Александр Филоненко: без богословия нашему университету никуда
"Я не социолог, не политолог, не специалист по отношению религии государства, общества и образования. Я просто занимаюсь богословием. Как сказал Роман Якобсон Набокову: «Слоны не должны работать на кафедре зоологии. Там должны работать специалисты по слонам». Так вот я – слон. Я практикующий богослов. Я буду развивать тот круг идей, что без богословия нашему университету никуда", - заявил в ходе публичной лекции "Богословие в университете: возвращение?" доцент философского факультета Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина, кандидат философских наук Александр Филоненко.
По его словам, в тяжбе о судьбе богословия принимают участие несколько анонимных сторон: позиция церкви, государства, общества и науки.
Филоненко напомнил шутливые слова Эрнеста Резерфорда, что "существует только две науки: физика и коллекционирование марок". Поэтому богословие, по его словам, это не наука, а чистый вид коллекционирования. "Но в университете еще есть историки, филологи и другие известные коллекционеры марок, поэтому в дебатах о месте богословия в стенах университета можно интересно говорить. С одной стороны - богословие не является естественной наукой. Гораздо интереснее позиция, что богословие есть гуманитарное знание. И нормальное состояние гуманитаристики не может развиваться без учитывания богословского корпуса академических работ. Богословие функционально, потому что без него не может существовать нормальной профессиональной истории, филологии, даже лингвистики и всего корпуса гуманитарного знания. Меня такая позиция не устраивает. Меня устраивает максималистская позиция, в которой богословие в такой же мере не гуманитарное знание, в какой оно и не физика. Но, безусловно, это более-менее определенный особый род знаний, который дает основания определенной гуманитаристики и определенной философии науки и философии естествознания, но вовсе не сводясь к ним", - подчеркнул ученый.
Филоненко уверен, что государство заинтересовано в богословии, в его присутствии в государственных университетах. "Я считаю, что публичная сфера только страдает от того, что она ориентируется со страхом на присутствие в ней религиозных серьезных дискуссий. Я считаю, что университет находится в инвалидном состоянии в том числе потому, что в нем нет богословия. И позиция, связанная с церковью – я считаю, что состояние отношения церкви и культуры, в котором сейчас находиться современная церковь, ее специфическое положение в постатеистическом обществе и в европейском таково, что судьба ее свидетельства в мире весьма зависит от состояния богословия в университете", - добавил он.
Впрочем, сегодня, посетовал Александр Филоненко, "богословие приглашено в университет постмодернистами". "В самых неожиданных ситуациях, среди всяких экзотических практик, которые привлекли внимание постмодернистов – мы изучаем комиксы, мы проводим конференции по структурализму вкладышей в жевательные резинки, мы изучаем связь между балетом и мелиорацией. Но почему бы уже не обратить внимание на такие экзотические, привлекательные, эксцентрические практики, которые совершают люди на Пасху, на Рождество. Богословы еще не вымерли. Поэтому можно позвать, поговорить с ними, как со слонами зоологи. И поэтому богословие стало желанным в университетах, это такие интересные люди, которые приходят и вместо того, чтобы излагать структуру, говорят «Христос Воскрес» вместо «Здравствуйте». Поэтому интересно на них посмотреть, интересно, как они говорят, о чем думают, о чем мыслят. Поэтому богословие стало как будто бы желанным в этом фрагментарном университете, его не гонят, оно присутствует во всяких любопытных формах", - рассказал он.
После лекции развернулась оживленная дискуссия. В ней приняли участие Константан Сигов, директор Центра Европейских гуманитарных исследований Национального университета «Киево-Могилянська академія» и научно-издательского объединения «Дух и Літера», кандидат философских наук, Сергей Савченко - кандидат исторических наук, Днепропетровская национальная металлургическая академия и Василий Ульяновский, доктор исторических наук, Национальный университет им. Т. Шевченко.
В частности, в ходе дискуссии возник вопрос, как вписать богословие как науку в ВАКовские рамки, ведь у богословских исследований нет, скажем, возможности принесли пользу народному хозяйству, как того требует ВАК. "Я не верю в ситуации, когда науки вводятся сверху, если внешним образом из ВАКа нам предписывается создать институт теологии. Я надеюсь, что просто сил не хватит такие институты создать, потому что это необычное дело, требуется определенная харизма", - отреагировал Филоненко.
"И мне кажется, более естественный путь, более плодотворный и живой – это когда совершенно неизбежно существующий в нашем обществе люди, которые принимают вопросы собственной веры всерьез, начнут друг с другом разговаривать, ища критериев компетентности и строгости, и со временем сложиться сообщества знающих друг друга, коммуницирующих богословов. Такой путь мне кажется привлекательным", - резюмировал лектор.