої школи / Наук. ред.. А.М. Басаурі Зюзіна, О.С. Кисельов. — К., 2008. — С. 10—23.
  • Розенталь Г.С. Этот многоликий иудаизм. / Гилберт С. Розенталь, Вальтер Хомолка. — Б.м., Б.г. — 205 с.

Анна-Марія БАСАУРІ