«Не существует какой-то жесткой «Болонской системы», существует лишь Болонский процесс», ? Владимир Бурега
В состав делегации вошли первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде и заведующий кафедрой богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия архимандрит Кирилл (Говорун), проректор Киевской духовной академии по научно-богословской работе В.В.Бурега, секретарь Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Кирилл Копейкин и помощник ректора Московской духовной академии по инновационной деятельности иеродиакон Родион (Ларионов). Делегация посетила кафедру православной теологии Белостокского университета, Христианскую богословскую академию в Варшаве, православные богословские факультеты Прешовского, Белградского, Афинского, Фессалоникийского, Софийского, Великотырновского и Бухарестского университетов.
Члены делегации ознакомились с особенностями образовательных систем Поместных Православных Церквей, обменялись опытом применения норм Болонского процесса в изучении православного богословия и обсудили конкретные механизмы сотрудничества между богословскими учебными заведениями разных стран.
О том, каковы перспективы интеграции духовных школ Украины в Болонский процесс мы поговорили с Владимиром Викторовичем Бурегой проректором КДАиС по научно-богословской работе.
Владимир Викторович, расскажите, пожалуйста, о задачах, поставленных перед делегацией.
Главная задача заключалась в том, чтобы ознакомившись с опытом работы православных богословских факультетов Европы, попытаться найти оптимальную модель интеграции в Болонский процесс для высшего богословского образования Русской Православной Церкви. При чем это касается не только России, но и Украины, Белоруссии и других стран, на которые сегодня распространяется каноническая власть Русской Православной Церкви.
Поездка была чрезвычайно динамичной и напряженной. Она длилась почти две недели (с 22 ноября по 3 декабря). За это время мы посетили Польшу, Словакию, Сербию, Грецию, Болгарию, Румынию. Нам удалось побывать в высших богословских учебных заведениях всех Поместных Православных Церквей Европы.
Во-первых, это дало возможность увидеть, каким образом в этих учебных заведениях сегодня реализуются принципы Болонского процесса.
Во-вторых, мы смогли понять, как эти принципы сочетаются с традиционными системами образования различных Поместных Церквей, и как вообще, богословское образование может сосуществовать с Болонским процессом, как оно интегрируется в Болонский процесс.
В-третьих, было интересно увидеть, в какой форме сосуществует высшее богословское образование со светской системой образования, в каких формах оно интегрируется в эту систему, как осуществляется государственный контроль за качеством образования в высших богословских учебных заведениях, какие механизмы влияния на богословские школы имеют государство и Церковь.
На все эти вопросы мы искали ответы во время поездки.
В каждой богословской школе мы встречались с ее администрацией и профессорами и проводили достаточно детальное обсуждение того, что существует сейчас в этой Церкви. Как живет факультет, каково его устройство, какова вообще структура образования в стране, каковы сроки прохождения каждой образовательной ступени, насколько согласовано богословское образование в данном учебном заведении с принципами Болонского процесса, какие существуют критерии для избрания профессоров и доцентов, какие требования к диссертациям и т.д. В свою очередь, мы рассказывали о системе богословского образования в нашей Церкви.
Есть ли принципиальные различия в возможных путях вхождения в Болонский процесс богословских высших учебных заведениях Европы и Киевских духовных школах?
Следует отметить, что все учебные заведения, которые мы посетили, находятся сейчас на стадии интеграции в Болонский процесс. Разность степени этой интеграции в разных странах обусловлена несколькими факторами. Прежде всего, в каждой стране имеются свои образовательные традиции, которые она старается сохранить, несмотря на вхождение в общеевропейское образовательное пространство. Кроме того, в каждой стране есть свои особенности государственной политики в сфере образования, которые тоже влияют на то, что богословское образование в разной степени и по-разному интегрируется в Болонский процесс.
Но в целом все применяют принципы Болонского процесса в своих учебных заведениях. Это выражается в том, что, прежде всего, во всех без исключения учебных заведениях, которые мы посетили, действует трехступенчатая образовательная структура (бакалавр – магистр – доктор). Также во всех этих ВУЗах уже введена единая система переноса кредитных единиц. Все учебные программы написаны с учетом этой системы. Также все богословские высшие учебные заведения выдают европейское приложение к диплому, поддерживают международную мобильность студентов, участвуют в ряде общеевропейских образовательных программ.
Вместе с тем, продолжительность бакалаврских программ не у всех одинакова, различны подходы к порядку присуждения ученых степеней, к критериям назначении профессоров и доцентов, но это не препятствует применению базовых принципов Болонского процесса.
А зачем вообще нужно нашим духовным школам входить в Болонский процесс?
Задача интеграции в Болонский процесс была поставлена перед нами Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в минувшем году. И сейчас как раз идет активная работа по поиску оптимальных путей решения этой задачи. В связи с этим нередко высказывается недоумение: а зачем все это нужно? Зачем в Православной Церкви применять образовательные принципы, существующие в Западной Европе?
Поскольку у нас в церковной среде с принципами Болонского процесса знакомы не очень хорошо, то нередко бытует мнение, что Болонский процесс ? это навязывание «сверху» жестких принципов, которые должны разрушать традиционную национальную систему образования и внедрять вместо нее западные образцы.
