Андрей Микитишин: Несбывшиеся мечты и обетование будущности

09.03.2010, 14:25
Возникшая напряженная ситуация вокруг такой большой церкви, как «Посольство Божье», – это, конечно же, удар по евангельской Церкви в Украине, – но не такая уж трагедия, как кажется многим верующим, кто поддерживает или не поддерживает виновников этого церковного кризиса.

Микитишин Андрій. — Інформаційне Агентство CNL-NEWS, 22 січня 2009 року (рос.)

1. Возникшая напряженная ситуация вокруг такой большой церкви, как «Посольство Божье», – это, конечно же, удар по евангельской Церкви в Украине, – но  не такая уж трагедия, как кажется многим верующим, кто поддерживает или не поддерживает виновников этого церковного кризиса. Как бы ни оплошал народ Божий в своей помощи Богу распространять Его Царство по земле, все же остается незыблемый план Всемогущего Бога довести Свое явление на земле до славного конца. Церковь будет, к сожалению, и в дальнейшем допускать ошибки, будет на них учиться, будет набираться опыта и зрелости, будет здравствовать и, в то же время, будет гонима миром. Но, в конце концов, все же будет предоставлена Агнцу  Духом Святым, как Невеста чистая, без пятна и порока. Это будет истинная чистота, в которой никто не будет сомневаться, – не такая «чистота», как сегодня, когда нам надо кого-то убеждать в ее неясном существовании. Сегодня день, когда приходится всем вместе делать выводы, по-новому собирать разбросанные камни: и тем, кто спровоцировал падение некоторой части стены Божьего Храма, и тем, кто на фоне этого выглядит сегодня умным, хотя в свое время не особенно проявился в предупреждении неправильного хода строительства этого Храма.

Не надо нам, обвиняя друг друга, прятать свои ошибки от глаз мира – пора извлекать драгоценные уроки. Тот, кто страдает из-за публичности проблем вокруг «Посольства Божьего» и «Кингс Кэпитал», должен понять, что на протяжении истории Господь не стыдился на глазах всего мира срамить Свое наследие за его грехи и ложь. Господь, кажется, не так сильно ценит репутацию Своего народа, как его состояние. Жаль, что пока у народа Божьего нет такой точки зрения со стороны Вечности, и ему, оказывается, репутация дороже своей сути.

Писание говорит, что у мира нет будущего, поэтому его официальное злорадное мнение об ошибках Церкви мало значит. С точки зрения Вечности значение имеет только то, как к своим ошибкам относятся сами верующие. Пусть открытое пространство и ясный Божий день послужат для откровенности нашей совести. Божьему народу, который любит Бога, все содействует ко благу: и опыт хорошей истории, и уроки плохой, правильные поступки и раскаяние в неправильных.

2. Я очень сочувствую искренним людям за их боль, для которых «Посольство» много значит. Но постарайтесь понять, что как-то несерьезно звучит защита ПБ, когда говорят, что на Церковь вдруг, без всякой причины, все начали обращать много «неправильного» внимания. За причиненной Вам болью от критики в сторону «любимой власти» ПБ существует другая боль, причинная другим людям той же властью. И эта боль – настолько же жгучая, насколько резко раненных обвиняют в «их выдумках». В этом случае  защитники существующего порядка в ПБ должны согласиться со справедливостью фактов о наличии ран и проблем, которые другие люди получили очень даже по-мирски от послов Бога. Раненные братья также что-то видят, и для них также болезненна ситуация с той же церковью, с которой они связали часть своей жизни.

Я никогда не буду сомневаться в том, что большинство членов «Посольства» имеют настоящие отношения с Иисусом, – у них истинное спасение и служение. Но проблема в том, как мне кажется, что администрация «Посольства» прикрывает сегодняшнее состояние церкви славными успехами вчерашнего дня. «Посольство Божье», к сожалению, – не то же самое, что «Слово Веры». Для себя я констатирую, что ПБ превратилось в своеобразную «церковь-гибрид». Конечно же, я не имею ввиду сердечное самочувствие искренних прихожан, настроенных на поиск близости со Христом. Их, по большей части, не интересует внешняя политика церковного правительства, а только Храм Божий в их сердцах. В своей искренности они и недоумевают относительно тонкостей проблем, в которых обвиняют их начальство. Говоря о «гибриде», я имею в виду идеологический принцип управления церковью и постановку специфической  генеральной стратегии по достижению цели, которые способны навредить простоте и чистоте Христовой в душах богоискателей.

С точки зрения фактических последствий, которые возникли из-за управления церковью «прогрессивными» методами и «либеральным» личным характером, «Посольство Божье» – это оригинальная  «нео-христианская» эклектика (прим. ред.: соединение внутренне несоединимых частей), церковно-политический mix (смесь). Этот духовно-душевный гибрид, с моей точки зрения, состоит из пяти компонентов: (1) христианской формы, в основном унаследованной от «Слова Веры», (2) большей части настоящих верующих прихожан, которые и есть лучшая часть содержания церкви, (3) «прогрессивной» администрации с новыми «стратегиями», которые «претендуют» на разрешение современных проблем общества, (4) абсолютно мирских методов служения пастората ПБ, их политических и предпринимательских категорий мышления (5) и очень амбициозного старшего пастора, который видит церковь, как свое продолжение, как свое тело.

