В ожидании церковной капитуляции Виктора Януковича

26.01.2011, 15:27
Явная демонстрация приверженности лишь к одной религиозной конфессии не делает Президенту чести как гаранту Конституции и, тем более, не поднимает его рейтинг в глазах украинцев

Явная демонстрация приверженности лишь к одной религиозной конфессии не делает Президенту чести как гаранту Конституции и, тем более, не поднимает его рейтинг в глазах украинцев

В том, что с приходом к власти Виктора Януковича началось серьезное обострение в общественной жизни, не сомневается никто. При этом, его администрация пытается переложить львиную долю вины на своих предшественников, которые якобы не считались с мнением большинства, и теперь этот нарыв прорвал. Однако методы лечения партия власти избрала не терапевтические, а радикально хирургические – ампутация проблемных областей вместе со здоровыми и функциональными органами.

То, что во время поздравления верующих с Рождеством Христовым Президент «забыл» вместе с православными поздравить пятимиллионную общину греко-католиков, а во время рождественских богослужений почтил своим вниманием лишь храм УПЦ Московского Патриархата, лишь малая толика примера такой «радикальной хирургии». Без сомнения, явная демонстрация приверженности лишь к одной религиозной конфессии не делает Президенту чести как гаранту Конституции и, тем более, не поднимает его рейтинг в глазах украинцев.

Что это: очередная оплошность спичрайтеров АП? Сознательное религиозное кредо самого Януковича? Желание понравиться Москве и получить благосклонность Кремля? Или политическая декларация, направленная на утверждение в Украине однотипной православной идеологии? Скорее всего, Виктор Федорович сам до конца этого не понимает, являясь пешкой в руках своего окружения и северных дипломатических «иезуитов».

Заявление предстоятеля УПЦ Киевского Патриархата, патриарха Филарета (Денисенко) о том, что сегодня в Украине реализуется план по поглощению и уничтожению УПЦ-КП, нельзя обойти молчанием, хотя бы потому, что в его юрисдикции находится около трети всех православных приходов страны. Дополняя слова патриарха можно сказать, что разрабатывается этот проект в недрах РПЦ, которая открыто заявляет о недопустимости существования конкурентов на своей «канонической территории». Реализация же плана возложена на пророссийски настроенных политиков в Украине, в том числе, на Виктора Януковича.

Сначала попробуем проанализировать способы и методы, какие могут применяться в отношении УПЦ-КП и привести, если ни к ее полному уничтожению, то к превращению в маргинальную структуру. Одновременно рассмотрим аргументы, почему ни один из этих методов не даст ожидаемых результатов.

Административное давление

Наиболее примитивный, но, по ошибочному мнению нынешней власти, самый действенный способ деморализации духовенства и верующих Киевского Патриархата. «Третий Рим» свято уверен, что если местная власть при поддержке «центра» начнет методом кнута и пряника проводить работу с клириками, суля тем спокойную жизнь, материальные и иные блага, духовенство не сможет устоять перед соблазнами.

Однако обоюдное перетекание приходов из одной православной юрисдикции в другую наблюдается ежегодно. За год, около десятка общин меняют «крышу», причем уходят и из-под влияния Московской Патриархии в Киевскую. РПЦ и чиновникам сложно контролировать этот процесс, так как решение принимает не местный священник или архиерей, а сама религиозная община. 

Протест Генпрокуратуры

За время существования УПЦ Киевского Патриархата было две попытки отменить его регистрацию через внесение соответствующих протестов Генеральной прокуратурой. Первая состоялась в 1993 году во время генпрокурора Виктора Шишкина буквально за несколько недель до того, как он был снят с должности главы ГПУ. Второй раз опротестовать регистрацию УПЦ-КП попытался генпрокурор Михаил Потебенько накануне выборов в Верховную Раду в 2002 году, когда он баллотировался по списку Компартии. Оба раза эти протесты были отклонены, как беспочвенные и ничем юридически не обоснованные.

Хотя новая власть и получила тотальный контроль над Генпрокуратурой, существуют большие сомнения на тот счет, что она будет наступать на грабли своих предшественников. Тем более, что судебные препирательства в религиозном вопросе втянут в него западные правозащитные организации и судебные инстанции. Зная о жестком отношении к соблюдению прав свободы совести и религиозных убеждений, любой Европейский суд примет решение в пользу угнетаемой стороны.  

