Драма епископа Костельника
Похороны Гавриила Костельника собрали более 50 тыс. человек. Смерть священника, которого еще вчера критиковали и ненавидели за его шаг, направленный на ликвидацию унии, всколыхнула Львов. Однако уже через несколько десятилетий его имя оказалось практически забытым в Украине. Либо же упоминаемым вскользь, «через запятую»…
В пантеоне украинских исторических деятелей как-то затерялась в последнее время фигура отца Гавриила Костельника – личности весьма незаурядной, трагической, жертвенной и неоднозначной. Для одних он мученик за веру, для других – отступник от канонов и постулатов Церкви, человек, чьими руками Сталин пытался уничтожить украинскую грекокатолическую церковь на западноукраинских землях. Очевидно, что истина лежит где-то посредине. Тем более что сегодня не учитывается масса моментов, связанных с деятельностью Костельника и с событиями 40-х годов. А они не терпят подходов по принципу «плохо» – «хорошо», «черное» – «белое».
Гавриил Костельник родился 15 июня 1886 года в селе Русский Керестур в Воеводине, на Балканах, в крестьянской семье. Его родители, Федор Костельник и Анна Гомзив, были потомками переселенцев на Балканы, которые оставляли Галичину в начале XIX века в поисках земли и заработков. Ко времени рождения Гавриила на Балканах проживали не менее 500 тыс. украинцев, иногда создавая отдельные поселки и деревни. Австрийская власть, стимулируя перемешивание народов внутри империи, содействовала тому, чтобы на Балканах судейские и адвокатские должности занимали украинцы, хорваты проходили государственную службу в Польше, а чехи – в Галичине. Если учесть еще и тот фактор, что хорваты – ближайшие генетические родственники галичан (в VIII веке византийский император пригласил предков нынешних хорватов, живших в Галичине, в Далмацию – защищать границы империи от аваров), то получается очень гармоничная картина культурно-духовных связей между народами и территориями.
Родители старались дать Гавриилу хорошее образование. Первоначально он ходил в венгерскую школу, далее – в хорватскую гимназию. Позже поступил в университет в Загребе – на теологический факультет. В 1906-м 20-летний Гавриил переезжает во Львов, где продолжает учебу в грекокатолической семинарии.
Это было время борьбы двух начал в Украинской грекокатолической церкви. С одной стороны были сильны сторонники латинизации церкви, унификации обрядов римокатоликов и грекокатоликов. Покойный митрополит грекокатолической церкви, кардинал Сильвестр Сембратович, был крайне реакционным священником и политическим деятелем. Его позиция, направленная на максимальное сближение с Римом, не находила поддержку у большинства представителей галицкой интеллигенции (разве что кроме представителей круга историка Барвинского). Интронизация в 1900 году на митрополичий престол графа Александра Романа Марии (Андрея) Шептицкого содействовала появлению новой волны духовенства, опиравшегося на внутренние силы и на превращение грекокатолической церкви в самостоятельную церковную организацию.
Противостояние достигло кульминации как раз в 1906-м, когда студент-семинарист, протестуя против попыток части клира ввести целибат как обязательную норму жизни грекокатолического духовенства, ударил ножом крайне реакционного станиславского епископа Григория Хомишина. Только этот отчаянный шаг отрезвил сторонников сближения с Ватиканом.
Костельник принадлежал к той части прогрессивного молодого духовенства, которое не желало введения в повседневную жизнь Церкви латинских канонов и обрядов. Поскольку покушение на Хомишина было совершено его сверстником и, возможно, приятелем, пережитое оставило глубокий след в душе Костельника.
Уже в студенческие годы он отличается трудолюбием и усердием. Пишет богословские трактаты, которые с точки зрения теологии начала ХХ века являлись бунтарскими, задумывается над смыслом православия и унии. В это же время Костельник пишет стихи на латыни, хорватском, украинском языках, а также на бачванско-русском диалекте жителей Балкан. Более того – он разрабатывает бачванско-русскую грамматику и пишет прозовые произведения на этом диалекте, содействует созданию бачванско-русских школ при грекокатолических епархиях.
Естественно, старания молодого семинариста были замечены и оценены. С начала 20-х годов он становится ближайшим соратником и учеником Андрея Шептицкого. Костельник, работая над сутью грекокатолицизма, был сторонником концепции, согласно которой греческое (православное) начало с самого начала доминировало в униатстве, а административное подчинение Ватикану не влияло на каноническую связь с Константинополем и всем остальным православным миром. Не Ватикан, но Константинополь доминировал в униатстве! Не католицизм, а православие! И в этом Костельник находил живой отклик у Шептицкого, отношения которого с Ватиканом всегда были более чем прохладными (Ватикан даже отказался предоставить Шептицкому сан кардинала, хотя его предшественники и преемники этот сан имели – и это несмотря на то, что Шептицкий руководил церковью без малого 45 лет!).