Первая проблематичная часть служения пастора Сандей Аделаджа состоит в том, что он поднял проблемы, неестественные для  библейской Церкви, ввел евангельскую общину в нетрадиционную для Христианской Церкви деятельность, и потому назвал, соответственно, это движение – Реформацией (сужу по его собственным словам: «Я – реформатор»), понятием довольно размытым с точки зрения поиска в нем главного задания библейской Церкви. А второе осложнение возникает из-за того, что, называя очень часто ПБ «своим уделом от Бога», он вкладывает в это изречение некоторый приватизационный смысл. В таком понимании Сандеем Аделаджа своего служения люди, которых Господь благословил через его пасторское свидетельство, оказываются его  вечными должниками.

Оказывается, что в Церкви Божьей также существует понятие «любовного треугольника» из-за общих отношений между пастором (служащим церкви), каждым членом его церкви и Иисусом (главой Церкви, искупившим Ее). Кажется, что у СА существует некоторое непонимание своей пасторской роли (роли евнуха – прислужника Невесты, приставленного к Ней Женихом). Из-за его притязания на некоторые любовные права к Церкви он лишается, как пастор, особенной Божьей благодати, отвечающей за правильное построение его личного характера и внешнего образа, за который так переживает пастор Сандей. Очевидно, неправильное трактование этого «любовного треугольника» имеет-таки  естественные моральные последствия в характере такой публичной личности, как СА. Из всех публичных сложных отношений этого пастора с людьми основная причина проблем как раз и состоит в том, что он верно следует этой личной доктрине о своем «особенном значении» для Церкви. 

3. Возвращаясь к проблеме церковной мутации в ПБ, мы должны согласиться с тем фактом, что сегодняшнее состояние либерального общества делает неэффективными вчерашние религиозные методы по открытию современным людям глаз на истину об их спасении. Много верующих и церквей отстало от нужд мира и не пытаются узнать у Бога, как миру помочь. Я думаю, что пассивность и духовная лень в Божьих глазах считаются пороками куда более тяжелыми, чем неудача из-за заноса «прогрессирующего движения». И мы должны постоянно трезвиться над личным пробуждением. Но, все же, искать «новое» надо не в «контроле над СМИ, бизнесом и политикой», а в Небе – сердцем, полным молитвы, сокрушения и… скромности.

Давайте проанализируем некоторые мотивы, которые задействованы в идеологии пастората ПБ. Мы все должны заметить, что старший пастор ПБ, толкая своих людей в сферу власти, бизнеса и политики, толкает их не совсем в сторону их собственной реализации, что выглядело бы еще неплохо. Он толкает их (как организатор некоего христианского политического движения) в сторону захвата инструментов «расширения» Царства Божьего (или своих амбиций, как его обвиняют, чему Господь Судья). Но, кажется, трезвые верующие люди знают, что в политической позиции «депутата» нет ни единого элемента, которым автоматически может пользоваться Дух Святой для расширения Божьего влияния. Господь пользуется только спасенным и сокрушенным сердцем. Инструментами же власти, СМИ и мирскими «политтехнологиями» можно только подавить несогласных. Но придет ли из-за этого Царство Божье? Судя по угрозам тюрьмой от пастора Сандея, к сожалению, очевидно, что он так и воспринимает мирскую власть – как «подавление». Судя по частой путанице в информации, в чем обвиняют пресс-центр ПБ, пасторат ПБ использует СМИ согласно их мирскому предназначению.

В Христовой Церкви все эти преувеличения, недомолвки, двусмысленность мы называем ложью, недопустимой для присутствия Святого Бога в храме спасенных душ. Такие вещи – закваска и материя для плода обольщения и всего того, в чем обвиняют сегодня деятельность и характер СА. Но мы должны понять, что в миру эти вещи носят совсем иное название. Это – «искусство политики», «тонкое умение манипулировать общественным сознанием». В Церкви это называется лукавством, а в миру – это профессиональная технология имидж-мейкерства (создание общественного образа).

В администрации ПБ не могут эти «таланты» принять за вину, поэтому долгое время у нас нет общего языка. Где-то в видеозаписях «Клуба 1 000 миллионеров» пастор Сандей учил «своих» людей технике создания личности, где говорил о контроле над СМИ, бизнесом и властью, как о «контроле над инструментами политического влияния и создания собственного лица». Создание значимой публичной личности средствами СМИ, политики и бизнеса – это элементарная технология, которой пользуются в политических избирательных кампаниях. Но другие братья, которых обвиняют в отсталости, называют эту технологию (талантливое преувеличение) – «культом личности». Большинство  христиан думает, что Господь Свое влияние создает через мудрых, смиренных и сокрушенных сердец, но в сознании «политиков» ПБ  – настоящими инструментами влияния являются контроль над СМИ, властью и бизнесом.