На самом деле философия Болонского процесса иная. Этот процесс задуман не как создание единой образовательной системы, а как согласование различных национальных систем образования между собой, чтобы они стали прозрачными друг для друга. Поэтому не существует какой-то жесткой «Болонской системы», существует лишь Болонский процесс. А национальные системы образования в рамках этого процесса сохраняют свое многообразие и вовсе не сливаются в одно целое. Просто между разными странами устанавливается единое образовательное поле, которое позволяет студентам из одной страны ехать для повышения своей квалификации в другую страну. Именно для этого, например, создана единая система кредитных единиц и единообразная трехступенчатая структура обучения (хотя продолжительность разных ступеней обучения в разных странах может быть различной). Это позволяет университетам быть прозрачными друг для друга. Но при этом содержательное наполнение образовательных программ осуществляется университетами самостоятельно.
Для Западной Европы нехарактерно, чтобы Министерство образования что-то жестко и ультимативно навязывало университетам. Это характерно для постсоветского пространства и отчасти для тех стран, которые входили в социалистический блок. О чем-то подобном мы слышали лишь в Польше и Болгарии. Но и там этот стиль работы уходит в прошлое. Сегодня уже и в Центральной и Южной Европе есть тенденция к расширению университетской автономии. Функции контроля за качеством образования при этом, как правило, передаются в руки негосударственных межуниверситетских ассоциаций, членами которых являются авториетные профессора.
Так что Болонский процесс, сохраняя своеобразие национальных систем образования, создает механизмы сотрудничества, взаимодействия этих систем. Тем самым формируется единое образовательное пространство Европы.
Вхождение в это пространство православных богословских ВУЗов открывает перед нами широкие перспективы для взаимообогащающего сотрудничества.
Чего достигла делегация РПЦ в результате этой поездки? Возможно, есть наработки европейских университетов, которые уже сейчас можно применить в образовательной системе Киевских духовных школ?
Если говорить о конкретных практических результатах этой поездки, следует отметить, что все высшие учебные заведения, которые мы посетили, выразили готовность с нами сотрудничать: обмениваться студентами, проводить совместные конференции, обмениваться литературой, защищенными диссертациями и т.д. Есть ряд направлений сотрудничества, которые можно реализовывать уже сейчас.
Однако наша система образования должна быть прозрачной для наших партнеров. Сохраняя традиционное деление на семинарию, академию и аспирантуру, мы можем описать это деления в категориях бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Тем самым мы обозначим координаты, ясные для внешнего наблюдателя. Вслед за этим необходимо будет думать о взаимном обмене студентами и профессорами, взаимном признании дипломов, системе переноса кредитных единиц и т.д.
Сегодня вопрос о согласовании образовательных систем различных Поместных Церквей остается нерешенным. Например, в духовных академиях в России и в Украине обучается немало сербских студентов. Однако в Сербии духовные семинарии являются средними специальными учебными заведениями. Они дают студентам полное среднее образование с элементами богословских знаний. После семинарии в Сербии студенты идут на бакалаврские программы богословских факультетов. А наша семинария дает полноценное богословское образование, аналогичное бакалавриату, то есть стоит на ступеньку выше сербских семинарий. При этом мы принимаем выпускников сербских семинарий сразу в академию. И тут выясняется, что у них нет достаточной подготовки, чтобы освоить академический курс и написать качественную дипломную работу или кандидатскую диссертацию. Но и это еще не все. Ведь затем у этих наших выпускников возникают проблемы дома. Они становятся у нас кандидатами богословия, а в Сербии их признают лишь магистрами. Это лишь одна из проблем, решить которую необходимо в рамках единого европейского образовательного поля.
Сегодня можно говорить вполне определенно, что все православные ВУЗы Европы идут по пути Болонского процесса, то есть идут в одном направлении. Но при этом каждый пытается выработать свою особую модель в рамках единого процесса. Какой-то координирующей роли здесь никто не выполняет.
При этом потенциал Русской Православной Церкви в данном процессе пока что остается незадействованным. И по количеству учебных заведений, и по интеллектуальному потенциалу РПЦ могла бы занять в этом процессе не последнее место. Мы вполне могли бы высказывать инициативы, актуальные для всех Церквей. Сейчас уже можно заключать двусторонние договора, которые бы постепенно формировали это единое образовательное поле. И Киевская духовная академия уже начала переговоры о возможном подписании договоров с несколькими православными ВУЗами Европы.
Несомненно, важным результатом поездки стало установление личных контактов. Сейчас, когда мы пытаемся согласовать наше традиционное образование с новыми европейскими тенденциями, опыт других Поместных Церквей чрезвычайно важен, потому что они уже заметно продвинулись на этом пути.
Зачем изобретать колесо? Нужно опереться на лучшее, что уже сделали наши братья и, использовав это, выработать свою модель. Вряд ли она будет единой для всех, потому что в России одна ситуация в образовании, в Украине она немного другая. Законодательная база и общая стратегия Министерств образования наших стран несколько разнятся. И потому модель, которая сформируется в Украине, будет отличаться от той, которая формируется в России. Но, тем не менее, эти модели должны быть друг для друга понятны, прозрачны и согласованы. Эту возможность как раз и дает Болонский процесс. Поэтому не воспользоваться теми возможностями, которые сегодня открываются перед нами, было бы, наверное, неправильно.
Спасибо за беседу.
Ірина Опатерна