О некоторых вредных привычках братьев наших во Христе
Закарпатье - земля, в которую влюбляешься с первого взгляда, которой не перестаешь восхищаться и которая даже со сто первого раза найдет чем тебя удивить. Величественные и спокойные склоны гор и бурные реки, бастионы и башни неприступных замков и приветливые черепичные крыши жилых домиков, почтенная средневековая готика и вечно молодой модерн… А главное – вот уже столько лет здесь живут бок о бок русины-украинцы, венгры, чехи. Раньше здесь правили венгры, потом чехи, теперь вот «главными» стали русины. Правда, теперь это нормальному сосуществованию не мешает. Живут, дружат, женятся друг на друге, ассимилируются в современной Украине. И стоят тут на городских улицах бок о бок католические, реформатские, греко-католические, православные и евангелистские храмы.
В современном районе города Мукачево есть такая «площа Злагоды». На русский язык «злагода» переводится как согласие, благополучие, радость. Иначе говоря – добро, проистекающее от согласия. Принадлежит эта идея местному «феодалу» - Виктору Балоге, который, проезжая по городу, увидел как по разные стороны большой автостоянки одновременно начали строить храмы«московские» православные, протестанты и греко-католики. Олигарх велел автостоянку перенести в соседний квартал, а на ее месте устроить клумбу, фонтан и небольшой скверик. Так сказать, подчеркнуть святость места, куда приходят молиться более тысячи христиан трех разных конфессий.
Вообще, идея дружбы и мирного сосуществования здесь лезет изо всех щелей. В знаменитом мукачевском замке – «экуменическая часовня», где католические статуи соседствуют с православными и греко-католическими иконами, а аскетическое убранство алтаря напоминает лютеранские и кальвинистские молитвенные дома. Незадолго до нашей поездки туда в этой часовне венчались католик и реформатка. Обряд совершали два священника – вместе, руко об руку.
На одной из улиц Старого Города – памятник мукачевским афганцам, погибшим на чужой земле в страшной и бессмысленной бойне. На памятнике, кроме «традиционных» плачущего солдата и скорбящего ангела изображены три креста – католический, греко-католический и православный.
А рядом с памятником – православная церковь (Московского патриархата). С типичными русскими куполами-луковицами и колокольней-шатром. Как будто других архитектурных стилей в природе не существует, а местные вековые традиции строительства церквей – происки антихриста! И конечно же, внутри церкви – неизменная картинка «древо православия», где от могучего ствола отламываются сухие ветви католичества и протестантизма. Картина для московского патриархата, к сожалению, не редкость – такие схемки висят в храмах МП от Кронштадта до Севастополя. Насколько корректно это с точки зрения православного богословия – трудно сказать. Но вот католики обеих обрядов, да и немосковские православные подобным маразмом не страдают, и правильно делают. Уж если живут бок о бок друг с другом, то нужно как-то стараться жить в мире.
Тем более, так ли велики различия между нами – протестантами, католиками, православными? Все мы признаем Символ Веры. И есть в этом Символе Веры слова: «Верую в единую вселенскую святую апостольскую Церковь». Истолковать их, исходя из реалий современности, можно по-разному. То ли несмотря на все бесконечные дробления и расколы, Церковь остается единой, то ли на право называться истинной церковью может претендовать лишь одна.
Конечно, католики, греко-католики, протестанты и немосковские православные тоже не святые. В шестнадцатом веке они немало инославной крови пролили (одна Варфоломеевская ночь чего стоит). Но это было в шестнадцатом веке. Было в семнадцатом. А сейчас-то на дворе 2010 год! Католиков и протестантов история кое-чему научила, а именно – силой народ в церковь не загонишь, и церковные ссоры не прибавляют церкви авторитета. Именно из-за многолетних религиозных войн и нетерпимости церковь потеряла уважение людей. И люди перестали ходить в церковь. Как следствие, имеем две мировые войны, кризис семьи, рост преступности и сокращение населения в бывших христианских странах. Теперь приходится «христианизировать» мир заново, показывая что христиане могут проповедовать любовь к ближнему не только на словах, но и на деле. Потому католики, униаты, протестанты в большинстве своем официально зарыли топор войны и пытаются служить Богу вместе. Потому в Мукачево есть площадь Злагоды, «общая» часовня в замке и три креста на памятнике афганцам. Потому в Жовкве (на Львовщине) на общественные мероприятия, от Нового Года до памяти жертв Голодомора, собираются все городские священники чтобы вместе молиться, вместе благословлять людей.
Вернее, почти все - священник МП демонстративно ни в каких совместных церемониях участия не принимает. Мол, негоже с антихристами общаться. И в Мукачево и в Жовкве, да и по всей Украине картина похожа: католики, греко-католики, автокефалы, «филаретовцы», протестанты находят между собой общий язык (как и полагается братьям во Христе), и только одни родственники веду себя как будто все здесь чужие.
Конечно, все мы грешны. Недавно вот в Жовкве случился небольшой конфликт между настоятелем римо-католического храма и туристами с Подолья: священник увидел у туриста фотоаппарат (обычная цифровая мыльница) на штативе и подняв крик, потребовал выйти из храма. Хотя за разрешение фотографировать турист заплатил. Получилось обычное недоразумение. Священник, не разбирающийся в технике, решил что раз на штативе – значит, профессиональная камера, а коварный турист хочет без его ведома печатать открытки с видами костела. Вот и поссорились.
Так вот, это – хамство и безграмотность отдельного незадачливого ксендза. А «древо православия» в стране, где бок о бок мирно живет несколько христианских церквей – хамство целой конфессии, возведенное в статус символа веры. Мы, мол, официально в упор всех вас не видим, за братьев по вере не признаем и будем бороться с вами до полной победы.
Жаль. Жить в мире всегда лучше. Это понимал даже император Константин, когда пытался примирить участников первого богословского раскола в истории церкви, писал им:
«Как жестоко поразила мое самое сердце весть, что вы, через которых я надеялся дать исцеление другим, сами имеете нужду в гораздо большем излечении... Нельзя же смущать слух простого народа. Не гораздо ли лучше вам, поставленным на служение Великому Богу, проходить это поприще с единодушием?.. Пока люди Божии - говорю о моих сослужителях - взаимно разделяются столь неоправданной и гибельной распрей, могу ли я быть покоен в душе своей?»
Между прочим, Хмельниччина и последовавшая за ней Руина начались именно с бесконечных ссор между собою католиков и православных, с взаимных проявлений хамства, которые постепенно превратились в гражданскую войну. Ребята, давайте жить дружно, а? А то не ровен час Господь снова решит нас наказать…