4. Все это говорит о том, что мышление администрации и старшего пастора ПБ – если не абсолютно, то довольно «мирское». И я использую сейчас не церковный смысл этого термина, порочащего характер служения ПБ. В это слово я вкладываю естественный смысл, который говорит об абсолютно нормальном подходе космополита к современной жизни. Мирской человек – это личность, которая стремится к «цивилизованной» самореализации, имея желание доказать свою значимость современному секулярному обществу (обществу, невосприимчивому к идее библейской Церкви).

Из всего этого следует вывод, что при всем спекулировании «духовной целью» (идеей расширения Божьего Царства), в настоящее время ПБ пользуется абсолютно мирскими подходами для своей жизнедеятельности. И мне кажется, что такой метод мышления выталкивает пасторат ПБ из вечного присутствия Божьего, потому что в Писании четко, недвусмысленно объясняются методы расширения Царства Божьего – святостью, любовью, зрелостью и помазанием.

5. В связи с нешуточным вооружением правительства «Посольства» мирской методологией и мотивацией, политический и властный бомонд очень обеспокоен заявлениями церкви о церковной экспансии, потому что он (бомонд) всем естеством чувствует, что в желаниях церкви заложена идея заполнить его пространство. Люди в государственной власти не понимают, что же это за новое революционное провозглашение:  «Дублировать мирскую власть». В этом и состоит кризисный вопрос к нам самим: «В какой же плоскости общественной реальности должна действовать Церковь?»  Мне кажется, что Церковь опять начала задавать Иисусу плотской вопрос: «Когда же Ты восстановишь нам царство?» – при этом имеется в виду общественное признание и политическое влияние Церкви.

В «законопроекте» Евангелия для Церкви как для духовного движения, Господь четко определил тот уровень человеческой жизни, которую Она должна непосредственно заполнить – это уровень человеческой совести и духовного сознания. Конечно, вся жизнь общества затрагивается духовным пробуждением, которое инициирует Церковь. И я не хочу ограничивать интересы верующих людей во всех сферах общества, которые они хотят видеть измененными через свое свидетельство (и политику, и бизнес в том числе). Я имею сейчас в виду только непосредственное «профессиональное» влияние Церкви на стратегическую сферу человеческой жизни – совесть и разум. От правильного чистого служения Церкви и Ее влияния на эти стратегические сферы жизни – обязательно произойдет хороший политический эффект.

Помазанное послание о возрождении человека и его совести в Иисусе, на основе праведной и святой репутации Церкви имеет вечную силу коснуться прямо на их местах политиков и бизнесменов, у которых есть вечная личная нужда в Божьей любви. Их  возрожденная совесть сама подскажет их профессиональному уму, что надо делать, и раскаявшимся людям не надо будет вдалбливать в голову какой-то теологический симбиоз о «правящей Церкви». Таким образом произойдет естественное служение СМИ, политики и бизнеса интересам Божьим. Если же Сама Церковь начинает делать из Себя политическую или предпринимательскую организацию, заниматься непосредственным личным контролем над общественными механизмами, то из этого всегда получится скандал типа КК.

Я думаю, что Церкви, которая справедливо хочет стать современной и понятной, надо остерегаться подмены некоторых понятий. Путается общественное (личное профессиональное) занятие каждого отдельного члена Церкви и официальное Библейское занятие Церкви как отдельного субъекта общества, у которого есть прямое и недвусмысленное призвание и задание от Христа. Пастор или лидеры церкви, независимо от своих политических интересов или предпринимательских навыков, автоматически представляют собой этого Библейского субъекта с конкретным строгим призванием  Благовестия и преображения каждого человека, независимо от профессии и личного призвания, в образ Христа. Из того, что кто-то из людей в церкви лично призван к политике или бизнесу, не следует вывод, что пастор этой церкви должен направлять свое видение с ориентацией на вхождение всей церкви в политику или в бизнес.

Когда я говорю все это, я даже не пытаюсь использовать аргумент: существуют ли факты «задокументированных» ошибок пастора в виде «рекламы с кафедры» с целью вовлекать всю церковь в проект КК. По-моему, это может быть неочевидным только для очень заинтересованных в обратном выводе людей, рассчитывающих на некое коллективное умопомрачение благодаря «талантливому» использованию техники информационной манипуляции сознанием общественности. Хотя, с другой стороны, я не сомневаюсь, что пастор имел добрую волю помочь людям по-своему. Но вот это «по-своему» и становится камнем преткновения в последней части грустной истории ПБ.      

Четко помню, как несколько лет назад пастор Сандей в эйфории очередных выборов сказал на конференции: «Я иду в политику». Хотя это решение было явным «перегибом палки», но я точно знаю, что в то время он был искренним искателем нового подхода и пытался брать на себя ответственность за общество. И я никогда не осуждал его за желание двигаться и искать. Но все же, впоследствии, потерянная из-за успеха бдительность по отношению к личной мотивации потянула за собой и изменения в его личности, а также изменения в собственных доктринах относительно пасторских стратегий. Я думаю, что в принципиальном взгляде пастора не должно быть интереса к эксплуатированию позиции власти (которую он осуществляет лично или через посредников), не должно быть интереса к конкретным схемам бизнеса или политики. Сфера его влияния – это Дух и отношение людей в его церкви к бизнесу, экономике и всем остальным общественным и личным сферам жизни.

