Богом единым. Как происходит диалог верующих в Украине

29.04.2011, 08:58
Украинские церкви раздирают противоречия. Но это не слишком заботит верующих, как и то, в каком храме они молятся единому Богу

 

Богом единым. Как происходит диалог верующих в Украине

Город веры. Пётр и Марина хотят доказать на практике, что Бог един. Поэтому строят под Киевом поселение для верующих всех конфессий

Украинские церкви раздирают противоречия.

Но это не слишком заботит верующих, как и то, в каком храме они молятся единому Богу

Всерьёз вопрос веры грекокатоличку Василису и её будущего супруга Рому, крещеного православного, озаботил лишь перед свадьбой – предстояло определиться, в какой церкви венчаться.

– Мы стали посещать реколекции – занятия для молодых супругов со священником и психологом. И пришли к выводу, что на бытовой жизни разность вероисповеданий не скажется, – рассказывает девушка.

Василиса несколько раз ходила на исповедь к православному батюшке, её супруг Рома нередко просит помощи у греко-католических священников. Как станут молиться их дети – в прямом смысле одному Богу известно, ведь будущие родители этим вопросом не задаются.

– Главное, чтобы верили. А в какую церковь пойдут – не важно, – считает Василиса. – Богословы называют это экуменизмом, а мы – здравым смыслом.

Экуменизм, движение за всемирное христианское единение, в Украине слишком не развит. Редкие совместные литургии, круглые столы и недели общехристианских молитв за мир не помогают решить тысячелетний межконфессиональный спор. Церкви воюют за сферы влияния, прихожан, земли и исторические сооружения и продолжают делить небеса. И только верующие без всякой подсказки церковнослужителей пытаются найти общий язык.

Перед лицом угрозы


Брачный экуменизм. За два года супружеской жизни православный Роман и его жена Василиса, грекокатоличка, поняли: в быту разность их веры не заметна.

Отец Игорь (Шабан) грекокатолик, и это не мешает ему учить смешанные религиозные группы студентов. «Никто пары не прогуливает, все хорошо экзамены сдают – что православные, что грекокатолики», – смеётся он.

Отец Игорь возглавляет Комиссию УГКЦ по содействию единству христиан. По долгу службы он обеспечивает «диалог украинских церквей». Успехом называет литургию нового главы Украинской Грекокатолической церкви Владыки Святослава (Шевчука), на которой присутствовали представители всех конфессий.

– Ещё недавно это казалось невозможным, – говорит отец Игорь (Шабан). – Прискорбно, что, несмотря на публичное стремление к диалогу, существуют конфликты внутри некоторых конфессий, – имею в виду, например, раздор между УПЦ Киевского и Московского патриархатов. Но для этого мы и существуем, чтобы объяснить: следует примириться – этого от нас ждёт Бог.

Единомышленники отца Игоря доказали на деле, что Бог единения уже дождался – в их лице. Одессит Евгений Заславский, психотерапевт по образованию, руководит благотворительным фондом «Светлый дом». Фонд помогает бездомным детям, матерям-сиротам.

– Один этот социальный проект создавали (готовьтесь загибать пальцы) – католический монах, я – еврей-католик, раввин, мусульмане, протестанты, православные… Продолжать? – спрашивает Заславский.

Евгений как психотерапевт убеждён, что объединение конфессий невозможно: «Психология человека такова, что нужно поделить весь мир на «мы» и «они».

Объединиться глубоко верующие люди могут только перед лицом страшной угрозы или вокруг социального проекта. «Но в конце концов, есть гора, там Бог, и все мы на неё взбираемся. Просто тропка у каждого своя есть гора, там Бог, и все мы на неё взбираемся. Просто тропка у каждого своя », – рассуждает Евгений.

2.jpg

У супругов Петра и Марины семеро детей. Он вырос в протестантской семье, она – в семье верующего православного коммуниста, сама же Мария интересуется восточными религиями, изучает Веды. Желание верить в Бога без оглядки на догматические различия пара уже воплощает в проекте домашней школы для детей из верующих и не очень семей. Единение всех конфессий пара видит и в религиозно-экологическом поселении близ столицы.

– Уже несколько лет занимаемся оформлением 150 гектаров земли для нас и наших друзей, – рассказывает Пётр. – В поселении будут жить люди разных конфессий, а посреди посёлка построим храм для всех.

Атеисты помогут


Вместе весело. Владимира Кунец, пастор Церкви евангельских христиан-баптистов считает, что церковь объединит благотворительность.

Владимира Кунец – председатель духовного совета церквей Дарницкого района Киева, который объединяет 97 церквей 12 конфессий, также старший пастор Церкви евангельских христиан-баптистов. «И союзник всем, боящимся Господа», – уточняет пастор, поясняя, что готов дружить со всеми истинно верующими людьми. Но именно дружить, а не объединяться. Одну попытку он уже пережил, когда более полувека назад в один союз слились баптисты и евангелисты. При крещении детей баптисты возлагали руки на каждого крестившегося, а евангелисты крестили вознесением рук над всеми людьми. С годами этот спор решился самым практичным образом. Верующие рассудили: благословение исходит на сердца людей вне зависимости от того, что у священника с руками. Поэтому если крестится много народу – пастор поднимает руки над всеми, мало – возлагает на каждого.

Сейчас Владимир Кунец строит в Киеве межконфессиональный храм «Мир, любовь, единство». Приглашает всех верующих на молитву, правда, по протестантским законам.

– Когда сгорел мой офис, отец Всеволод, православный священник, первым оказал помощь, – вспоминает Владимир Яковлевич. – Но это вовсе не значит, что мы сойдёмся с ним в вопросе Девы Марии и её святости. Или примиримся с харизматами (одно из протестантских движений. – Фокус), превращающими храмы в дискотеки. Не важно, кто из нас нищему подаст. Но если объединяться – винегрет получится. Достаточно экуменизма в том, чтобы хотя бы перестать поносить друг друга.

1.jpg

Примирить между собой различные конфессии в их верованиях – дело не только безнадёжное, но и заведомо утопичное, утверждает знаменитый религиовед и философ, а ко всему атеист Евграф Дулуман. Полвека тому назад он работал помощником инспектора Саратовской духовной семинарии. Пока не стал атеистом и не ушёл в колхоз, а затем и в философы.

– Я был верующим православным богословом и считал, что православие – единственно истинная религия, – говорит Дулуман. – Даже одного баптиста к православию склонил, позже мы оба стали атеистами. Как мы тогда, помню, с ним спорили! Он утверждал, что согласно заповеди апостола Павла мужчины, отращивающие волосы, вроде попов, творят бесчестие. Я доказывал, что они лишь стремятся быть подобными Иисусу Христу. В общем, каждый умный человек сумеет на основе Библии доказать свою правоту.

Но даже неверующий Дулуман готов помочь своим оппонентам объединиться – боится, как бы религиозная рознь не погубила человечество:

– Посмотрите на исламский мир и войны, которые затеяли верующие. А ведь все мы на Земле соседи, даже атеисты с верующими, и в огне религиозного Армагеддона гореть не хотим.

Экуменизм – как забег на длинную дистанцию, в котором миряне и священники соревнуются, кто быстрее начнёт объединяться, говорит известный богослов Александр Филоненко. И первые, похоже, побеждают.

Дмитро СТОЙКОВ

"Фокус", 24 квітня 2011 року (рос.)