Дела по вере
Марія ПОМАЗАН. — "Smart-Holding", 26 квітня 2010 року (рос.)
Традиционные христианские конфессии готовы внести свой вклад в развитие корпоративной социальной ответственности. Сотрудничество бизнеса с церковью может пойти намного дальше бессистемных анонимных пожертвований.
Eще десять лет назад Русская православная церковь (РПЦ) учредила "Основы социальной концепции Русской православной церкви". Вслед за ней аналогичный документ приняла Украинская православная церковь. В этом документе, утверждающем базовые положения учения церкви по многим современным общественно значимым проблемам, сформулирована политика в области корпоративной социальной ответственности (КСО). Внимательный читатель найдет в ней почти все принципы и аспекты, описанные в современных международных стандартах социальной ответственности. К примеру, в таких, как европейский стандарт ISO:26000, который только готовится к публикации. А за свою двухтысячелетнюю историю христианская церковь приобрела ценнейший опыт решения социальных вопросов.При этом ее интересы намного шире, чем духовная и материальная помощь неимущим. Христианские фонды активно занимаются проектами развития местных общин, социального партнерства, защиты прав человека, охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов. Особенно эта деятельность развита на Западе, где церковь сегодня имеет больше финансовых возможностей и большую поддержку со стороны государства и общества. В частности, в Германии две крупные церкви — католическая и евангелическая — являются партнерами федерального правительства в его гуманитарных миссиях, включающих вопросы миграции, мира и помощи странам с переходной экономикой.
Высокие отношения
Историки полагают, что понятие "благотворительность" возникло на Руси вместе с крещением, а её основателем по праву считается князь Владимир. Он же признал за церковью право заботиться о неимущих, бездомных и больных на государственном уровне. На содержание церковных благотворительных учреждений должна была направляться десятина от продажи хлеба, скота, судебных пошлин и т. д. При монастырях стали появляться лечебницы и приюты для бедных и путешествующих. В XVI веке каждый уважающий себя купец должен был построить храм или содержать больницу при церкви. К концу XIX столетия развитие благотворительности достигает своего пика. В 1889 году в Российской империи при приходских храмах было 660 богаделен и 480 больниц. Большая их часть была построена и опекалась частными лицами, зажиточными гражданами. Новая волна строительства храмов и благотворительных учреждений при них возникла во время перестройки и после нее. Тогда же начался подъем предпринимательства, представители которого стали активно тратить деньги на благотворительность. Правда, желание пожертвовать на церковь не всегда было связано с верой, а часто являлось данью моде. Кроме того, многие воспринимали (да и сейчас воспринимают) храмы как культурные и архитектурные памятники. К концу нулевых годов отношение украинского бизнеса и политикума к церкви стало более определенным. Но, конечно, неодинаковым и часто полярным. На одном полюсе — декларация светского характера государства, бизнеса и международных отношений, европейское стремление к толерантности. Многие компании, работающие на мировых рынках или стремящиеся выйти на них, придерживаются принципа невмешательства в дела церкви. "ДТЭК (энергетическая компания, входящая в группу СКМ Рината Ахметова. — "Эксперт") стоит вне религии. Это зафиксировано в нашей политике в области корпоративной социальной ответственности. Мы уважаем свободу вероисповедания и ни в коем случае не хотим поддерживать ни одну из конфессий", — говорит менеджер по КСО компании ДТЭК Виктория Гриб.
С другой стороны, часть общества осознает христианские ценности как основу, на которой можно строить современное общество. Так, в Верховной Раде существует объединение православных депутатов, есть объединения христиан и других конфессий. Иногда бизнес-клуб создают предприниматели, принадлежащие к одной церкви (например, неформальные региональные бизнес-клубы прихожан Украинской греко-католической церкви). Такие объединения строят свою деятельность на базе религиозной общности и христианских идеалов. "В основу Декларации Верховной Рады о достоинстве, свободе и правах человека, проект которой мы представляем на рассмотрение парламента, положено православное вероучение об этих категориях. По сути, это похоже на моральный кодекс строителя коммунизма. Только принципы эти — вечные, базовые, лишенные политической окраски, которые могут стать основой развития общества», — рассказывает глава объединения православных депутатов ВР, инициатор декларации, депутат от Партии регионов Вадим Колесниченко. Некоторые представители бизнеса также признают важную роль церкви в их благотворительной и социальной деятельности, связанной не только со строительством храмов, но и с воплощением в жизнь христианских принципов. "С момента своего основания "Смарт-холдинг" продолжает воплощать в жизнь множество различных благотворительных проектов, в основе которых — создание духовного единства, возрождение православных христианских ценностей, воспитание молодого поколения на принципах духовности и веры», — говорит вице-президент по гуманитарным и социальным вопросам компании "Смарт-холдинг", глава "Международного благотворительного фонда в честь Покрова Пресвятой Богородицы" Александр Шейко. А пресс-секретарь управляющей компании группы "Фокстрот" Алевтина Белецкая утверждает, что церковь является идеологом в совместных проектах. "Это очень почетное партнерство для нас, а синергия усилий партнеров решает острые социальные проблемы", — отметила Белецкая.
