Київ новомучеників. Православний священик Олександр Глаголєв

19.02.2013, 18:01
Київ новомучеників. Православний священик Олександр Глаголєв - фото 1
Він був найвідомішим православним священиком в історії Києва у ХХ столітті. Енциклопедично освічений. Відважний, бо не боявся виходити проти юрби, яка йшла на Поділ робити єврейський погром. Батько "праведника світу". Вбитий слідчим НКВД після катувань.

Він був найвідомішим православним священиком в історії Києва у ХХ столітті. Енциклопедично освічений. Відважний, бо не боявся виходити проти юрби, яка йшла на Поділ робити єврейський погром. Батько "праведника світу". Вбитий слідчим НКВД після катувань. (рос)

Священномученик Александр Глаголев, пожалуй, самый известный киевский священник за последнюю столетнюю историю города. Родился он в феврале 1872 года в селе Покровское Тульской губернии в семье священника. В 1898 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

В 1900 году отец Александр защитил докторскую диссертацию по теме "Ветхозаветное Библейское учение об Ангелах". По словам протоиерея Александра Меня, Глаголев в своей диссертации дал очерк истории ангелологии, а также проанализировал все наименования ангелов в Писании в связи с происхождением терминов "сыны Божии", "серафимы", "херувимы".

Диссертацию богослов писал, опираясь на свое знание древнееврейского и арамейского языка. Всего протоиерей знал 18 древних и новых языков, в конце жизни, будучи уже пожилым человеком, он изучал итальянский язык.

Отець Олександр, Микола, Магдалина, Олексій Олександрович і Тетяна Павлівна Глаголєви, 1930

Богословский труд священника до сих пор является основным источником информации о ветхозаветном учении об ангелах и демонах.

Священномученик был большим специалистом в вопросах библеистики. Так, он входил в состав Комиссии по научному изданию славянской Библии, участвовал в издании Православной Богословской энциклопедии, публиковал статьи в церковных журналах. Один из авторов комментариев к "Толковой Библии", выходившей под редакцией Александра Лопухина.

"Средство обрести Христа, распятого в сердце нашем,– это благоговейное чтение Слова Божьего, преимущественно Евангелия. Если в богослужении и молитве душа наша беседует с Богом и Спасителем, то в Евангелие, в Слове Божьем Христос Спаситель живо и действенно вещает душе нашей, производя в ней различные спасительные действия благодати, – писал священномученик Александр Глаголев.

Этим созидается то духовное просвещение, о котором некоторые верующие наши говорили как об особенном достоянии православного народа нашего, но которого, к прискорбию, далеко еще нет в многомиллионной массе народа, в большинстве чуждом грамотности. Христос, Свет Истинный, просвещай всякого человека, грядущего в мир, да будет знамение на нас свет лица Твоего!"

 

Отличное знание Ветхого Завета, изучение еврейской традиции, подлинное понимание Евангелия и истории раннего христианства во многом определили филосемитские настроения самого отца Александра и всей его семьи. Так, в 1905 отец Александр Глаголев противодействовал еврейскому погрому в Киеве.

Редактор издания "Русский глобус" (Чикаго) Геннадий Меш так писал об этом:

"Осенью 1905 года зуд погромов и убийств снова выплеснул людей на улицы. В разъярённую человеческую массу в полном облачении, с крестом и хоругвями в руках, вторгается небольшой крестный ход. Возглавляют его настоятели православных храмов Александр Глаголев и Михаил Едлинский. Через Контрактовую площадь и Гостиный ряд крестный ход направляется к еврейским лавчонкам. Они увещевают толпу не заниматься этим злым, нехристианским делом. Кое-кто узнает своих наставников, снимает шапки. Толпа колеблется, редеет, постепенно расходится. И так было не раз".

В 1909 священник опубликовал работу "Ветхий Завет и его непреходящее значение в христианской церкви", в которой резко критиковал попытки антисемитски настроенных авторов дискредитировать Танах.

о.Олександр у 1910 р.

Он был привлечён предварительным следствием по известнейшему "делу Бейлиса" в качестве эксперта по вопросу об употреблении иудеями человеческой крови.

В своей экспертизе заявил, что закон Моисея из Ветхого Завета запрещает пролитие человеческой крови и употребление её в пищу. Талмуд и другие документы иудейских раввинов этот закон не отменяют и не смягчают. Именно заключения священника Александра Глаголева легли в основу оправдательного приговора Бейлису.

Отец Александр Глаголев был хорошим знакомым семьи Булгаковых. Отец писателя, профессор Киевской духовной академии Афанасий Иванович Булгаков был старшим коллегой отца Александра по этому учебному заведению и прихожанином храма Николы Доброго, где служил Глаголев.

Церква Миколи Доброго, де служив о.Олександр

Священномученик в 1913-м венчал Михаила Булгакова и его первую супругу Татьяну Лаппа.

Он же выведен Булгаковым в романе "Белая гвардия", причем это единственный персонаж романа, выведенный под собственным именем, как священник храма Николы Доброго.

Позволим себе пространную цитату из "Белой гвардии", приведенную Михаилом Афанасьевичем в романе, как он пишет в своих дневниках, исходя из личного опыта общения с Глаголевым:

"Как-то, в сумерки, вскоре после похорон матери, Алексей Турбин, придя к отцу Александру, сказал:

– Да, печаль у нас, отец Александр. Трудно маму забывать, а тут еще такое тяжелое время... Главное, ведь только что вернулся, думал, наладим жизнь, и вот...

Он умолк и, сидя у стола, в сумерках, задумался и посмотрел вдаль.