20-е годы открыли блистательного проповедника и полемиста Гавриила Костельника. В 1925-м он посещает Рим, в 1926-м – Загреб. После этих поездок пишет ряд статей о необходимости канонического единства между восточным и западным обрядами, ликвидации Керуларийского раскола 1054-го. В журнале «Нива» (№9 за 1927 год) появляется «еретическая» статья отца Костельника об истинной сути унии. Название статьи было красноречивым – «Я так думаю». В 1928-м его взгляды оформились в книге «Спор об эпиклезе между Востоком и Западом». Книга была высоко оценена Шептицким, но вызвала острую реакцию со стороны ряда епископов – в частности, ее осудил отец Иосиф Слепой, в будущем – основной оппонент и конкурент Костельника.
Очень скоро Костельника лишили поста редактора журнала «Нива» и отдали под надзор митрополита. Шептицкий всячески защищал Костельника от нападок – он ценил в Костельнике аналитический ум и желание искать истину. В 1936 году Костельник выступает с докладом «Идеология унии». На епархиальном соборе во Львове в 1943-м Костельник выступает с критикой ватиканских догм, за что был лишен слова. В 30-е из-под пера Костельника выходят исторические, агиографические и богословские трактаты «Святой Петр и первые римские папы», «Великие святые – Кирилл и Мефодий», «Развитие папства в первые пять веков» и другие.
В 1939 году группа священников – среди них брат митрополита Климентий Шептицкий, а также отцы Притма, Ковальский и Костельник, обсуждали вопрос выхода из унии и создания «украинской народной церкви». Можно только предполагать, что Андрей Шептицкий был посвящен во все тонкости подготовительной работы.
В это же время сыновья Гавриила Костельника увлеклись политической деятельностью. Старший сын в 1939-м, после прихода советской власти, был арестован НКВД. Вызванный на допрос отец Гавриил отказался сотрудничать с советской властью и заявил, что если его сыну суждено умереть от рук советских палачей, на то воля Господня. Даже против самого Гавриила Костельника было возбуждено дело, однако война не дала возможности арестовать священника.
После смерти в ноябре 1944 года Андрея Шептицкого кандидатура Гавриила Костельника рассматривалась на пост главы Украинской грекокатолической церкви. Однако выбор пал на его соперника и оппонента Иосифа Слепого.
Еще до начала войны Сталин разрабатывал план ликвидации Украинской грекокатолической церкви. Ему была нужна единая православная церковь – тем более что УГКЦ была одним из вдохновителем процессов противостояния советской власти в Галичине. После войны Сталин и его окружение снова вернулись к проекту ликвидации унии. В сентябре 1945 года появляется циркуляр: «В целях стимулирования перехода грекокатолических приходов в православие использовать налоговый пресс, дифференцируя его с таким расчетом, чтобы православные приходы облагались нормально и не выше 25%, объединившиеся вокруг Инициативной группы грекокатолической церкви по воссоединению ее с православием – 40%, грекокатолические приходы и монастыри – 100% максимальной налоговой ставки… Обеспечить возможность полной ликвидации грекокатолической церкви путем воссоединения ее с русской православной церковью».
Тогда же было решено использовать Гавриила Костельника как рупор новых сил, желающих объединения с Русской православной церковью. Первоначально планировалось, что Костельник и группа священников создадут некую Украинскую автономную церковь, которая отделится от УГКЦ и через несколько лет заявит об объединении с РПЦ. Но потом было решено действовать более решительно.
Сегодня не известно, что в первую очередь двигало Костельником. Он не был – вопреки расхожему мнению – советским агентом. Он довольно критично высказывался о советской власти. Не выдерживает критику версия о том, что Костельника шантажировали его сыновьями, якобы находившихся в руках МГБ: оба сына Костельника погибли во время войны, при этом один от рук советских органов, второй – от рук нацистов. В последнее время появилась довольно правдоподобная версия, требующая дополнительного исследования архивов. От ряда священников приходилось слышать о якобы имевшем место тайном конкордате между Сталиным и Папой Пием XII, согласно которому Сталин согласился не вмешиваться в дела католической церкви Польши – в обмен на согласие Ватикана на ликвидацию унии.