Общественные нужды
"Опыт партнерства группы компаний "Фокстрот" и Миссии социальной помощи детям Украинской православной церкви (УПЦ) насчитывает уже более пяти лет. За это время бизнесом при поддержке церкви был снят полнометражный детский художественный фильм "Маленькая жизнь" Александра Жовны. На фоне почти полного падения морали актуальна картина о добре, сострадании, самопожертвовании и любви, которые продолжают питать духовность", — рассуждает Алевтина Белецкая. По ее словам, фильм стал толчком к созданию группой "Фокстрот" и Миссией социальной помощи детям УПЦ социального проекта "Большое сердце маленькой жизни» по поддержке талантливых, проактивных детей-сирот. В качестве первого этапа (2006 год) партнеры провели конкурс детского творчества среди воспитанников детских домов и школ-интернатов Украины. На втором этапе (2007-2009 годы) была создана модель патронирования выпускников школ-интернатов и установлено шефство над этими детьми в первый год после окончания из школы. Проекты по поддержке детей занимают ключевое место и в социальной работе самих церквей, и в их сотрудничестве с бизнесом. Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) при участии таких международных компаний, как Metro Cash & Carry и Knauf, реализует программу помощи детям улицы. "Речь идет о предоставлении беспризорникам и детям из неблагополучных семей моральной и материальной поддержки, обеспечении их продуктами, одеждой, школьными принадлежностями", — рассказывает священник УГКЦ Андрей Нагирняк, вице-президент фонда "Каритас Украины". ПриватБанк содействовал подобной программе православной церкви, а также поддержке тяжелобольных детей, собирая пожертвования через сеть своих банкоматов. Некоторые компании, финансируя строительство храмов, предусматривают функционирование при них благотворительных учреждений. К примеру, по словам Александра Шейко, один из проектов с участием "Смарт-холдинга" — культурно-просветительский центр с храмом Святой Троицы в Печерском районе Киева — подразумевает, кроме прочего, помощь сиротам и инвалидам. Компания в рамках православного воспитания молодежи также поддерживает издание периодического христианского журнала "Отрок.UA".
"Образовательный и культурный уровень современного общества очень понизился. То же касается нравственности. Церковь в этом смысле может не только заниматься духовным образованием мирян, не просто воспитывать детей в вере и благочестии, а сделать большой вклад в культуру и просвещение. Примером этому может послужить организованная Украинской православной церковью благотворительная выставка "Духовность в современном искусстве", объединившая художников и меценатов со всей Украины и ставшая большим культурным событием", — говорит епископ Макаровский Иларий, глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации УПЦ. Сейчас церковь работает над проектом создания Катехизаторско-регентского духовного училища для мирян с культурной доминантой. При училище будет существовать иконописная школа, а также культурно-просветительский центр, где каждый сможет приобщиться к православию через культурные традиции. "Работа центра будет включать организацию выставок, благотворительных акций, издательскую деятельность, создание платформы для общения между людьми, интересующимися религией, искусством, наукой, вопросами духовного развития общества", — пояснил епископ Иларий. Проект предусматривает программу организации и поддержки особых отношений с меценатами и их поощрение на самом высоком уровне. Церковь имеет интересные проекты создания православных общеобразовательных школ, которым тоже нужна помощь благотворителей. Председатель Синодального отдела "Миссия "Церковь и медицина" протоиерей Геннадий Батенко сообщил, что УПЦ также готовит проекты строительства в столице христианских лечебницы и роддома, где люди смогут получить не только медицинскую, но и духовную помощь. Такие заведения уже существуют в мировой практике. Украинская православная церковь Киевского патриархата также ведет активную благотворительную деятельность, содержит детские приюты, дома престарелых и другие благотворительные учреждения.