Мое личное мнение таково: у нас в стране нет политического или экономического кризиса. У нас тотальный моральный кризис. Люди при власти воруют, создавая государственные проблемы, потому что у них в душе бушует инфляция вечных ценностей. Церковь не призвана развязывать политические кризисы, создавать свои альтернативные экономические стратегии и программы. Она призвана разрешить этот единственный главный духовный и моральный кризис в сознании людей. И только после  исполнения этого незаменимого служения все вещи в жизни общества по-настоящему встанут на свои места. Мне кажется, что это только гордость, гоняясь за признанием мира, подменяет высокое и благородное призвание Церкви. Это только амбиции умаляют Ее до уровня использования мирских лукавых моральных технологий.

6. Мы должны быть честными в признании того, что современный мир сильно изменился  после библейских времен. Образованность и коммуникационность повлияли на интенсивность разврата человеческого сознания. Технический прогресс умножил скорость падения цивилизации в своих злых «ценностях». Поэтому Церковь должна реагировать также быстрее: Ее свет должен возрастать, Ее откровение должно быть понятным. Она должна искать у Господа свежее помазание и желание служить в этом «Вавилоне». Я думаю, что было нечто хорошее в идее заявления «Нового Мирового Порядка». Я имею в виду, во-первых, сам мотив – менять что-то в своем отношении к собственному служению в Последнее время. Я не думаю, что идеей НМП можно было отменять вечные и незаменимые методы и силу Божьего Царства. Праведность и святость должны всегда оставаться главными инструментами Церкви, и я имею в виду не манипулирование этими красивыми словами, а хождение в их реальном духе. Использование Церковью СМИ не обязательно должно тянуть за собой использование мирских журналистских технологий с их относительной и даже необязательной ответственностью перед истиной и объективностью. Дружба с людьми из сферы власти не должна умалять стандартов чистоты Церкви во Христе и не должна унижать Ее образ «любовным» заигрыванием с миром для получения его политической ласки.

Конечно, такое современное мировоззрение, как НМП, нуждается в существенной корректировке. Его не совсем успешная (пока что) реализация на практике уже дает нам много опыта для выводов, для соответственной редакции. Но каждый пионер достоин похвалы за смелость. Если он соблюдает верность присутствию Божьему, и им не движет желание показаться миру, создавая авантюру, то он, по любому, подарит своим последователям хороший материал и опыт, от которого они смогут отталкиваться, создавая в следующем поколении более мудрый взгляд на происходящее в мировой истории.

Но все же, исполнение НМП по версии ПБ – это перегиб. Причиной перекоса послужила, на мой взгляд, моральная и духовная неготовность ее лидеров взять на себя так много ответственности. Подвела банальная причина – характер, который исказил видение главной цели Церкви – генеральное преображение души в образ Иисуса, а не экстаз от политического успеха и влияния. Господь не призвал нас к заданию буквально контролировать политику и бизнес. Он призвал нас к контролю праведности и чистоты собственной совести. Ею мы и посылаем в мир политики и бизнеса Слово Божье – слово веры. А уже Сам Дух Святой, «собственноручно», на уровне человеческой совести –  общественной старшины – не позволяет, чтобы наше свидетельство возвратилось тщетным.            

Я верю, что нам нужны такие «Павлы», которые смогут дерзновенно встать перед кесарем и свидетельствовать. Я верю, что Господь даст избранным такое мощное свидетельство, что сильные мира его поймут и убоятся Бога. Но абсолютно неправильный вывод, что нам (как Церкви, а не как гражданам государства) самим надо стать кесарем, чтобы решить все проблемы кесаревы. Поскольку Господь не даровал пока что такой благодати, чтобы на престоле власти сидел праведный человек, нам как Церкви не нужно сбрасывать мирского кесаря, занимая его место, или бросать ему угрожающий вызов. Нужно иметь чистоту и мудрость говорить ему о смысле его личной духовной жизни. 

7. Вышесказанное – это заметка о путанице в методах достижения главной цели Церкви. Церковь имеет собственный, достаточно мощный, но неиспользованный Божий потенциал для Своего сильнейшего свидетельства. Кажется, мы еще не поняли и не использовали по-настоящему силу своего духовного оружия и влияния, которые Иисус дал Церкви. Кажется, что мы, в некотором смысле, стыдимся в глазах мира быть земным продолжением простого Евангельского служения самого Иисуса, Который сказал, что «Его Царство (и сила, и власть, и влияние) – не от мира сего». Мирские лукавые технологии пусть остаются в наследие погибающей мирской системе.

Но дальше я хочу сказать о главном камне преткновения, послужившем искушению использовать гнилые кирпичи в строительстве Царства Божьего: о личных проблемах характера СА. Пусть пастор меня простит, но все, что делают слуги Божьи, как они выглядят (как открытая свеча на подсвечнике из притчи Иисуса), – есть благословенное наследие народа Божьего. И даже ошибки, которые помогут будущим поколениям избежать подобных проблем. Мудрые люди даже за ошибки своих ближних будут им благодарны как за возможность поучиться «на расстоянии» и самим избежать подобного. Писание никогда не скрывало темы личного соответствия Библейских героев Божьему призванию. Писание публично (в свете) рассматривает характер и поступки людей, как фундаментальную, несущую часть для исполнения их призвания. Поэтому и мы не будем играть в игры тайн относительно чьих-то «личных проблем», если от характера и личности призванного человека зависит успех духовного предприятия, в котором принимают участие десятки тысяч других людей, таких же особенных и ценных для Бога, как ведущий помазанник.

