АЙДЕР БУЛАТОВ: Крымский научный центр исламоведения нацелен на предупреждение этноконфессиональной напряженности
В последнее время в СМИ, а также в выступлениях политиков стали часто звучать заявления об «исламских экстремистах», «террористах» и т.д. На этом фоне в Крыму начала работу общественная организация «Крымский научный центр исламоведения».
О том, какова специфика и основные направления работы центра, а также в целом ситуация с исламом в автономии, корреспонденту Крымского информационного агентства рассказал заместитель председателя Республиканского комитета АРК по делам религий АЙДЕР БУЛАТОВ.
– Айдер Аметович, не означает ли создание центра исламоведения, что этим вопросом ранее не занимались?
– Достаточно длительное время существует Украинский центр исламоведения с представительством в нескольких регионах, где проживают мусульмане. В частности, мы в 2007 году создали Крымское отделение этого центра, проводили «круглые столы», мониторинг СМИ и т.д. После двух лет стало ясно, что сможем работать автономно, но при этом добавили в название организации слово «научный».
– Каково основное направление работы центра?
– Оно связано с вопросами внутриисламских взаимоотношений в Крыму. Следует отметить, что в последние 10 лет обстановка имеет тенденцию к ухудшению и эскалации конфликтогенности. Идет противостояние за контроль над мечетями, развитие религиозных течений, в том числе и религиозно-политических, которые выходят за рамки традиционного ислама. Кроме этого, необходимо изучать деятельность Духовного управления мусульман Крыма. Ведь, если ДУМК не сможет охватить всю ситуацию в мусульманской среде, то ее развитие будет непредсказуемым.
– В чем это выражается?
– Например, я недавно провел мониторинг ситуации на ЮБК (от Алушты до Симеиза). Оказывается, мусульманские общины южного берега работают практически в автономном режиме. В Алуште зарегистрированы 11 мусульманских общин в составе ДУМК, в Ялте – 13. По данным исследования, они действуют в каноническом подчинении Муфтията номинально. В данном регионе заметно влияние политической партии «Хизб ут Тахрир», а Алуште – так называемых хабашитов.
– В Крыму действуют реальные члены «Хизб ут Тахрир» или так называемые «сочувствующие», которые, почитав литературу партии, в той или иной мере принимают ее идеологию?
– На сегодняшний день сложно отличить «сочувствующего» от действительного члена «Хизб ут Тахрир», так как они при себе не носят партийных билетов, не имеют в Крыму офиса. Их центр находится за рубежом, но идеология этой партии распространяется в Крыму посредством газеты «Возрождение», тираж которой за пару лет возрос до 20 тыс. экземпляров. Она распространяется бесплатно и действительно пользуется спросом.
Печатный орган Муфтията – «Хидает» – имеет тираж 3 тыс. экземпляров, большая часть которого пылится на проходной ДУМК. Это издание мало кому интересно, так как там нет объективной оценки складывающейся ситуации, теологических разъяснений.
– Получается, что Муфтият теряет контроль над обстановкой внутри крымского ислама?
– Безусловно, контроль теряется. Приведу в пример такой случай: выделяется участок под строительство мечети в Алуште, но он выделяется местной общине, за счет которой объект будет строиться. Поэтому контроль над мечетью со стороны ДУМК будет минимален, муфтию будет сложнее назначать в нее имама.
В одном из поселков Большой Ялты земельный участок под строительство мечети был выделен около 10 лет назад, но до сих пор неизвестно, в чьей собственности он находится и что на нем построено. Если такой ключевой вопрос, как строительство мечети, находится вне контроля Муфтията, то о чем можно говорить вообще?
– Вы обращаете внимание на ситуацию с мусульманскими общинами на ЮБК. В других регионах обстановка спокойнее?
– Мы проводим мониторинг по всем регионам, особо обращая внимание на те районы Крыма, где зафиксированы наиболее резонансные происшествия. Внимание к ЮБК было обусловлено недавними заявлениями крымской милиции о том, что члены так называемой группировки Ат-Такфир-валь-Хиджра начали действовать в ялтинской мечети. Якобы они посещали эту мечеть, будучи членами «Хизб ут Тахрир», потом они от нее откололись и начали самостоятельную деятельность. Поэтому я обратил внимание на южный берег, а так мы наблюдаем за всеми регионами.
– Эта информация нашла свое подтверждение?
– К сожалению, мне не удалось найти факты, подтверждающие правильность или неправильность суждений Главного управления МВД Украины в Крыму. Но хочу сказать однозначно, что задержанные не имеют конкретно к ялтинской мечети никакого отношения. Так как они работали в разных регионах Крыма, то, я думаю, они посещали не только ялтинскую мечеть.
– Обычно перед выборами пытаются разыграть крымскотатарскую карту. Как ситуация обстоит в условиях нынешней кампании?
– Если сравнивать с началом 90-х годов прошлого века, то этноконфессиональное напряжение на полуострове несколько ослабилось, но крымскотатарскую карту всегда пытаются разыграть, особенно в преддверии выборов. В данном случае пытались использовать исламские страшилки: такие термины, как «ультрарадикалы», «исламисты», «террористическая организация». Этот вопрос опять был поднят из мусорной корзины. В конечном итоге мы увидели, что никаких террористов не было, иначе бы этим делом занялись компетентные органы, в частности, СБУ. Вопрос остался на уровне крымского Главка милиции, значит, ни о каком терроризме здесь речь не идет.
– В подобных условиях как может себя проявить Крымский центр исламоведения?
– Как отмечалось выше, центр прежде всего нацелен на изучение внутриисламских отношений в регионе. Разобщенность в суждениях, подаче фактов приводит к тому, что крымчане, вне зависимости от религиозной принадлежности, несколько предвзято воспринимают информацию. Это дает основания для политических спекуляций. Поэтому центр будет заниматься прогнозированием и предупреждением эскалации внутриисламской и межконфессиональной напряженности в Крыму, оказанием консультативной помощи органам государственной власти, научно-исследовательским структурам в процессе подготовки аналитических материалов и т.п.