Российская модель

Нынешняя власть усиленно пытается копировать административный аппарат РФ, в том числе в структуре государственно-церковных взаимоотношений. Ликвидация в процессе админреформы Госкомнацрелигий тому подтверждение. Его полномочия будут переданы Государственной административной службе при Министерстве юстиции.

Госкомнацрелигий выполнял в Украине роль определенного буфера и арбитра в межконфессиональных отношениях, следя за тем, чтобы не нарушались права ни одной из религиозных организаций. Ликвидация комитета – это попытка приблизиться к российской модели, где государственные преференции имеет лишь одна структура-фаворит – Русская православная церковь.

Но для Украины эта модель в нынешних условиях абсолютно неприемлема. Потому что у нас нет доминирующей церкви. Ликвидация комитета по делам религий больше повлияет на положение менее численных протестантских, восточных и экзотических деноминаций, который гарантировал их право быть услышанными.

Болгарский сценарий

Во время прошлогоднего визита российского патриарха Кирилла (Гундяева) в Украину представители одесской епархии УПЦ-МП предложили другой сценарий «ликвидации раскола по болгарскому сценарию». Что это под собой подразумевает? После падения коммунистического режима в 1992 году Болгарская православная церковь разделилась в связи с тем, что получила огласку информация о том, что болгарский патриарх Максим был фактически поставлен на престол коммунистической властью и лично Тодором Живковым с нарушением норм церковного устава. Поэтому в Болгарии была сформирована «альтернативная» БПЦ.

Несмотря на вмешательство всего православного мира в болгарскую ситуацию, раскол в БПЦ так и не был преодолен. Пока в 2004 году болгарские власти не приняли новый закон, согласно которому каждое религиозное исповедание могло быть представлено исключительно одной организацией. Т.е., если православные, то одной Церковью, мусульмане – одним объединением и т.д. Таким образом, когда этот закон вступил в силу, то были отобраны храмы и имущество у альтернативой «Болгарской Патриархии» в пользу БПЦ. Хотя последствия раскола так и не преодолены и по сей день.

Однако в Украине такой сценарий реализовать невозможно по ряду причин. Во-первых, снова напомним, в отличие от Болгарии, в Украине церковные общины формируются, в первую очередь, как инициатива самих верующих, т.е. «снизу», получая благословение архиерея той религиозной структуры, которую они хотят представлять. В Болгарии существует другая система. Там приходы создаются по инициативе самой Церкви, т.е. «сверху», как церковные филиалы.

Во-вторых, в Украине не поднимается вопрос о личном отношении верующих к тому или иному настоятелю Церкви (нравится или не нравится – это дело вкуса каждого).

В-третьих, в отличие от Болгарии несоразмерны по количеству верующих основные православные организации Украины, которые насчитывают по несколько десятков миллионов верующих с каждой стороны.

В-четвертых, подобный «избирательный» закон аукнется для всех конфессий, что может вылиться в настоящий религиозный хаос.

Конституционный вариант

Он предполагает юридически закрепить конституционным парламентским большинством в Основном Законе единоличное право УПЦ-МП представлять православную церковь.

Однако такой вариант еще менее вероятен, чем болгарский сценарий. Причины те же. Во-первых, власть не рискнет пойти фактически на ликвидацию международной демократической нормы по реализации свободы совести, потому что это чревато открытым конфликтом с ЕС и США. Ей придется выбирать между удовлетворением амбиций УПЦ-МП и сотрудничеством с Международным валютным фондом, который контролируется ведущими мировыми странами, а счет кредита которого сегодня сохраняется бюджетный баланс Украины.

Во-вторых, предоставление преференций одной конфессии неминуемо приведет к серьезным противостояниям в обществе, как это уже было в 1995 году во время погребения украинского патриарха Владимира (Романюка).