Понимая тяжесть труда и личного риска, я не завидую той огромной награде, которую пастор Сандей получит от Царя царей при условии верного исполнения своего призвания. Но все равно, я, как и много других братьев, имею личную причину очень внимательно приглядываться к его внутренней личности, ища в его характере оправдание для своего согласия идти с ним вместе и строить Божье дело. Существование общих коллективных целей и общих же последствий говорят о существовании духовного Закона: становясь участником исполнения видения твоего лидера, ты становишься заложником его личной жизни. Тот, кто говорит, что мы не имеем права рассуждать о личных проблемах публичного помазанника, наверное, не понимает, что его характер как раз и есть основной несущий элемент всего служения, в котором задействовано много людей. Ценность характера в этом отношении – намного важнее размера успеха и количества тех добрых дел, которых мы достигли. Припоминаются слова Иисуса: «Какая же польза человеку, когда он хочет весь мир приобрести (или международное влияние), если он душу свою (характер, образ, а вместе с ними жизнь) погубил». 

В погоне за мирским политическим влиянием каждый рискует потерять Божье присутствие, потому что природа одного и другого – абсолютно противоположны. Сандей, «помазанный» паровоз, тянет сегодня весь эшелон ПБ в некоторое заблуждение. И главная часть заблуждения – даже не в выборе мирских технологий для расширения Царства, а в том, как он себя сам представляет для всей Церкви и как представляет свое личное значение для мира.

8. Покаяние и чувство духовной свободы в других церквях освобожденному человеку ничего не стоят, – это дар Божий. Но в ПБ за это взимается определенная плата: обязательное преклонение (я не сказал «поклонение») организатору церкви. Можно сильно почувствовать, что в богослужениях «Посольства» есть особенный психологический настрой, «вмонтированный» администрацией церкви в ход служений. Эта специфическая «опция» (функция) работает для того, чтобы верующие сразу принимали во внимание личность (пастора Сандея), которая стоит за их новыми чувствами, глубокими светлыми переживаниями от присутствия Иисуса в сердце.

Мы все понимаем, что эйфория возрождения человека не может быть приватизирована только потому, что она случилась на чей-то церковной территории. Но когда осуществляется эта подмена, то к услугам пастора этой церкви будет служить мощная энергия человеческой благодарности, перенаправленная с Бога на него. С этим потенциалом горячей «общественной» поддержки многое можно сделать, многое можно о себе заявить. Эта, в некотором смысле, слепая фанатичность людей из «Посольства», которая проявляется в защите очевидных проблем СА, на самом деле – переделанная похвала Богу. Она имеет в своей сущности искреннее восхищение живым Богом, за что людей нельзя осудить. Но, все же, пастор отвечает за то, что в их поклонении не совсем правильное направление.

В ПБ довольно часто происходит так, что «славный» венок благодарности спасенного человека вешается не на грудь Страдавшего за него на кресте, а на шею осла, который везет на себе Агнца (история о славном вхождении Иисуса в Иерусалим). Пальмовые ветви благодарных людей служат почестями человеку, «ответственному» за Христово явление, – человеку, который вначале искренне сказал, что для этой цели отдаст себя даром Богу за Его жертву, но потом, искушенный гордостью, передумал.  

Все христиане понимают, что каждый пастор – достоин уважения за свое послушание Иисусу, Который и действует Своей силой через него. Но «особенному» СА, кажется, нужны особенные уважение и почести. Во время поста в декабре 2008 года Господь пророкам ПБ так и «сказал», в определенный такт логике мнения пастора о себе, что «Сандей – особенный сын Божий», «судья земли, поставленный выше всех судей». И, судя по всему, он в это верит. Я боюсь делать выводы об истинности всех этих пророчеств, но их дух (кстати, без единственного упоминания имени Иисуса в 43 стихах) говорит многое сам за себя. Услышав в свою сторону качество этих пророчеств от «согласных пророков», любой служитель рискует умереть от приступа гордости. Собирая воедино зарисованный образ главного служителя ПБ, становится очевидным, что пастора устраивают только «континентальные» (глобальные) прилагательные к его титулам.

Если бы у меня не было глубокого католического прошлого в среде элитного религиозного духовенства, и я бы не знал, как выглядит дух «не Божьего величия», я бы также думал, что происходящее движение в ПБ – это рождение новой Реформации. Но на самом деле, с таким духом самомнения, – это медленное сползание всего парада ПБ в очень древнюю и старую обочину – рождение «Киевского папства», «Сандеевского патриархата», верований в приматы, в посредников, в канонических святых и т.д.. Если рождение этих скромных задатков умножить на столетия, то мы получим ту же картину, что и в Ватикане, только с национальными особенностями.

