• Головна
  • Моніторинг
  • Кризис рождения. О Константинополе, советском наследии, старообрядчестве и украинской автокефалии. Часть вторая...

Кризис рождения. О Константинополе, советском наследии, старообрядчестве и украинской автокефалии. Часть вторая

07.11.2018, 16:25
Кризис рождения. О Константинополе, советском наследии, старообрядчестве и украинской автокефалии. Часть вторая - фото 1
Носители советского сознания из Московской патриархии, дабы противостоять «экспансии» Константинополя на постсоветском пространстве бывшего СССР, не смогли придумать ничего более серьезного, чем избитый сталинский аргумент.

Начало – ЗДЕСЬ…

Есть ли Константинополь? А есть ли Русь?

Носители советского сознания из Московской патриархии, дабы противостоять «экспансии» Константинополя на постсоветском пространстве бывшего СССР, не смогли придумать ничего более серьезного, чем избитый сталинский аргумент. На предложение союзников заключить дипломатический договор с государством Ватикан Сталин ответил: «А сколько у него дивизий?» Воспитанные в таких ценностных категориях и на таких героях советские и постсоветские иерархи продолжают мыслить и оценивать ситуацию такими же критериями как внутри своей Церкви, так и в других поместных православных Церквях.

Такой советский атеистический подход несовместим с христианским мировоззрением. Ведь это равносильно тому, как члены Синедриона Ветхозаветной Церкви оценивали чисто арифметическими критериями новорожденную новозаветную Церковь Христову, считая ее «маргинальной сектой». В этом отношении справедливо замечает видный богослов и иерарх Константинопольского патриархата архиепископ Иов (Геча): «В Церкви нет критериев численности. В истории христианства никогда Церкви не делились на большие и малые. Каждая Церковь является телом Христовым в данном месте, поэтому не важно, сколько в этом месте живет людей, самое важное — что в этом месте присутствует Христос и присутствует Его Церковь».

Сторонникам арифметическо-материалистического подхода к оценкам духовных процессов стоило бы напомнить, что после успешной реализации тем же Сталиным «безбожной пятилетки» к 1939 году на весь СССР оставалось всего около 100 легально действовавших приходов Московского патриархата и три правящих митрополита. И если бы не Вторая мировая война, то по планам «безбожной пятилетки» в СССР не должно было остаться «ни одного попа». Помнят ли эту арифметику ценители советского наследия из Московской патриархии? А ведь это было не так уж давно. И совсем не в заморском государстве.

Это относится и к тому аргументу, что на современных картах уже 500 лет не существует Константинополя, а потому, мол, нет и Константинопольского патриархата. Это заявляют ныне многие видные представители Московского патриархата, которые еще вчера ездили на Афон и в другие епархии Константинопольского патриархата, сослужили и ничтоже сумняшеся поминали там Вселенских Патриархов. Получается, еще вчера для них Константинопольский патриархат существовал и это не вызывало ни малейших сомнений и споров, а теперь вдруг за один день перестал существовать. Но в таком случае хочется спросить, а где на современных картах существует государство «Русь»? Почему первоиерархи Московские именуют себя Патриархами не существующего уже более чем 700 лет государства «Русь» (столицей которого, к слову, был Киев, тогда как Москва была его провинцией-окраиной, а территории далее окраин Суздаля и вовсе никогда не входили в состав Руси). Исходя из такой логики спикеров РПЦ МП, не только Патриарх, но и сама РПЦ не имеет права на свое нынешнее название. На картах мира нет не только государства «Русь», но нет и государства с названием «Русское». Есть Российская Федерация, до этого был СССР, до этого была Российская империя, а до этого – Московское княжество и царство. «Россия» и «Русь», «российский» и «русский» – не одно и то же. Так как же должна исторически и канонически называться РПЦ МП и каким должен быть титул Московских Патриархов?

Если видные иерархи Московской патриархии смеют заявлять, что после 11 октября 2018 г. Вселенский Константинопольский патриархат прекратил свое существование, то ведь и в Константинополе могут предпринять ответные меры. И оснований у последнего будет более чем достаточно.

Однако, откуда в кругах Московского патриархата неожиданно появилась такая резкая конфронтационная риторика? Если обратиться к истории, то мы увидим, что ничего нового здесь нет. Именно такими аргументами обосновывали свою самодостаточность вплоть до схизмы со вселенским православием московские старообрядцы как во времена Василия Темного и Ивана Грозного, так и при Патриархе Никоне и во все последующие периоды истории российского старообрядчества, вплоть до нашего времени. Налицо постепенный возврат к старообрядческой идеологии. По всей видимости, в дальнейшем он будет только нарастать. И сложно сказать, плохо это или хорошо. Ведь возврат к собственным национальным (в данном случае старообрядческим) первоистокам и идентичности есть процесс возрождения. Он всегда неоднозначен и труден. И в то же время естественен.

Украинские роды

Что же касается Украины, то здесь тоже наблюдается некий неотвратимый откат истории. После отката должно родиться что-то новое. Мы имеем в виду не только разрыв «переяславского воссоединения» с Москвой, но и возврат Киевской митрополии в лоно Константинопольского патриархата, возобновление роли Константинополя в местной церковной жизни и возрождение Киева как исторического и духовного центра восточного славянства, альтернативного старообрядствующему «русскому миру».