Возможно, именно это и подтолкнуло Гавриила Костельника к решительным действиям? Он пытался спасти то, что еще можно было спасти: духовенство, верующих. Для Костельника вопрос канонического подчинения – Ватикану или Москве – не имел решающего значения. Его интересовали Вера, Обряд и устранение опасности для верующих. 8–10 марта 1946 года во Львове был проведен Собор под председательством Гавриила Костельника. На Соборе было принято решение о ликвидации унии и воссоединении с православной церковью. Сам Костельник, по донесениям спецслужб, оставался антисоветчиком во взглядах и вынашивал планы создания на базе УГКЦ «Ново-православной церкви» Галиции.
Один из биографов Костельника писал: «И.В. Сталин в те годы серьезно увлекался идеями Всеславянства, создания Балканской Федерации из южнославянских народов, вхождения отдельных славянских государств (Болгарии, Словакии) в состав СССР. В Москве предполагалось создать «Православный Ватикан», который должен был бы являться некоторой альтернативой Ватикану римскому. Сталинское руководство поддерживало возрождение православных церковных структур в Чехословакии, Албании, Франции. Без сомнения, советское государство ставило во многом утилитарные цели, стремясь подчинить своему влиянию Православную Церковь, пользовавшуюся исключительным доверием населения в военные и послевоенные годы. Равно как видело, что духовным оплотом и политическим крылом бандеровского подполья была униатская церковь. Многие из этих идей сегодня считаются грубым вмешательством светского (тем более атеистического) государства во внутрицерковные дела. Но идеи были все же не так наивны».
Вполне возможно, что протопресвитер Костельник мог использоваться Сталиным в будущем для пропаганды Всеславянства – особенно на территории Югославии, враждебной по отношению к советскому режиму.
Но 20 сентября 1948 года, сразу же после окончания службы в Преображенской церкви Львова, Гавриил Костельник был убит двумя выстрелами в голову. Террорист, видя, что ему не удастся уйти, застрелился на месте – он был опознан как некий Олекса Любинский, член ОУН. В 1993-м в журнале «Україна в минулому» вышли воспоминания очевидца, который рассказывал, как после роковых выстрелов по улице Краковской (где расположена Преображенская церковь) бежал человек в форме лейтенанта советской армии. Он вскочил на подножку армейского автомобиля и уехал. Это дало поводы для версии о причастности к убийству советских спецслужб. Хотя точно так же ведомство Берии подозревали и в ликвидации публициста Ярослава Галана в 1949 году (террорист Стахур, 11 ударами топора убивший Галана, якобы на суде, вынесшем ему смертный приговор, кричал в истерике: «Мы так не договаривались!!!»).
Похороны Гавриила Костельника собрали более 50 тыс. человек. Смерть священника, которого еще вчера критиковали и ненавидели за его шаг, направленный на ликвидацию унии, всколыхнула Львов. Однако уже через несколько десятилетий его имя оказалось практически забытым в Украине. Либо же упоминаемым вскользь, «через запятую»…
В сентябре 1989-го именно с Преображенской церкви Львова началось возрождение УГКЦ – львовские священники заявили о разрыве с православием и денонсации решений Львовского собора 1948 года.
Оппонент Костельника Иосиф Слепой в 1953-м, после смерти Сталина, был приглашен Берией и получил задание написать подробную «Историю унии». Он работал над архивными материалами (официально находясь в заключении) вплоть до конца 50-х. В начале 1960-х его освободили и разрешили эмигрировать. В Ватикане отец Слепой получил сан кардинала и руководил Грекокатолической церковью до своей смерти в 1984 году. По иронии судьбы, он к концу жизни перенял множество из тех мыслей, за которые критиковал в 30-е годы Костельника.
…В Воеводине ежегодно проводится фестиваль «Костельниковская осень», а в родном селе священника ему установлен памятник – украинцы Воеводино помнят своего просветителя и человека, стоявшего у истоков литературного процесса украинцев Балкан.
В Ватикане сегодня пересмотрено отношение к Костельнику. В «Католической энциклопедии» сказано: «Многие его богословские статьи, написанные до 1939 года, предвосхищают идеи, позднее одобренные в документах II Ватиканского собора... Костельник боролся с засильем неосхоластики в католическом образовании, настаивал на изучении аутентичных традиций византийской литургии и византийского богословия, решительно выступал за соблюдение прав грекокатоликов на сохранение их религиозных традиций; однако понтификат Папы Пия XI не являлся благоприятным временем для пропаганды подобных взглядов».
Сможет ли современная Украина, погрязшая в межконфессиональной и в попытках создать поместную церковь, реабилитировать и вернуть на постаменты народной памяти отца Гавриила Костельника?
Кость БОНДАРЕНКО