Иллюстрируя такой энергичный негативный религиозный образ, я бы не хотел, чтобы Вы подумали, будто я «Посольство Божье» обозвал «Ватиканом». Некоторое оправдание пасторату ПБ состоит в том, что почти каждый из христианских лидеров борется в себе с семенем этого злого самомнения, которое произрастает от благоприятной среды – от успеха и публичного внимания. Много, очень много Божьих борцов уже пали жертвой самовлюбленности, знают они об этом, или пока что не знают. Но их и их «католических» служений мы не видим только потому, что они не смогли сделать так много, как сделал в свое время в духе истинной ревности пастор Сандей.

9. Конечно, мы должны признать большую заслугу и самоотдачу пастора Сандея на первых этапах его служения. Первая жизненная часть его служения – это для многих (и для меня лично) исторический пример веры и смелости. Но сейчас Вы должны прислушаться, как много, моментально и интуитивно, защитники авторитета и («папской») непогрешимости Сандея обращают внимание на количество его добрых дел. Судя по той нескромности, с которой пастор не реагирует на переадресацию славы Божьей на себя, он сам ответствен за эту психологическую программу, когда Слава Божья «автоматически» отдается человеку, а не Богу. В этом контексте мы и говорим, что пастор ведет людей не к Богу, а к себе.

Есть тонкая, но реальная разница в том, когда мы слышим слова пастырей: «Это все Бог, это все Господь», – но, в это же время, всем своим существом они показывают свое большое «значение» в явлении Славы Божьей. Надо быть по-настоящему «мертвым» для  себя, чтобы Слава Божья, которая является через тебя, не убила тебя, погубив судьбу Божьим судом над твоей эгоистичной  плотью, попавшей в Его присутствие! Смерть в присутствии Божьем должна быть в любом случае: либо добровольная и созидательная, либо принудительная, разрушительная. Только после жертвенной смерти своего личного «Я» может прийти истинная жизнь. И какую же награду получит тот человек, который погубит себя до «смерти», полностью умертвив в себе желание личного признания со стороны людей? Какую же славу Господь сможет явить сквозь отданную Ему жертву, которая добровольно погубила эгоистичные интересы своей личной жизни ради того, чтобы Господь вдохнул в мир свою вечную жизнь. Думаю, такие славные сыны Божьи, полностью свободные от себя, – намного скромнее многих публичных служителей. Не этот ли дух смирения делает из человека настоящего Посла Царства Божьего?  

Я абсолютно согласен с защитниками больших дел пастора Сандея, что он истинный претендент на большую Божью награду. Но наш разговор о том, что он рискует ею из-за желания получать при жизни дивиденды «хвалы» Божьего народа, которые, кажется, сегодня ему весьма необходимы. Не знаю, насколько это ему нужно для его личного удовольствия (Господь ему Судья), но очевидно, что, складывая всю эту массу «благодарностей», он создает мощный аргумент для своего притязания на ведущую роль в Церкви в Украине и в обществе. Все эти преувеличения в количестве прихожан, а также нервные призывы ответственных людей из «Посольства» оценить «нечеловеческие» заслуги пастора, четко говорят о том, что воображение пастора о своей роли движется намного быстрей реальности.

И, в конце концов, каждый с такими амбициями ускоренно оторвался бы от реальности. Я чувствую, что на сегодняшний день его сознание где-то в «космосе» иллюзий, которые непонятны для остальной Христовой Церкви. Возможно, Господь и хотел даровать СА эту непростую судьбу реформатора, но он, кажется, обогнал присутствие Божье и делает все по-своему, и ломает кучу дров (или человеческих душ). Кто-то из христианских лидеров сказал о себе, что он имеет возможность помочь определенному количеству людей через свое служение, но, в то же время, может и навредить такому же количеству людей. Нельзя автоматически отрицать факт опасности плохого пасторского поведения и влияния на человеческие души только из-за этого, что человек – пастор и в прошлом сделал много хорошего. Такими аргументами мы снимаем со служителей Божьих ответственность быть постоянно внимательными к Богу и к людям. Саму награду мы получим от Господа не за наше «начало» духовного состязания, а за победное его «завершение», – с  обязательным соблюдением честных правил по отношению к другим борцам, одно из которых «скромность».   

В настоящее время случилась духовная беда, когда вера в свою особую личную роль обратилась в болезненные бредни. Когда человек Божий отрывается от братьев в таком понимании, что они больше ничем не могут ему посоветовать в связи с его «супер-эксклюзивностью», тогда советчиками его становятся духи гордости в виде посланников особенных откровений. Если Вы думаете, что это не так, то для проверки моего мнения надо просто кому-нибудь из служителей СА (даже не из сторонних служителей) встать ему поперек дороги, и они сразу на своей шкуре ощутят всю сердечную «милость» пастора, красоту которой, увы, не видят осуждающие его. По свидетельствам многих таких жертв явствует, что «отцовскую любовь» пастор являет только с условием полного согласия с ним.