Здесь свой кризис идентичности. Он тоже болезненный и грязный. Идут роды…

Более 300 лет Украинская Церковь, так и не достигнув совершеннолетия, была поглощена российской сестрой. Собственно, чтобы ее присоединить к Москве, Патриарх Никон Минов и затеял тогда грандиозную реформу московского православия, сглаживая различия и приближая его к украинским образцам. В итоге такого искусственного объединения и московская, и киевская церковные традиции утратили свою самобытность и были безжалостно унифицированы новой синодально-имперской системой. И здесь в равной мере пострадали как киевская, так и московская стороны. Жестокие преследования российских старообрядцев со стороны «никониан» как раз и были мотивированы необходимостью единства с Украинской Церковью. Этот компромисс привел к духовным трагедиям обоих народов – российского и украинского. Слепить один народ из двух не удалось. И одну Церковь слепить тоже не удалось. Слишком сильными оказались различия ментальные, культурные, языковые, бытовые и исторические. И чем больше их пытались насильно переплавлять в одно, тем больше нарастало расторжение внутреннее.

Нынешнее расторжение внешнее – лишь следствие этих длительных и непростых внутренних процессов. И чем сильнее Украину будут принуждать к единству с Россией, тем сильнее будет нарастать это расторжение. Эффект сжатия пружины.

Особый тлетворный отпечаток на украинское православие наложило советско-сергианское наследие. Все ныне действующие в Украине православные юрисдикции так или иначе преемствуют советскому православию, со всеми его негативными и положительными качествами. Рожденные поколением из СССР, они так и не вырвались из этого духовно поврежденного состояния. И хоть флаги и лозунги давно были сменены, но внутренняя суть осталась прежней.

Ныне у украинского православия появился уникальный шанс избавиться от порочного шлейфа советского наследия. С помощью Константинополя. Этот процесс церковной декоммунизации требует как смены старых церковных элит, так и определенного переворота сознания. А это крайне сложно и, опять же, болезненно.

Носители советского наследия из последних сил пытаются удержаться на поверхности, цепляясь руками и зубами за любую возможность остаться у руля. Яркий пример – происходящие внутри УПЦ КП процессы. Хватит ли сил и терпения у Константинополя окончательно переломить ситуацию и вывести ее на качественно новый уровень? Готово ли к этому украинское церковное сообщество? Ведь в смене нуждаются не только флаги, лозунги и кадры, но и сознание, ментальность, образование. Необходимо научиться новому отношению к Церкви – не как к земной административной структуре (что характерно для советского атеистического сознания), а как ко вселенскому духовно-мистическому организму — Телу Христову. Нужны пастыри, духовные поводыри народа, а не церковные функционеры и чиновники, мечтающие стать церковными помещиками и феодалами.

За 30 лет своего существования ни одна из украинских постсоветских православных юрисдикций не оказалось способной дать миру новую богословскую школу. Не смогла дать новые имена выдающихся богословов, святителей и подвижников. Застой рождает кризис. Избавиться от него не поможет само по себе предоставление Томоса об автокефалии. Тем более старым советским и постсоветским церковным элитам. Скорее наоборот, оно лишь законсервирует то духовно поврежденное состояние, в котором оказались украинские церковные сообщества.

Чтобы новые роды оказались успешными, нужен опытный врач-акушер. Под его профессиональным контролем должен проходить процесс вынашивания и рождения ребёнка. Такой врач несет ответственность за здоровье плода и его матери.

В роли такого врача выступает ныне Вселенский патриархат. С его помощью должно пройти не только вынашивание плода, но и рождение всех новых институтов новой Церкви. Без помощи со стороны новорожденный может погибнуть.

При поддержке Вселенского патриархата в Украине может родиться новая богословская школа, способная, в свою очередь, породить новые церковные элиты. Украинской Церкви нужен новый, молодой и энергичный лидер уровня Петра Могилы, не поврежденный советским наследием и обладающий блестящим западным богословским образованием, духовной харизмой и цельностью церковного сознания. Только такой лидер способен создать в Украине новую богословскую школу и воспитать новые церковные элиты страны.

Но есть ли он ныне в Украине? Увы… Такого лидера на данном этапе может дать Украине только Вселенский патриархат. А местным иерархам и священникам необходимо смирить свои амбиции и продолжить обучение, дабы достичь хоть минимума современной (не постсоветской) образованности.

***

Как будут разворачиваться события на практике, все мы сможем наблюдать в ближайшем будущем. Они будут очень непростыми и порой неожиданными.

Но, как признал 31 августа в стамбульском аэропорту Московский Патриарх Кирилл, «многое за это время произошло в жизни наших Церквей, и ситуация в мире очень поменялась». Это верно. И как было 5 или 20 лет назад, уже никогда не будет. С этим нужно смириться и в РПЦ МП, и в УПЦ КП, да и во всем мировом православии, и приспосабливаться к новым реалиям и новым вызовам. А жизнь сама расставит все на свои места. Так что не стоит огорчаться. Все будет хорошо. Ибо, еще раз повторимся, без воли Божией «и волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21:18).