А в УГКЦ занимаются не только благотворительными проектами, но и приветствуют инициативы бизнеса по привлечению денег для церкви, в том числе, на восстановление храмов и социальные программы. Нынешним летом УГКЦ должна презентовать "Патриарший паломнический центр". "В этом проекте объединились специалисты разных отраслей, которые готовы использовать свой опыт на благо церкви. Мы разрабатываем паломнические маршруты "под ключ" и готовы предоставлять паломникам полный спектр услуг, соответствующих мировым стандартам. При этом мы зарабатываем деньги на развитие нашей церкви и околоцерковного производства (издательство, сувениры, церковная утварь и т. д.). Благодаря этому церкви и монастыри смогут высвободить средства, в том числе на социальную работу", — рассказывает директор Украинского центра содействия иностранному инвестированию InvestUkraine Елена Ганцяк-Каськив, прихожанка УГКЦ и одна из инициаторов проекта "Патриарший паломнический центр". По ее словам, "Патриарший центр" тщательно продумывает маршруты паломничества, создает инфраструктуру, торговые сети, готов заняться перевозками и питанием паломников, предложить им страхование и обеспечить всей необходимой информацией. "Западные инвесторы очень заинтересовались этим проектом, когда узнали, что он должен выйти на самоокупаемость", — отметила Ганцяк-Каськив. Некоторые социальные проекты церкви реализуют совместными усилиями. Участниками Всеукраинского благотворительного фонда "Вера. Надежда. Любовь" являются УПЦ, Римско-католическая церковь в Украине (в лице фонда "Каритас-Спес Украина"), Закарпатская реформатская церковь и Немецкая евангелическо-лютеран-ская церковь в Украине. Помимо различных социальных проектов, фонд активно занимается крупными всеукраинскими программами, связанными с борьбой со СПИДом и противодействием торговле людьми. "Церковь в Западной Европе имеет большой опыт в социальной деятельности, это может помочь другим конфессиям. Объединение усилий традиционных церквей дает хороший результат», — уверен архидиакон Сергий Косовский, председатель Синодального отдела благотворительности и социального служения УПЦ. К тому же такое сотрудничество позволяет получить финансовую помощь из-за границы. Елена Ганцяк-Каськив говорит, что немецкая католическая благотворительная организация "Реновабис" (Renovabis) финансово поддерживает церкви и других конфессий.
Вера и доверие
"Украинское законодательство разделяет функции религиозных и благотворительных организаций. Поэтому церкви или отдельные священнослужители выступают основателями благотворительных организаций и фондов", — констатирует Андрей Нагирняк. Этим фондам приходится конкурировать со светскими благотворительными организациями. И выбор чаще оказывается не в пользу первых хотя бы потому, что у светских фондов больше возможностей для рекламной кампании. О социальной же деятельности церковных организаций люди знают мало. Кроме того, православные организации уязвимы из-за раскола в церкви. Тем не менее церковь пользуется большим доверием населения, даже с учетом его "неверующей" доли. Тогда как к бизнесу люди традиционно относятся недоверчиво. Исследование "Религия и религиозность в Украине" Института политики и Института социологии НАНУ (2008 год) показало, что церкви как социальному институту полностью или в значительной мере доверяют 39,4% украинского населения, тогда как бизнесу — только 8,7%, а парламенту и вовсе 3,1%. Такое лидерство церкви подтверждается и результатами опроса Центра им. Разумкова, проведенного в ноябре 2009 года. По данным исследования этой же компании, готовность людей финансово поддержать, предположим, детские приюты отличалась в зависимости от того, кто их курирует. Если церковь — "да" сказали 37,8% опрошенных, если бизнес или частные лица — 25,5% респондентов. Таким образом, сотрудничество с церковью может улучшить восприятие обществом благотворительных проектов компаний и тем самым сделать их более эффективными. Благотворителями совершенно необязательно должны быть приверженцы определенной конфессии или верующие люди. Представители традиционных церквей говорят, что не считают общее вероисповедание обязательным для сотрудничества и не ставят перед собой цель привлечь партнера в свою церковь. В то же время общая вера может стать основой для сотрудничества между бизнесами. По данным "Эксперта", неформальные бизнес-клубы существуют при некоторых епархиях УГКЦ. "Помимо общей работы на благо церкви, предприниматели могут сотрудничать между собой. Общие вера и ценности способствуют большему доверию друг к другу. Когда в человеке есть страх Божий, он более осторожно себя ведет, не делает того, что потом придется долго исправлять. Важно не допускать малейшего злоупотребления такими доверительными взаимоотношениями между прихожанами-бизнесменами. Хотя из практики знаю, что бизнес никогда не делает ставку только на моральные качества партнера", — уверена Елена Ганцяк-Каськив. Вряд ли, конечно, в нашем светском государстве стихи из Библии будут так же регулировать деятельность бизнеса, как суры из Корана в исламских странах. Но бизнесу есть чему поучиться у церкви в плане социальной работы. "И в обществе, и в бизнесе нужно воспитывать благородство, ответственность, уважение к людям, честность и открытость, — говорит депутат Вадим Колесниченко. — Бизнес заинтересован в том, чтобы граждане были законопослушны, а также в честных правилах игры на рынке. Граждане, в свою очередь, заинтересованы в честности и ответственности бизнеса. Церковь может сделать большой вклад в это общее дело".