Конечно, в любой церкви происходит воспитательный процесс, и имеют естественное место факты несправедливой обиды на пастора из-за его объективной строгости относительно ненормальных явлений в характере или поведении отдельных членов церкви. Но в данном случае свидетели «церковного избиения» заявляют, что существует практика методов репрессивного характера, как систематическая «зачистка» с целью обеспечения идеологического порядка. Я думаю, что в такой большой церкви пастору трудно оставаться идеально чувствительным ко всем психологическим явлениям, происходящими между людьми. Хотя, все равно, можно оставаться максимально настроенным на результат наилучшего самочувствия большой церковной семьи. Но если приоритетной целью пастора не является духовная внутренняя атмосфера Дома Божьего, а внешнее политическое влияние церкви в обществе, то из-за всей этой погони обязательно будут появляться «политические» жертвы в этой церкви, систематически будут вылетать из окон изгои, мешающие дружному радостному маршу к «светлому будущему».

В том случае, когда пастор не особенно ценит личность каждого члена церкви, а рассматривает его, как маленький элемент большой церковной «индустрии», где таких «болтиков» навалом, – мы можем с ответственностью требовать от пастора заняться своим первостепенным призванием, если уж он провозгласил себя библейским пастором. Каждый пастор, какая бы огромная у него не была церковь, должен заставить себя видеть в «наименьшем» человеке драгоценную личность, а не считать всех их на пальцах, и потом кичиться перед своими собратьями тысячами и десятками тысяч «штук» прихожан.

Говорят люди, что одно происшествие  – это случайность, второе подобное – это склонность, третье – это уже привычка, а все остальные – это уже сущность, характер. Слишком много свидетельств, которые не поддаются погребению сиянием большого пасторского авторитета. Мне кажется, что ревностная стерилизация имиджа пастора со стороны его пресс-центра, пахнет той же самой дурной журналистской технологией, которой олигархи пользуются в миру, оставляя демократию в недоумении. Можно только порадоваться за членов существующей администрации «Посольства», что они до этого времени все делали правильно в глазах пастора и продолжают оставаться «при делах».

10. На вопрос: «Что делать?» – нет простого ответа. Во-первых, я призываю всех, кто имеет достаточную силу любви, постоять-таки в молитве за служителя, через прошлое которого Господь засвидетельствовал, что он – Его выбор. Идет духовная война, и поэтому нет ничего стыдного в том, что кто-то упал, сраженный, тем более – гордостью, имея успех, – упал из-за самого ухищренного плана врага. Жаль, конечно, что пастор сам стыдится своего смирения, но в этом и состоят козни гордости – в духовной слепоте.

Тот, кто прошел через служение ПБ и некоторое время был благословляем Богом, он действительно обязан к благодарности. Как раз сейчас пришло время явить истинную благодарность: не для коленопреклонения человеку, а для горячего ходатайства за него. Благодарность не означает, что мы должны говорить кому-то льстивые слова. В этом случае благодарности мы должны говорить в духовный мир и самому человеку правильные слова веры, исполненные смысла и духа.

Если же со стороны пастора не будет жертвы смирения (а немилосердная история показывает и такие примеры из жизни духовных генералов прошлого времени), то я согласен с мнением других служителей, что следует отойти на расстояние от такого служения, боясь, чтобы самим не стать обольщенными, чтобы не быть использованными как орудие врага. Гордость – не лобовая вражеская атака, это удар в спину. Это диверсия в стане Божьем, цель которой – начинать разрушение и разделение Божьей армии изнутри. Поэтому жертвами гордости великого лидера неспроста становятся, особенно, первые ряды его собратьев, которые ополчаются с ним и вокруг него. Если пользоваться генеральным видением лидера, видение и личность которого заражены гордостью, то обязательно ты сам заразишься гордостью из-за исполнения этого «великого» видения и будешь смотреть на окружающих таким же надменным взглядом.

Продолжать битву с гордым военачальником не имеет смысла, потому что истинного результата, зачтенного Вечностью, все равно уже не будет, какую бы большую цель не ставил перед отрядом генерал, как бы ни назывался и как бы громко он не кричал. У нас духовная война, в которой мы воюем за качество сердца, а не за количество прихожан.  Каждый должен слышать голос Духа Святого лично, даже в голосе великого лидера. И не должно быть обвинений со стороны Божьего военачальника за то, что мы хотим лично услышать от Бога подтверждение истинности его приказов.

Чем выше человек, тем больше ответственности и тем большая награда. Но гордость проявляется в том, что человек уже при жизни желает себе награды, – он тянется к восхвалению, которое принадлежит Богу. Это та же классическая болезнь, которой заболел святой архангел Люцифер, – и умер навеки, несмотря на близость с Богом и откровения. Наша молитва должна наклонять сердце пастора Сандея к спасительным для него мыслям, что его абсолютно не должно беспокоить, особенно сегодня, количество прихожан его церкви, количество сделанных им добрых дел. Пусть Господь Сам считает, сколько пастор заработал у Него наград. Пусть внимание этого нужного Богу человека целиком сосредоточится на Божьем присутствии, которое и есть для верующего человека главная награда на земле. Пусть пастору Сандею не захочется размышлять о том, какой он великий, а размышлять над главным сейчас для него местом Писания: «Мы рабы ненужные, сделали только то, что было нужно». Присоединимся и мы к нему в этих размышлениях...   