В-третьих, в Украине нельзя под российскую кальку перекроить конфессиональную карту страны распоряжениями чиновников или законом Верховной Рады. Стоит еще раз повториться, что в отличие от России, в Украине нет доминирующей конфессии! Ни УПЦ-МП, ни УПЦ-КП, ни УГКЦ не имеют полного доминирования во всех регионах страны. Если за Востоке и Юге Московский Патриархат имеет большинство, то на Западе он практически мало популярен.

Таким образом, желания пророссийски настроенных украинских властей несоразмерны с их возможностями. Тем более, что неоднозначные настроения в самой РПЦ и УПЦ Московского патриархата. Подавляющее большинство консервативно настроенных российских и украинских верующих не устраивает либеральная и откровенно прозападная политика патриарха Кирилла (Гундяева), который был не столько избран, сколько пролоббирован на должность близкими к президенту Дмитрию Медведеву людьми (не являются секретом тесные взаимоотношения патриарха и Светланы Медведевой).

На фоне доминирующего православного консерватизма патриарх Кирилл выглядит, скажем так, слишком уж модернистским (сближение с католиками, прозападность, попытка «хиппизировать» проповедь Иисуса Христа для молодежи с помощью рока, не чужд дорогим вещам и т.п.). Не нравится людям и его чрезмерная близость с властью, о которой патриарх Кирилл постоянно твердит. Хотя ныне предстоятель РПЦ вынужден лавировать между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, которые в 2012 году сойдутся в поединке за высший государственный пост. Да и как нужно тут умудряться лавировать, когда Путин во время общения с гражданами России заявил, что у православных больше общего с мусульманами, чем с католиками! Конечно больше, потому что и на Курбам байрам и на праздник Рождества Христова в Москве пришло, по официальным данным, одинаковое число верующих мусульман и православных – 70 тысяч и 80 тысяч соответственно!..  

Кроме того, значительная часть клира УПЦ-МП яростно сопротивляется попытке упразднения независимости и свободы управления Украинской православной церкви, которую она в 1990 году получила, как это сегодня странно не звучит, благодаря стараниям в то время митрополита РПЦ Филарета (Денисенко). РПЦ серьезно рассматривает вопрос о возвращении полного контроля над УПЦ-МП путем создания патриаршего подворья в Киеве и добавления к московскому титулу Кирилла слов «и патриарха Киевского».

Судя по заявлениям Виктора Януковича, он также находится на распутье. С одной стороны Москва ожидает от него полной капитуляции в религиозном вопросе, требуя любыми способами «преодолеть раскол». С другой стороны, РПЦ, пытаясь ликвидировать самостоятельность УПЦ-МП, вмешиваясь в религиозную жизнь Украины, фактически лишает украинского Президента любых рычагов влияния на церковные отношения.

И Виктор Федорович скорее на инстинктивном уровне, несмотря на внушенную ему предрасположенность к российскому варианту православия, всячески пытается сопротивляться этим вмешательствам. В 2010 году во время юбилея митрополита Владимира (Сабодана) Президент назвал его своим духовником и близким к семье человеком. Что может означать одно: он не позволит изменить статус предстоятеля УПЦ-МП и отодвинуть его на второстепенные роли. Но насколько долго он сможет сопротивляться давлению Москвы, покажет лишь время. 

Несомненно, Виктор Янукович является глубоко верующим человеком. Однако к вере он пришел довольно поздно, в конце 90-х годов, будучи губернатором Донецкой области. И, к сожалению, тогда он попал под влияние тех духовников, которые были ярыми противниками любой автокефалии.

Похоже, теперь Виктор Федорович в силу отсутствия базовых религиозных познаний, ориентируясь исключительно на манипуляции отдельных авторитетов, полагает, что симпатия и поддержка любой другой конфессии – это грех, который неминуемо приведет его в ад. В связи с чем хотелось бы рассказать анекдот. Когда один христианин попал в рай, то ангел провел ему экскурсию райскими кущами, постоянно указывая: там у нас католики, там протестанты, там буддисты, там мусульмане. Но дальше перешел на шепот. Праведник спросил, а почему, мол, говорим шепотом. На что ангел ответил: «А там у нас русские православные. Они думают, что здесь они одни…».

Ярослав КОЦЮБА

"Комментарии", 24 січня 2011 року (рос.)