Ветви в церковном дворе закрыли и домишко священника. Казалось, что сейчас же за стеной тесного кабинетика, забитого книгами, начинается весенний, таинственный спутанный лес. Город по-вечернему глухо шумел, пахло сиренью.

– Что сделаешь, что сделаешь,– конфузливо забормотал священник. (Он всегда конфузился, если приходилось беседовать с людьми).– Воля божья.

– Может, кончится все это когда-нибудь? Дальше-то лучше будет? – неизвестно у кого спросил Турбин.

Священник шевельнулся в кресле.

– Тяжкое, тяжкое время, что говорить,– пробормотал он,– но унывать-то не следует...

Потом вдруг наложил белую руку, выпростав ее из темного рукава ряски, на пачку книжек и раскрыл верхнюю там, где она была заложена вышитой цветной закладкой.

– Уныния допускать нельзя,– конфузливо, но как-то очень убедительно проговорил он.– Большой грех – уныние... Хотя кажется мне, что испытания будут еще. Как же, как же, большие испытания,– он говорил все увереннее.

– Я последнее время все, знаете ли, за книжечками сижу, по специальности, конечно, больше все богословские...

Он приподнял книгу так, чтобы последний свет из окна упал на страницу, и прочитал:

– Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод; и сделалась кровь".

Метрична книга церкви Миколи Доброго з записом про вінчання Михайла Булгакова з Тетяною Лаппо. І підпис священика Глаголєва

По воспоминаниям священника Сергия Сидорова, ни один из священников, им слышанных, не совершал так литургию, как отец Александр, "никто из них не служил с такой яркой верой в Господа, с такой радостью видеть Его".

Во время литургии, по словам отца Сергия, "забываешь о храме и видишь Бога". Еще одна цитата Сидорова:

"Праздновался 30-летний юбилей ученой деятельности отца Александра. Храм Доброго Николы был переполнен депутациями и молящимися. Литургию служило 50 священников, более 100 иереев – почитателей и друзей отца Александра – молились с ним.

Были все находящиеся в Киеве епископы, пел прекрасный хор. Католические патеры, протестантские пасторы, раввины, профессора и нищие, юноши и торговки подольские, студенты и крестьяне пригородных сел – все собрались в этот день выразить юбиляру любовь и уважение.

Депутации говорили ему о его научных заслугах, указывали на стойкость его убеждений, но главное, преклонялись перед его безграничной любовью к людям.

Вспоминали темные ужасы еврейских погромов, когда отец Александр один с крестом остановил разъяренную толпу и спас тысячу евреев, открывали его помощь беднякам, его хождение по грязным закоулкам Подола и его пламенную защиту всех обездоленных, всех грешных и отверженных перед миром и Богом.

Основная черта подвига отца Александра – это смирение. Он, знаменитый ученый, лучший в мире знаток еврейского языка, автор классического труда об ангелах (единственного на Руси), совершенно не придает значения своим работам. На первом плане в его творениях стоит предмет, им изучаемый, перед которым он благоговеет".

Как и над многими другими священномучениками, над отцом Александром тучи сгущались постепенно. Первый раз его арестовали еще в 1930 году. Второй раз – 20 октября 1937 года в составе группы киевских священников вместе с митрополитом Константином Дьяковым.

На основании ложных показаний начались допросы, которые проводил следователь НКВД Гольдфарб. Протоиерей Александр на допросах держался независимо, за что, по свидетельству однокамерников, в наказание был поставлен на 16 суток "на стойку".

Во время следствия, подвергаясь страшным избиениям, протоиерей Александр Глаголев не отрекся от веры, не лжесвидетельствовал, как того требовали следователи, и даже не проклинал своих убийц.

 Дошка на одному з корпусів університету "Києво-Могилянська академія"

Умер священномученик 10 ноября на допросе, как утверждалось в рапорте следователя от "сердечной недостаточности". Впрочем, в решении прокуратуры о реабилитации стояла другая причина смерти – "от чрезмерного использования мер физического воздействия".

Самое поразительное, что забит до смерти 65-летний Глаголев был в том же кабинете №164 следственного управления Лукьяновской тюрьмы, что и митрополит Константин Дьяков и…. в тот же самый день. То есть следователю-садисту не хватило смерти одного старика, он в тот же день пригласил второго и сделал с ним то же самое…

Похоронен протоиерей Александр Глаголев был на Лукьяновском кладбище. Он был канонизирован как священномученик Русской православной церковью за границей (находится в каноническом общении с РПЦ), что позволяет служить ему службы и обращаться в молитве к любой православной общине мира.

 Олексій Глаголєв - син о.Олександра

В Киеве осталось немало мест, связанных с памятью о протоиерее Александре.

Так, с 1903 по 1930 год священник служил в храме Святого Николы Доброго на Подоле.

Сам храм был уничтожен, но осталась его бывшая колокольня – ныне церковь Святой Варвары. В ней священномученик служил каждую зиму с начала 20-х годов.

С 1930 по 1937 год отец Александр служил в храме Николы Набережного, который находится на улице Григория Сковороды, 12/8.

Наконец, на стене одного из корпусов Киево-Могилянской академии по улице Волошской, 8/5, корп. 4 расположена памятная доска, свидетельствующая, что в этом доме у священника Александра Глаголева родился сын – священник Алексей Глаголев, которому национальным мемориальным центром Яд ва-Шем (Израиль) присвоено звание "Праведник народов мира".

Но это уже совсем другая история…

Олег Гавриш, Влад Головін

 "Історична правда", 7 лютого 2013