Мы, братья, должны задуматься, смотря на такое славное начало и невеселое продолжение (я не сказал «конец») большого служения, которое угождало Богу. Тот, кто желает пасторского служения, пусть вначале хорошо обдумает и взвесит, ибо он хочет причаститься к неблагодарному в земном измерении делу. В Своих планах для Своих служителей Господь предусмотрел обеспечение, опыт, охрану. Но настоящей награды и истинной похвалы за Библейское служение на земле не будет. Каждый служитель должен «оглохнуть» ввиду дьявольского вопроса: «А что мне с того будет, если я пойду за Христом?» Если тебе предлагают принять удовольствие от похвалы Божьего народа – это, однозначно, западня. У каждого мужчины есть своя жена, и он должен понять ревностный гнев Жениха в сторону Своего евнуха, который, облекаясь Его подобием и имитируя Его вечную «отцовскую любовь», обманывает Невесту, пытаясь принимать от Нее ласку.

11. Лично мне больно представить себе, что пастор Сандей, читая эту статью, может страдать (хочется верить, что он не совсем бездушный лидер, а все-таки живой человек). Мы не знакомы лично, но его образ, за которым я внимательно следил в прошлом, часто меня вдохновлял. Поэтому для меня нет удовольствия все это писать. Но, в то же время, как бы парадоксально это ни звучало, – это единственное, что я могу сделать для него из чувства благодарности. Возможно, у пастора Сандея, наоборот, будет боль за чувство неблагодарности со стороны его вчерашнего поклонника. Но, возможно, Дух Святой коснется его души, и у него будет боль за чувство потерянной первой любви, о чем напомнит эта статья. Но, ни в коем случае, я не позволяю своей душе превознестись в своей правде над неправдой Божьего человека. Тот, кто потерял, может и найти. Побежденный вчера может победить завтра. Где тогда будут насмешники, если речь идет о большом Божьем ожидании от пастора Сандея?

Сегодня так получается, что многие не понимают праведного укора Божьему человеку и расценивают в своей незрелости Божью строгость к нему, как команду «бить». И они в это трудное время избивают его своей плотью. Они не понимают, что на судьбе споткнувшегося генерала они испытывают свою собственную судьбу своим злым отношением к нему. Если у Вас нет понимания произошедшего с точки зрения Вечности, не прикасайтесь к этому процессу, ибо Суда Божьего Вам не избежать. Любовь действительно может покрывать, укоряя и раня. Но и ненависть может убивать с красивой «любовной» усмешкой. Церкви еще многому нужно научиться, чтобы ходить в настоящей любви и зрелости.  

Со страхом Божьим я выкладываю все эти слова, зная, что камни, брошенные в гордости, возвращаются назад. Кроме той чести, которую Саул, греша, сам клал себе на лицо, на нем все же была постоянная честь Божьей милости и благоволения, которую должен узнать каждый Давид. Пророческий суд опасен, если ты грязный сосуд. Привнесенное душевное злорадство убьет каждого, кто ударяет им в помазанника Божьего, пусть даже заблудшего или заснувшего. Давайте помнить, что нет для нас никакой славы в чьем-то бесславии. Только подлые взлетают, отталкиваясь от чужого падения. 

12. С другой стороны, друзья, если я услышу от Вас в ответ аргументы, подобные тем, какие читал в Интернете (мол, кто вы такие, чтобы судить такого великого человека с такими великими делами), то это напомнит мне одну до боли знакомую ситуацию, когда я учился в Католической Теологической Академии. Я, родившись свыше, начал праведный спор с очень дипломированным профессором по библеистике, который утверждал «прогрессивное учение», что пророчеств в Библии, в традиционном смысле, не существовало. По его словам, речь идет об израильской «пророческой» поэзии, когда «поэт» воспевал горе разрушенного Израиля и подписывал свое творение на сто лет ранее. Исчерпав все свои умные аргументы против вечной правды, на которой я настаивал, профессор (дипломированный в Италии и Канаде, в престижных и элитарных католических Институтах) встал во весь рост и заявил: «Да кто ты такой, чтобы спорить со мной? Кто ты такой, чтобы спорить с позицией католических международных университетов? Ты, червь студенческий, тягаешься со мной, с таким мировым авторитетом?»

Вот какой последний аргумент достает уязвленная нераскаянная гордость. В тот момент я чувствовал себя, как младенец, победивший целую армию заблуждения простым свидетельством о существовании живого и говорящего Бога. 

Если, в конце концов, я услышу этот банальный аргумент и сегодня, то уже ничему не удивлюсь. Дух заблуждения – один и тот же, какую бы прописку не имел. Мой ответ будет простой: «Иногда Господь камням и младенцам делегирует власть быть Своим голосом пророческого предупреждения. И истинный Божий человек сумеет его расслышать. Но он сможет расслышать глас Неба только тогда, когда на нем будет мантия скромности и смирения – одежда Истинного Вечного Величия!» 

С большим почтением к пастору Сандею,
его ученикам и всей Церкви!
Андрей Микитишин